Наталия Черных
Конспект музыкального занятия «Сказка в музыке»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Центр образования №4»,структурное подразделение №1
Образовательная область «Музыка»
Тема занятия : «Сказка в музыке»
Подготовительная группа
Выполнила:
Черных Наталья Александровна
Г. Ефремов 2017г.
Публикация «Конспект музыкального занятия „Сказка в музыке“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
Тема занятия : «Сказка в музыке».
Цели занятия :
дать представление о содержании и музыкальной драматургии фрагментов из оперы Н. А. Римского - Корсакова «Сказка о царе Салтане»;
Задачи занятия :
Образовательные:
формировать понимание взаимодействия музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них;
формировать абстрактно-логическое и образное мышление детей.
Развивающие:
развивать умение находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства;
развивать умение размышлять о музыке и выказывать личностное отношение к прослушиваемым и исполняемым музыкальным произведениям;
развивать умение сопереживать характеру произведения, различать средства музыкальной выразительности;
развивать вокально-хоровые навыки, которые являются основой для достижения выразительного, грамотного и художественного исполнения.
Воспитательные:
воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение сопереживать чувствам, настроениям, переданным в музыке;
воспитывать устойчивый интерес к различным видам искусства.
Оборудование занятия : аудиозапись, мультимедийные средства, музыкальные инструменты : пианино.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
М. рук. -Литература и музыка…. Сколько проникновенных слов сказано об их связи! Ведь как часто переживаемые человеком чувства выливаются затем в строки литературных произведений.
Но иногда случается еще одно чудо – эти строки превращаются в музыку.
Слова и звуки… Звуки и слова
Блаженство, радость, муки,
Любовь, вражду – всё
Облекаем в них.
В словах и звуках вечный ключ сердец!
(Е. Ростопчина «Слова и звуки»). (Слайд)
2. М. рук. Почему музыка и литература не только живут рядом, но и даже нужны одна другой?
На первый взгляд они очень далеки друг от друга. Но, как и всякий язык, они помогают нам общаться между собой. Слова, прежде всего, воздействуют на ум, а потом уже на чувства. Но не всегда можно передать словами то, что хочет сказать нам собеседник, какие картины рисует он нашему воображению. Бывают в жизни такие моменты, когда обычный человеческий язык не в силах раскрыть чувства, которые владеют нами. И тогда мы обращаемся к музыке. Музыка и литература взаимообогащают друг друга, помогая нам глубже чувствовать, становиться чище и мудрее.
Слово и музыка – два великих начала, две стихии искусства. Случается, что музыкальное произведение возрождает к жизни поэтическое, которое, не прикоснись к нему великий композитор, давно было бы предано забвению. Такое «чудо прикосновения» произойдет и у нас на уроке.
3. Мы знакомы с оперой Н. А. Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане» (слайд, в котором музыка рассказывает нам о сказочных персонажах.
- Какое по жанру литературное произведение лежит в основе этой оперы? (сказка).
- Кто является автором этой сказки?
Сказку сочинил Александр Сергеевич Пушкин. (Слайд)
Александр Сергеевич Пушкин(26 мая 1799, Москва — 29 января 1837, Санкт - Петербург) Величайший русский поэт и писатель, родоначальник новой русской литературы, создатель русского литературного языка.
А мы уже сказали, что Н. А. Римский - Корсаков написал на сюжет этой сказки оперу, которая так и называется «Сказка о Царе Салтане».
Это русский композитор, педагог, дирижёр, общественный деятель, музыкальный критик. Автор пятнадцати разных и самобытных опер, симфонических произведений, камерной и хоровой (в том числе духовной) музыки. Так же он является композитором - сказочником, потому что он сочинил много опер на сказочные сюжеты. (Слайд)
М. рук. - А что такое «опера»? (Слайд)
И так, опера Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».
«Мы объехали весь свет
За морем житье не худо
В свете ж вот какое чудо
Остров на море лежит,
Град на острове стоит,
Со златоглавыми церквами,
С теремами и садами.
В городе житье не худо,
Вот такие там три чуда», – писал А. С. Пушкин.
Слушание темы белочки.
М. рук. - Чья тема только что прозвучала?
Дети - Прозвучала тема белочки.
М. рук. - - А как вы догадались? Каким голосом поет белка?
Дети - Белочка поет звонким, высоким голосом. Музыка в пьесе веселая, живая, игривая, легкая.
М. рук. - Может быть, кто-то из вас уже слышал мелодию этой песни раньше?
Дети - Мелодия р. н. п. «Во саду ли, в огороде».
М. рук. - - Верно, русская народная песня «Во саду ли, в огороде».
Вот как про белочку пишет А. С. Пушкин:
«Есть там белка, что при всех
Золотой грызет орех
Изумрудец вынимает,
А скорлупку собирает,
Кучки ровные кладет
И с присвисточкой поет
При честном при всем народе
«Во саду ли в огороде». (Слайд)
Слушание темы «Тридцать три богатыря»
М. рук. - А это что за чудо?
Дети -Прозвучала тема богатырей.
М. рук. - Какая здесь музыка?
- Как она звучит?
- Кто исполняет эту тему?
Дети -Звучит громко, сильно, мужественно, гордо, в низком регистре. Она похожа на шествие и исполняет ее симфонический оркестр.
М. рук. Послушайте, как про богатырей написал А. С. Пушкин:
«А второе в граде диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге
И останутся на бреге
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря». (Слайд)
Слушание темы «Царевны- Лебеди».
М. рук. - А это что за чудо?
Дети - Прозвучала тема «Царевны – Лебеди».
М. рук. - Каков характер темы «Царевна – Лебедь»?
- Что изображает музыка?
Дети - Характер плавный, нежный, ласковый, красивый. Музыка напоминает плеск волн.
М. рук. И вот как написал про царевну лебедь наш автор сказки :
«Третье: там царевна есть,
Что не можно глаз отвесть,
Днем свет Божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит
А во лбу звезда горит». (Слайд)
М. рук. Мы с вами прослушали все три темы. И на примере этой оперы убедились, что музыка и литература взаимообогащают друг друга, помогая нам глубже чувствовать, становиться чище и мудрее.
Продолжая тему занятия, мы разучим песню, которая называется «Зимняя сказка» муз. И Шаинского. (Слайд).
Разучивание песни.
-Какие чувства вызывает эта песня?
-Какое настроение передает эта музыка?
-Вокально-хоровая работа над песней:
1. слушание;
2. работа по фразам;
3. выявление трудностей и работа над ними;
4. целостное исполнение песни.
4. Итоговое обобщение темы занятия :
-Музыку какого композитора мы с вами слушали?
- Фрагменты из какой оперы Н. А. Римского-Корсакова слушали?
-Какая тема вам больше всего понравилась и запомнилась?
М. рук. Мы с вами выяснили, что музыка и литература живут рядом и даже нужны одна другой. Слова воздействуют на ум, а музыка воздействует на чувства.