Екатерина Волосатова
Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотаблиц в старшей группе «Пересказ рассказа Е. И. Чарушина «Ёж»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия «Пересказ рассказа Е. И. Чарушина «Ёж».
Цель: формирование умения пересказывать текст с опорой на мнемотаблицу.
Задачи:
1) Закрепить навыки преобразования символов мнемотаблицы в слова и предложения.
2) Упражнять в умении использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, правильно использовать предлоги.
3) Развивать слуховое внимание и память, словесно-логическое мышление через отгадывание загадок;
Темочки:
- Еж, ежик. Конспекты занятий, НОД
- Еж, ежик. Чтение, пересказ
- Еж, ёжики. Все о ежах для детей
- Еж, ёжики. Сказки, стихи, детская литература
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Чарушин Е.И.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2021
4) воспитывать интерес к художественной литературе, умение внимательно слушать выступления товарища.
Материалы и оборудование: мнемотаблица, демонстрационные картины с животными к загадкам, портрет Е. И. Чарушина, картина «Еж».
Мнемотехника – в дословном переводе с греческого языка означает «искусство запоминания». Это определенная система приемов и методов, действие которых направленно на максимально эффективное сохранение, воспроизведение и запоминание получаемого материала. Основной смысл применения мнемотаблицы для детей заключается в следующем – для определения конкретного слова или словосочетания используется конкретное изображение (картинка, при помощи которого происходит схематическая зарисовка слова. Тщательно изучая представленные изображения, ребенок ускоренными темпами может запоминать и воспроизводить текстовый материал, что помогает развитию речи для дошкольников.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Организационный момент.
- Доброе утро!
Собрались все дети в круг
Я твой друг, и ты мои друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Чтобы у нас весь день было хорошее настроение.
Воспитатель: Ребята предлагаю вам отгадать загадки и выбрать картинки животных, которые соответствуют этой загадке.
(на доску педагог выставляет изображения животных-отгадок)
И по елкам ловко скачет,
И влезает на дубы,
И в дупле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы (белка)
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко (лось)
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
А когда придёт весна,
Просыпается от сна. (Медведь)
Эта рыжая плутовка
Ловит мышек в поле ловко.
Хоть похожа на собаку,
Никогда не лезет в драку.
Нет хитрей её в лесу,
И узнали мы… (лису).
Дружбу водит лишь с лисой,
Этот зверь сердитый, злой.
Он зубами щёлк да щёлк,
Очень страшный серый. (Волк)
Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки не одной. (Еж)
(Дети отгадывают загадки)
Воспитатель: Молодцы! Ребята, а что объединяет всех этих животных?
Дети: Эти все животные живут в лесу, они дикие животные.
Воспитатели: Видели ли вы когда-нибудь диких животных? Расскажите, как и когда вы их встречали?
Дети: Я видел белку, когда мы с папой ездили за грибами в лес.
Воспитатель: Ребята, а сейчас я вас приглашаю в лес и превращаю в животных. Выходите на ковер.
Физминутка «Звериная зарядка»
Раз - присядка,
Два - прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята как проснуться (кулачками потереть глаза)
Любят долго потянуться
(потянуться)
Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть (движение бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнуть (прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнуть (легкий прыжок вверх)
Ну, а мишка косолапый (руки полусогнуты в локтях,
ладошки соединены ниже пояса)
Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч)
То одну, то обе вместе (переступание c ноги на ногу)
Долго топчется на месте (раскачивание туловища в стороны)
А кому зарядки мало –
Начинает все сначала! (развести руки в стороны на уровне пояса ладонями вверх)
Воспитатель: Молодцы, ребята, присаживайтесь на места. Я вам предлагаю послушать рассказ детского писателя Е. И. Чарушина «Ёж».
(на доске - портрет писателя, картинка ежа)
Ходили ребята по лесу, нашли под кустом ежа. Он там со страху шариком свернулся. Попробуй-ка возьми его руками - везде иголки торчат. Закатали ежа в шапку и домой принесли. Положили на пол, поставили молочка в поддонничке. А еж лежит шариком и не шевелится. Вот он час лежал и еще целый час. Потом вылез из колючек черный ежиный носик и задвигался. Чем это вкусным пахнет? Развернулся еж, увидел молоко и стал его есть. Поел и снова шариком свернулся. А потом ребята другим чем-то занялись, зазевались - ежик и удрал к себе обратно в лес.
Воспитатель: Ответьте на мои вопросы, в этом вам поможет мнемотаблица.
(задает вопросы и показывает на доске мнемотаблица)
Вопросы по тексту:
- Где гуляли ребята?
- Кого они нашли в лесу?
- На что был похож ёжик?
- Почему ёж свернулся в шарик?
- Почему дети не могли взять ежа в руки?
- Как ребятам удалось взять ежа?
- Что дети дали ёжику?
- Почему ёж не стал сразу есть?
- Как ежу удалось вернуться в лес?
Воспитатель: Предлагаю вам ещё раз прослушать рассказ, обратите внимание на мнемотаблицу.
(Повторное чтение рассказа)
Воспитатель: А теперь предлагаю вам ребята пересказать этот рассказ парами : один начинает, другой завершает в этом вам поможет наша мнемотаблица.
(Пересказ детей).
Рефлексия.
Воспитатель: Что вам больше всего понравилось на занятии?
Дети: Мне понравилось отгадывать загадки.
Мне понравились таблицы.
Воспитатель: Как называется рассказ, написанный писателем?
Дети: Рассказ «Еж».
Воспитатель: С каким писателем вы сегодня познакомились?
Дети: Чарушин.
Воспитатель: Молодцы. Спасибо!