Светлана Калугина
Конспект НОД по развитию фонетическо-фонематической стороны речи у детей старшей группы «Дифференциация звуков [У] — [A]»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема:«Дифференциация [У] – [A]»
Форма проведения: фронтальное.
Образовательные области :речевоеразвитие, познавательное развитие, социально-коммуникативноеразвитие, физическое развитие.
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
- учить давать сравнительную характеристику [У] и [A]
- подбирать картинки на заданный звук
Коррекционно – развивающие :
- закреплять понятие «слово», «гласный звук»
Публикация «Конспект НОД по развитию фонетическо-фонематической стороны речи у детей старшей группы „Дифференциация звуков [У] — [A]“» размещена в разделах
- Буква У и звук [У]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие фонематического слуха
- Старшая группа
- Темочки
- развивать фонематическое восприятие
- закреплять понятие о месте звука в слове : звук в начале слова
- развивать артикуляционную мелкую моторику, просодические компоненты речи
- выделять звуки из слова слогов, слов
Коррекционно – воспитательная:
- воспитывать усидчивость и умение обращаться с раздаточным материалом
Оборудование:
- зеркала
- пеналы с цветными фишками для обозначения звуков и составления схем
- предметные картинки на[У], [A] в начале слов
- карточки с жёлтыми окошками для определения позиции звуков.
Ход НОД.
- Сейчас сядут те дети, кто назовет слово, которое начинается
- со [A]
- со [У]
(правильно выполнившие, получают ромашку). Дети садятся на места
- Теперь придвиньте зеркала и выполним упражнения
- «Окошко закрывается и открывается»
- спокойное открывание и закрывание рта
- «Поцелуй» - Губы вытянуты вперед трубочкой.
- «Лопаточка» - удерживать положение счетом до 5
- Следующее задание:
Встаньте, плавно разведите руки в стороны и произнесите протяжно: -ААА-. Затем соедините руки перед грудью и произнесите -У- (повторить 3-4 раза)
- мы познакомились со [У] и [A], а сегодня будем учиться их различать.
Детям предлагается произнести звуки. При произношении обращается внимание на положение губ.
[A] – рот широко открыт
[У] – губы вытянуты вперед.
Затем дети сравнивают звуки чем похожи и чем отличаются.
Обращается внимание:
- оба эти звука гласные и обозначаются красными фишками.
- Сейчас мы с вами с помощью палочек эти звуки выложим. Дети выкладывают буквы –А- и –У- из четных палочек с опорой на буквы выставленные на доске.
- Предлагаю следующие задания- мы будем играть в игру: «Хлопай, топай, не зевай»
Логопедом произносится ряд звуков кроме А и У присутствуют и другие звуки.
- Вы внимательно слушаете и когда услышите –У- - хлопаете в ладоши, а услышите –А- - топаете ногами.
- Теперь придвиньте карточки с желтыми окошками и мы будем определять, где поселился звук.
Детям выставлется картинка
-улитка-
- Назовите с какого звука начинается слово. Где вы слышите –У-
- Какой фишкой мы обозначаем этот звук. Где посилился звук –У- в слове. – В каком окошке мы разместим красную фишку? Почему?
Выставляется картинка – Арбуз-, задание на определение позиции –а- повторяется в той же последовательности, что и со [У] .
Правильно выполнившие, получают ромашку.
Физминутка.
- Я предлагаю вам немного отдохнуть. Для этого мы выполним физкультминутку.
Дети выполняют движения по тексту стихотворения.
Каждый день по утрам
Делаем зарядку
Очень нравится нам
Делать по порядку:
Весело шагать,
Весело шагать,
Прыгать и прыгать
И скакать.
Посмотрите у меня на доске развешаны картинку и все смешались. Нужно помочь Ане и Ульяне их разделить.
- Какие картинки мы будем отбирать Ульяне? (ответы детей)
Какие отбирает Ане (ответы)
Вызываются поочередно дети, называют картинки и определяют звук в ее названии. За правильный ответ получают ромашку, не правильно выполнившие возвращаются на место.
- Следующая игра, которую я вам предлагаю называется «Цепочка звуков». Вы слушаете: сколько я произношу звуков, столько красных фишек вы выкладываете
А; АУ; УП; АП; У
- Сколько звуков вы слышали?
- Сколько фишек выложили?
- Назовите первый звук
- Теперь давайте четко произнесем чисто говорки на[У] – [A].
Дети повторяют вслед за педагогом
Ан-ан-ан-ан – в кузне течет кран
Ух-ух-ух- ходит по двору петух
Ка – ка-ка – дам котятам молока
Ку-ку-ку- сидит сорока на суку.
Итог занятия:
- Какие звуки учились различать? Чем эти звуки похожи? Чем еще занимались на занятии.
Оценка работы детей, подсчет полученных ромашек.