Виктория Малых
Конспект занятия «Образ зимы в музыке»
▼ Скачать + Заказать документы
«Образ Зимы в музыке»
Цель: развивать у детей образное мышление и представление о зиме средствами музыкального восприятия.
Задачи:
воспитывать у детей любовь к природе и всему прекрасному;
учить детей замечать изменения в природе;
создавать у детей отклик на явления природы и изобразительные средства музыки, повествования, передавая своё отношение к музыке, поэзии, живописи.
Публикация «Конспект занятия „Образ зимы в музыке“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Темочки
Ход НОД
Муз. рук. -М. р. : Дети, отгадайте загадку:
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
( Ответ: зима).
Ребята а какие вы знаете зимние месяцы?
М. р. : Правильно, сегодня мы с вами отправимся на прогулку в зимний лес. Пойдем по зимней тропинке и посмотрим вокруг.
Дети идут по кругу, высоко поднимая колени, тянут носочки. (Шагают через «сугробы»).
М. р. : Посмотрите, мы попали в сказочный зимний лес. Как здесь красиво! А что вы видите вокруг?
Дети: Снег, сугробы, деревья.
М. р. : А как вы думаете, кто здесь живет?
Дети: Белки, зайцы, лисы и т. д.
Муз. рук. : Ребята,вы замерзли в лесу? (Да).
Давайте с вами проведем физкультминутку.
(А на улице мороз, ну-ка взялись все за нос!
Ни к чему нам бить баклуши,
Ну-ка, взялись все за уши!
По коленкам постучали, головою покачали,
По плечам похлопали и ногами топаем!). Согрелись? Ответы детей (Да)
А теперь садитесь на свои места. (Дети рассаживаются на стульчики)
М. р. : Зиму издавна любит народ. Называли её Зимушкой, Матушкой- зимой,
Зимушкой — хрустальной, волшебницей. Вся природа засыпает. На землю
падает, кружится белый, лёгкий, пушистый снег. Зима бывает разная: тихая,
и нежная, игривая и шаловливая, а порой бывает злая и ворчливая. Послушайте
стихотворение И. Сурикова «Белый снег пушистый»
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.
Темный лес — что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…
Божьи дни коротки,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозцы —
И зима настала.
О какой зиме рассказывает в стихотворении поэт?
(о спокойной, снежной, сказочной).
Так как же называется человек, который сочиняет стихи?
А к какому виду искусства относится?
Дети: Литература.
А теперь давайте вспомним кто пишет музыку? –композитор.
Послушайте, пожалуйста, какую музыку о зиме написал русский композитор Свиридов, описывая метель.
Звучит музыка Свиридова «Метель»
Скажите, ребята, похожа эта музыка на звуки настоящей метели?
Какую характеристику дал метели композитор? Как это можно рассказать словами (ответы детей).
Очень красиво изобразил зиму композитор П. И. Чайковский в своём произведении «Зимние грёзы».
Звучит музыкальное произведение П. И. Чайковского «Зимние грёзы»
-Какую зиму отразил П. И. Чайковский в своём произведении?
-Какое настроение у этой зимы? Ребята, а кто пишет картины? –художник.
А как называется – этот вид искусства?---живопись.
-Какую картину вы себе представили? Сказочная мелодия?
Подходит ли эта мелодия по смыслу к картине художника Жуковского «Зима»?
Просмотр репродукции картины Жуковского «Зима»
Какое настроение возникает у вас, когда вы смотрите на эту картину?
(Стало немного грустно, печально)
Композитор и художник одинаково грустят, кажется, что зима надолго, когда вокруг такой тёмный лес. Его ветки прикрыты пушистыми белоснежными шапками.
Как музыка смогла передать грусть и тоску в картине? Как она звучала?
(спокойно, печально, тихо, грустно)
Какие инструменты помогли передать настроение и характер музыки? (скрипка, виолончель, флейта, дудочки)
Какой оркестр исполнял это произведение? (симфонический)
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
А сейчас я вам предлагаю выразить своё отношение к зиме ещё и красками.
Попробуйте нарисовать, что вам больше всего нравится зимой: снеговики, деревья в инее, забавы, красивые снежинки.
Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года», «Декабрь».
Рисование «Зимние фантазии»
Обсуждение рисунков. Подведение итогов занятия.