Евгения Седова
Социально — коммуникативное развитие детей 3–4 лет (продолжение)
▼ Скачать + Заказать документы
1. СИТУАЦИЯ ТИПА «ИНСЦЕНИРОВКА С ИГРУШКАМИ – ГОТОВОЕ РЕШЕНИЕ».
Особенность их в том, что воспитатель при помощи игрушек или персонажей настольного или пальчикового театра разыгрывает перед детьми какое – то событие. Содержание ситуации отображает те стороны детской жизни, в
которых ребенку трудно разобраться, и помогает получить соответствующие представления о правильном поведении. В этих играх – инсценировках детям демонстрируются конкретные способы правильного решения быто-
вых, близких опыту детей ситуаций общения. Выступая в роли зрителей, малыши получают образец социально одобряемого поведения.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Темочки
2. СИТУАЦИИ ТИПА «ИНСЦЕНИРОВКА С ИГРУШКАМИ - ПОДСКАЖИ РЕШЕНИЕ».
Особенность данных инсценировок с игрушками по сравнению с ситуациями «готовое решение» в том, что во время демонстрации событий воспитатель активно подключает детей – зрителей к участию и поиску правильного решения. Игровые персонажи обращаются непосредственно к детям с вопросами, вступают с ними в спор, выражают сомнение в правильности детских советов, предлагают детям выбрать правильное решение из нескольких; просят показать, какие действия следует предпринять, или подсказать нужные слова. Например: как правильно поблагодарить, как вежливо обратиться с просьбой, как разделить поровну конфеты между участниками инсценировки и т. п.
Инсценировки с игрушками «подскажи решение» лучше проводить после показа детям инсценировки с готовым решением. Полученные ранее представления помогут детям найти правильное решение в новой ситуации, т. е. применить знания для решения новых задач.
То, как дети воспринимают предложенную ситуацию, какое решение предлагают, показывает воспитателю, как развиваются нравственные представления и соответствующий опыт детей.
3. СИТУАЦИИ ТИПА «ПОМОЖЕМ НАШИМ ИГРУШКАМ».
Воспитатель специально организует ситуации, требующие от детей проявления активного сочувствия, помощи, заботы: помощь заболевшей кукле, накормить голодного щенка, построить домик для ежика и т. п. Успех данных воспитательных ситуаций с игрушками зависит от того, насколько их содержание совпадает с опытом, жизненными впечатлениями детей. При этом малыши не должны просто наблюдать за действиями воспитателя. Нужно предусмотреть самые разные способы активного участия детей в решении проблемы.
4. ПРАКТИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ, ПРОЯВЛЕНИЯ ВНИМАНИЯ, УЧАСТИЯ К СВЕРСТНИКАМ И ВЗРОСЛЫМ.
Например: «Поможем найти потерянную вещь»; «Мы поделим поровну»; «Мы обмениваемся игрушками»; «Мы делаем для кукол снежную горку». Участниками таких ситуаций являются сами дети. Воспитатель эмоционально представляет возникшую проблему и вовлекает детей в поиск решения. Если дети не могут найти правильный способ решения, педагог показывает образец поведения, предлагает детям воспроизвести его: разделить поровну, угостить, предложить конкретную помощь и пр.
5. ПРАКТИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОСВОЕНИЕ КУЛЬТУРНЫХ ФОРМ ПОВЕДЕНИЯ И ОБЩЕНИЯ (этикет).
Эти ситуации могут быть организованны как инсценировки, демонстрирующие детям правильные формы поведения, и как практические ситуации игрового и реального содержания. Например: «Научим куколку здороваться и прощаться»; «Покажем Мишутке, как нужно ласково говорить с детьми»; «Поздравим Лену с днем рождения».
Культурные привычки формируются постепенно и требуют постоянных упражнений. Регулярная организация таких ситуаций помогает детям получить первый опыт культурного поведения.
Данные практические ситуации способствуют социально – эмоциональному развитию детей четвертого года жизни.
СИТУАЦИЯ ПОМОЩИ «ЧТО СЛУЧИЛОСЬ С АЛЕНКОЙ?»
ЦЕЛИ: вызвать эмоциональную отзывчивость детей, стремление к участию в решении проблемы, желание найти и осуществить конкретные действия заботы и помощи. Развивать речевую активность и взаимодействие детей, приучать к использованию вежливых оборотов речи.
Ситуация разворачивается естественным образом. Воспитатель, что – то напевая, проходит мимо игрового уголка. Взрослый начинает игровой диалог с куклой:
Воспитатель: Кто это тронул меня за руку? Чей это голос я слышу: «Поговорите со мной, послушайте меня!»
Воспитатель делает вид, что прислушивается. Обращается к детям: «Послушайте! Кажется, кто – то здесь меня зовет? (замечает куклу). Это ты меня звала, Аленушка?» - «да» (отвечает воспитатель голосом куклы). «Дети, Аленка меня позвала, она что – то хочет мне сказать. Может мы сумеем ей помочь? (кукла что – то «шепчет» на ухо воспитателю). Что – то я не слышу, скажи громче. Наши дети узнают, что с тобой случилось, и придут на помощь».
Кукла: Я такая голодная! Меня сегодня никто не кормил!
Воспитатель: Ах! Как же мы забыли накормить нашу Аленушку! Ты моя хорошая! (усаживает куклу к себе на колени, прижимает, гладит по голове)
Кукла: Я так проголодалась! У меня даже животик стал болеть!
Воспитатель: Чем мы можем тебя угостить? Чего бы ты хотела?
Кукла: А что вы ели сегодня на завтрак?
Воспитатель: Детки, что мы ели сегодня за завтраком?
(дети перечисляют. Кукла в это время приговаривает: «Ах, какая вкусная рисовая каша! Как я люблю какао.»).
Воспитатель: Сейчас мы посмотрим, не осталось ли у нас каши для Аленушки? Дети приносят стол, стул, посуду. Кукла проявляет к действиям детей живой интерес: она рассматривает все предметы, иногда путает их название, а дети ее поправляют. Воспитатель приносит маленькую кастрюльку с кашей, и дети включаются в процесс угощения куклы. Кукла все время высказывает свои эмоции: «Вкусно, горячо, приятно». Под конец она даже начинает баловаться и пытается разлить какао – «сделать ручеек», - но дети объясняют ей, как нужно себя вести за столом, учат куклу говорить «спасибо», вытирают рот салфеткой.
Кукла благодарит детей за заботу и затем приглашает желающих поиграть с ней в подвижную игру «Веселая кукла».
СИТУАЦИЯ «КУКЛЫ ПОССОРИЛИСЬ».
ЦЕЛИ: учить детей замечать настроение и эмоциональное состояние участников ситуации, находить причину ссоры, осваивать конкретные способы разрешения и предупреждения ссор. Развивать доброжелательность к сверстникам.
В уголке незаметно для детей воспитатель усаживает двух больших кукол спиной друг к другу. Обращаясь к детям, воспитатель говорит: «Посмотрите, что с нашими куклами? Почему они отвернулись друг от друга? Смотрят в разные стороны! Всегда так хорошо сидели рядышком на диванчике, а теперь даже не смотрят друг на друга, не разговаривают! Как вы думаете, что случилось?».
Дети высказывают свои предположения. Воспитатель стремится побудить как можно большее число детей к высказыванию: «А ты как думаешь, Танечка? А ты, Саша согласен с Таней?» и т. п.
Выслушав разные мнения, воспитатель говорит: «Да, правильно, поняли: наши куклы поссорились, отвернулись друг от друга, не хотят вместе играть. А почему они поссорились? (дети задумываются). Вспомните, почему у нас бывают иногда ссоры?»
Дети: Меня Саша толкнул! А мне Лена шарик не давала!
Воспитатель: Да, у на бывает такое. Но потом все дети помирились, Юра теперь уже не толкается: он понимает, что нельзя никого обижать. Лена и Оля всегда делятся с другими ребятами, и все дети у нас добрые, играют дружно. А вот почему наши куклы поссорились? Посмотрите на них внимательно.
Если дети не догадываются, воспитатель предлагает посмотреть в карман на фартучках кукол: в кармане у одной из кукол лежат 4 маленьких яблочка, а у другой карманчик пустой! Дети догадываются о причине ссоры и высказываются.
Воспитатель: Правильно! Наверно кукла Маша попросила у своей подружки яблоко, но Катя ее не угостила. А у нее в карманчике было много яблок, и она могла бы угостить свою подружку Машу. Что же надо было Кате сделать? (дети отвечают). Правильно, надо было улыбнуться и сказать: «Угощайся, Маша, вот тебе яблоко». Давайте поможем куклам помириться. Воспитатель поворачивает кукол друг к другу и обращается к детям: «Подскажите Кате, что ей надо сказать». («Угощайся, Маша, пожалуйста»). Дети повторяют слова. Маша берет яблоко, кладет к себе в карманчик и говорит: «Большое спасибо, Катя!»
Воспитатель: Вот как хорошо подружки помирились, теперь они вместе будут сидеть на диванчике, улыбаться друг другу и кушать яблоки (усаживает кукол рядом, повернув их лицом друг к другу). А мы будем радоваться за них. Мы тоже не будем ссориться и всегда будем делиться всем со своими друзьями.
Дети четвертого года жизни охотно общаются с «говорящими» игрушками. Они с удовольствием включаются в диалог, особенно если игрушка ведет себя активно – не только выразительно «разговаривает», но и «требует» от малышей разнообразных действий: взять ее на руки, приласкать, покачать, покатать на машине, покормить, приготовить обед и т. п. Такое активное взаимодействие с игрушками способствует более глубокому пониманию ребенком проблемной ситуации и способов ее разрешения.
СИТУАЦИЯ «МЫ ПОМОГАЕМ КУКЛЕ МАШЕ ВЫЗДОРОВЕТЬ».
Часть 1. «НАША МАШЕНЬКА ЗАБОЛЕЛА».
ЦЕЛИ: вызвать сочувствие к заболевшей кукле. Включить детей в обсуждение проблемы и поиск конкретных путей оказания помощи.
Воспитатель (берет куклу на руки). Что – то наша Маша невеселая. Давайте спросим: что с тобой? (дети подходят, смотрят на куклу и молчат).
Кукла: а разве детки не хотят спросить, что со мной? Разве они меня не любят? (дети спрашивают. Кукла отвечает, что она заболела).
Воспитатель: спросите Машеньку, что у нее болит. Где у нее болит? (дети спрашивают. Кукла показывает: «У меня вот тут болит».
Воспитатель: что болит у Машеньки?
Дети: голова (кукла вновь показывает, а воспитатель опять предлагает назвать, что еще болит у куклы. Дети догадываются, что болит ушко, горлышко).
Кукла: мне даже больно глотать! Ой – ой – ой!
Воспитатель: давайте спросим почему же ты, Машенька заболела?
(дети обращаются к кукле с вопросами).
Кукла: а я не хотела шарф завязывать, бегала по лужам, ножки промочила! Вот и заболела!
Воспитатель: что же нам делать? Как помочь Машеньке? Чем помочь? Давайте вместе решать.
Дети начинают предлагать: измерить температуру, положить в кровать, дать лекарство и пр. Воспитатель выслушивает всех, побуждает высказываться: «Вот молодцы, все хотят помочь! Давайте начнем лечение. Помогайте мне. Сначала уложим нашу больную в мягкую постельку».
Дети готовят постель, раздевают и укладывают куклу. Кукла все время выражает разные эмоции: «Мне холодно, укройте еще одним одеялом. Как теперь мне тепло! Постель такая удобная. Какие детки заботливые!» и т. п.
Воспитатель: а теперь будем лечить куклу. У нее болит горлышко – значит дадим ей теплого чая.
Дети ставят чайник на плитку, затем поят куклу чаем. Приносят лекарство – таблетки. Закутывают горло теплым мягким шарфиком. Кукла «одобряет» действия детей и начинает «засыпать». Вместе с воспитателем дети тихонько, чтобы не нарушить сон куклы, уходят. Воспитатель ограждает кровать больной куклы ширмой, чтобы никто не мешал ей выздоравливать.
ЧАСТЬ 2. «МАШЕНЬКА НАЧИНАЕТ ВЫЗДОРАВЛИВАТЬ».
ЦЕЛИ: поддерживать у детей интерес и участие к состоянию заболевшей куклы. Обсуждать и предлагать конкретную помощь, проявляют заботу.
После дневного сна воспитатель предлагает детям заглянуть за ширму и узнать, как Машенька себя чувствует. Дети приходят к кукле, спрашивают, как она себя чувствует. Кукла говорит, что ей стало лучше. Дети измеряют температуру, узнают, что температура нормальная. Но кукла еще слаба. Ей нельзя пока еще бегать, ходить на улицу. Чтобы кукле было не скучно лежать в кроватке, дети решают ее повеселить: они поют песни, изображают различных животных или показывают заводные игрушки. Кукла радуется со всеми детьми. Потом дети поят куклу горячим молоком, укрывают одеяльцем и предлагают ей отдохнуть, набраться сил. Кукла «засыпает».
ЧАСТЬ 3. «НАША МАШЕНЬКА ЗДОРОВА».
ЦЕЛИ: учить детей эмоционально откликаться на выздоровление куклы, выражать желание порадовать куклу, участвовать в общей игре.
Утром, когда дети проснутся, воспитатель предлагает им заглянуть за ширму. Дети видят, что кукла уже сидит на стуле около кроватки, в руках у нее платье. Дети догадываются, что кукла поправилась. Они разговаривают, помогают кукле одеться. В честь выздоровления воспитатель завязывает Машеньке красивый бант. Девочки накрывают на стол. Кукла просит приготовить свои любимые блюда. Потом к Машеньке приходят в гости ее друзья – куклы Алена и Катя. Машенька благодарит детей за помощь и заботу о ней и приглашает всех в хоровод. Дети берут куклу за руки и вместе с воспитателем водят хоровод.
К числу проблемно – игровых ситуаций, побуждающих малышей к сопереживанию и практической помощи, можно отнести и такие:
- «ПОТЕРЯВШИЕСЯ». Задача детей – понять состояние потерявшегося (цыпленка, щенка, котенка) и помочь отыскать своих родителей или хозяев.
- «БЕЗДОМНЫЕ» - у собачки, котенка нет домика, им холодно и одиноко. Дети сочувствуют, приходят на помощь, строят им домики и радуются вместе с ними.
- «ГОЛОДНЫЕ» - дети находят проголодавшееся существо (котенок жалобно мяукает, щенок скулит, кукла хнычет и т. п.). Они жалеют их, кормят голодных. После этого щенок весело лает, котенок мурлычет, кукла благодарит детей.
В подобных гуманистически направленных ситуациях у детей возникает общность сопереживания, потребность прийти на помощь, радость и удовлетворение от сделанного доброго дела.
Добрые чувства друг к другу развиваются в практических ситуациях угощения и одаривания. Например, в ситуации «УГОЩЕНИЕ ОТ МИШКИ – ТОПТЫЖКИ» дети получают из леса посылку от Мишки – Топтыжки – корзину с пряничками. Их испекла медведица – мама. Воспитатель предлагает одному из детей обойти стоящих в кругу сверстников и угостить их пряничками.
Подобная ситуация – «ПОДАРКИ ДЕДА МОРОЗА». Воспитатель обнаруживает в группе красивый пакет. От кого он? Воспитатель достает из пакета изображение улыбающегося Деда Мороза. После того, как дети назвали, кто это, определили настроение Деда Мороза., воспитатель одаривает всех подарками – предлагает засунуть руку в пакет и взять конфету. В пакете находятся конфеты для воспитателей и санитарки.
В ситуации «ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ» малыши учатся практически выражать внимание к сверстнику. Они вручают простейшие подарки, сделанные своими руками, угощают, водят хоровод и т. п. Эта ситуация повторяется неоднократно в течение года. Участвуя в ней, дети получают личный опыт проявления доброжелательного отношения друг к другу.