Татяна Леонова
Конспект открытого занятия по музыке «Музыкальные занятия дома»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребенка - детский сад № 3 "Ромашка"
города Ставрополя
Семинар-практикум для родителей
Подготовила
музыкальный руководитель
Леонова Т. И.
Ставрополь, 2016г.
Семинар-практикум для родителей
Здравствуйте, уважаемые родители! Наша с вами встреча обозначена, как «Музыкальные занятия дома». Да, именно дома.
Публикация «Конспект открытого занятия по музыке „Музыкальные занятия дома“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
Вы, наверное, замечали, что дети музыкантов чаще всего становятся музыкантами; дети актеров – актерами, медиков – медиками, военных – военными. Это говорит о том, как важна та среда, в которой растет ребенок. Среда и еще ваш личный пример: если вы дома читаете книги – ваши дети будут читать, если вы занимаетесь физкультурой или спортом – ваши дети будут к этом стремиться; если вы не досуге поете – ваши дети будут петь; а если вы целый день сидите, уткнувшись в планшет – ваши дети, поверьте, тоже будут сидеть в гаджетах. Потому что для ребенка дошкольного возраста родители – боги, пример для подражания. У них еще нет жизненного опыта, но схватывают все налету, и воспитание (веским отеческим словом питание) происходит только на личном примере, что бы вы своему чадо не говорили…
Психологи утверждают, что основные задатки у ребенка вкладываются до 5-6 лет. После этого возраста воспитывать бесполезно. Очень важно в этом возрасте заметить предпочтения, увлечения, заинтересованность какими-либо видами деятельности для того, чтобы развивать ребенка в этом направлении и подвести к выбору профессии. Как говорит русская пословица: «Что посеешь, то и пожнешь!» Так вот, важно не упустить время посева. Мы же, педагоги, можем вам, родителям в этом помочь, проводя подобные школы для родителей.
Чтобы понять предпочтения вашего ребенка, ему нужно предлагать как можно больше разных видов деятельности. И я хочу сегодня показать, как можно в форме игры привлечь детей к общению с музыкой.
Для детей младшего и среднего возраста есть замечательный музыкальный методический материал Е. Железновой. Этот творческий педагог разработала авторскую методику «Музыка с мамой». Составляющим звеном этой методики являются пальчиковые игры, которые способствую развитию координации движений рук, мелкой моторики, речевого аппарата. Предлагаю поиграть…
Пальчиковая игра «Апельсин»
Следующая игра не только развивает координацию движений, а является средством самомассажа.
«У жирафов»
Дети обожают играть в прятки. Но не всегда есть возможность и место… Зато можно спрятать игрушку и устроить для желающего ее поиски с помощью слов «холодно, горячо, теплее…», усиления и ослабления голоса и хлопков…
Игра «Горячо-холодно» - развивает реакцию, внимание.
Очень часто родители считают прослушивание классической или народной музыки неинтересным занятием, даже не предполагая, сколько великолепной музыки сочинили композиторы-классики за последние 300 лет для детей. Про народную музыку я вообще молчу – это просто живой родник, из которого детям необходимо «поить душу».
Все мы хорошо знаем, что любимое занятие ребенка – игра, поэтому превращаем процесс восприятия классической музыки в игру – такие игры развивают образное мышление, творческое воображение и фантазию.
Прослушивая «Детский альбом» П. Чайковского, мы можем превратиться в Бабу Ягу, в деревянных солдатиков, в девочку, которой подарили новую куклу, или, у которой кукла заболела, поиграть в лошадки, помечтать, станцевать польку, вальс или мазурку…. Слушая «Картинки с выставки» М. Мусоргского, чутко воспринимая музыкальные образы, подсказанные самим названием, можно сочинить рассказ или запечатлеть услышанное в рисунке. Тогда мы сможем узнать, почему гном злой, есть ли обитатели у старого замка, о ком скорбят «Богатырские ворота».
А ведь есть альбомы с детской музыкой еще у композитора С. Прокофьева, Р. Шумана, С. Слонимского, К. Дебюсси, С. Майкапара, А. Гречанинова, «Танцы кукол» у Д. Шостаковича.
Очень любят ребятишки перевоплощаться в различных животных. Почему бы это не сделать под музыку? Такое занятие способствует формированию эмоционального восприятия, развитию музыкально-ритмических движений, слуховой и моторно-двигательной памяти. У французского композитора К. Сен-Санса есть цикл очень ярких образных пьес - «Карнавал животных». Предлагаю попробовать перевоплотиться во льва.
«Королевский марш льва» К. Сен-Санс.
Если вы любите петь, даже если вы знаете всего одну песню – ее можно обыграть с ребенком несколькими приемами, например:
1. Прием «Эхо» - вы поете фразу – ребенок повторяет
2. Пение «по цепочке» («Эстафета») – мама поет одну фразу из песни, папа – вторую, ребенок третью, бабушка – четвертую, или чередуясь вдвоем.
3. Пение внутренним слухом – одну фразу поете вместе, вторую про себя, третью вслух, четвертую – про себя и т. д.
4. Пение с показом движений («Шар»)
А еще можно пропевать, прохлопывать, протопывать, простукивать, прозвякивать имена любимых игрушек, членов семьи, друзей, знакомых – очень полезное занятие для развития чувства ритма.
А если вы знаете какие-либо детские стихи – их можно попробовать превратить в песенки, например «Наша Таня громко плачет», «Идет бычок, качается» и т. д.
Еще мне бы хотелось вам рассказать о таком виде деятельности, как музицирование. Если у вас есть дома музыкальные инструменты, даже детские, игрушечные – это просто здорово. Но даже если их у вас нет, не стоит огорчаться. Шумовые инструменты можно сделать самим, например: насыпать разные крупы в разные баночки в разном количестве - они будут шуметь по-разному; налить в стаканы, банки воду – постучать по ним карандашиком, ложечкой и т. д. – таким образом можно даже сыграть мелодию. Я не говорю о разных стучалках, бренчалках, звенелках, которые можно придумать из любого бросового материала, старых ключей, крышечек, коробочек, лески и т. д.
Теперь поговорим о том, как это все использовать и для чего. Во-первых, игры с шумовыми инструментами формируют слуховое восприятие, внимание, реакцию, терпение, ну и, конечно же, чувство ритма, тембровый слух.
Опять же у Екатерины Железновой есть чудесные «Сказочки-щекоталочки», где рассказываемая сказка озвучивается либо музыкальными инструментами, либо подручными предметами.
«Магазин игрушек» - сказка-шумелка
А вообще-то у каждого из нас есть при себе «музыкальные инструменты» - голос, язык, руки, ноги.
В заключении нашей встречи игра «Если нравится тебе».
Хочу пожелать вам, дорогие родители, - играйте со своими детьми, не жалея на это свое время, ведь, как говорит русская пословица: «Что посеешь, то и пожнешь»
Сейте разумное, доброе, вечное! Благодарю за внимание.