Светлана Ермакова
Конспект открытого просмотра НОД по экологии «Живая и неживая природа» с детьми старшей группы.
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обобщить знания детей о живой и неживой природе, способствовать расширению и обобщению представлений о связи живой и неживой природы, развивать познавательную активность в процессе экспериментирования. Сформировать у ребёнка представление о неразрывной связи человека с природой (человек – часть природы, воспитывать желание охранять и оберегать природу.
Публикация «Конспект открытого просмотра НОД по экологии „Живая и неживая природа“ с детьми старшей группы,» размещена в разделах
- Живая и неживая природа. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Неживая природа
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Материалы и оборудование: фонограмма «Звуки природы», «Шум реки», интерактивная доска, слайды природы, детской площадки, дидактические игры «Кому нужна вода?», «Как человек использует воду», опыт «Загрязненная река» : оборудование: пластмассовая прозрачная бутылка, емкость для сбора воды, опилки, пенопласт, фильтры, лейки с водой.
Ход занятия:
Звучит фонограмма пения птиц, шум леса.
Ведущий: Здравствуете, ребята! Что вы сейчас слышите? Правильно, это звуки природы. Богат, удивительно разнообразен и прекрасен мир природы.
Нет человека, который не слышал и сам бы не произносил фразу «Ах, какая природа – красота!», «Я был на природе». А что же такое природа?
Давайте попробуем ответить на этот вопрос.
На экране детская площадка.
-Что сделано руками человека, а что существует независимо от нас?
Дети отвечают.
Посмотри мой милый друг, что находится вокруг?
Небо светло – голубое, солнце светит золотое.
Ветер листьями играет, тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава, птицы, звери и леса.
Гром, туманы и роса. Человек и время года –
Это всё вокруг – Природа!
Одновременно показ слайдов.
-То, что существовало, существует и будет существовать независимо от человека и его усилий называется природой.
- Природа – наш дом! И наша задача любить и оберегать этот дом!
Воспитатель. Ребята я хочу вам предложить отправиться в гости к природе.
В королевство Природы попасть легко,
Не надо ехать далеко.
Закрой глаза и сделай шаг
Теперь в ладоши хлопнем так:
Один хлопок, еще хлопок
И вот уж виден сена стог.
И вот уж поле колосится
Шумит волнуется-пшеница,
Над ней синеют небеса,
Откройте поскорей глаза.
Дети открывают глаза. На доске слайды с природой.
- Разнообразие природы поражает и восхищает людей.
- А какая бывает природа? (Живая и неживая)
- А как определить (Живая природа дышит, растет, питается, размножается)
Игра: «Живое, неживое»
- А что собой представляет человек по отношению к природе? Какой природе? (Человек – сам часть живой природы и одновременно существо мыслящее.)
- Докажите, что человек – часть живой природы. Как он связан с живой и неживой природой? (Человек дышит, растет, питается, размножается – значит, он часть живой природы.
- Воспитатель. А для чего же человеку нужна природа? (Любоваться, собирать ягоды, грибы)
- Воспитатель. Правильно, она кормит человека, одевает, обувает, дает все необходимое для жизни. А поскольку человек — сам часть природы, то без природы ему не прожить.
- Скажите, а неживая природа нужна человеку? Она связана с человеком, живой природой? Давайте попробуем ответить на этот вопрос.
Отгадайте загадку:
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час
Но невидимый для нас. (воздух)
Давайте проведем с вами эксперимент: Зажмите пальцами нос и не дышите, а я буду считать, сколько вы можете не дышать. Кому станет трудно, сразу же уберите руку.
Дети проводят эксперимент.
Воспитатель: Да ребята без еды человек может прожить 10 и даже 20 дней, баз воды не более двух дней, а без воздуха всего одну минуту. А кто может дышать? Дышат люди, животные и растения. А где находится воздух. Правильно, воздух находится везде. Ребята, а как вы думаете, что и кто загрязняет воздух? Легко ли нам дышать в городе, где много машин, заводов? Полезен ли этот воздух для организма? Правильно этим воздухом дышать нельзя, он опасен для нас, поэтому люди сажают деревья, чтобы они очищали воздух.
Вот вам и связь живой и неживой природы.
Отгадайте еще загадку.
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды-
Жить нельзя нам без. (воды)
Вода имеет большое значение для всего живого на земле.
Пройдите за столы. У вас на столах лежат карточки. Дети делятся на две группы. Одна группа собирает вокруг воды тех, кому нужна вода, а вторая – как человек использует воду. Объясняют свой выбор.
Слышатся звуки (шум воды). Воспитатель интересуется у детей, узнали ли они звуки. (Это звуки реки). Появляется фото реки на экране.
Физкультминутка.
Как приятно в речке плавать!
(плавательные движения)
Берег слева, берег справа
(повороты влево и вправо)
Речка лентой впереди
(потягивание - руки вперёд)
Сверху мостик – погляди
(потягивание - руки вверх)
Чтобы плыть ещё скорей,
Надо нам грести быстрей.
Мы работаем руками.
Кто угонится за нами?
(плавательные движения)
А теперь пора нам, братцы,
На песочке поваляться.
Мы из речки вылезаем
(ходьба на месте)
И на травке отдыхаем.
А везде ли вода чистая? А что необходимо делать чтоб вода оставалась чистой?
А теперь посмотрите на нашу речку ( на столе макет грязной реки: вокруг фантики, пакеты и т. д. Воспитатель начинает медленно лить воду из лейки по наклонной плоскости). Смотрите сколько грязи в воде. Как вы думаете, кто сможет выжить в такой воде? (показывает сколько грязи стекает в емкость внизу). Раньше в этой речке водилась разная рыба, но теперь она куда-то исчезла. Что случилось?
- Действительно, из-за грязи погибли животные и растения в реке. А как человек пострадал от этого?
Нельзя использовать эту воду для приготовления пищи, для купания и отдыха.
- А как можно поправить положение?
- Надо построить лесопосадки, (елки оригами) очистительные сооружения.
Давайте поможем нашей речке. Дети убирают весь мусор у реки.
Опыт по очистке воды.
После проведения опыта дети ставят елки (оригами, запускают рыб в реку, прилетают насекомые и птицы (картинки насекомых и птиц на подставке).
- Что же нужно, чтобы наши водоемы были чистыми?
- Надо охранять чистоту водоёмов и их берегов, не загрязнять их: не бросать мусор, не мыть машины и велосипеды в них. После пикника собирать мусор в пакеты и увозить с собой.
- Ведь вода - это богатство нашей планеты залог жизни и здоровья людей, животных и растений.
Ребята, а вода и воздух –это живая природа или неживая?
Вот мы и доказали с вами, что живая природа и неживая связаны между собой, и человек не сможет обойтись без живой и неживой природы.
Всё, что нужно, год от года нам даёт сама природа.
И поэтому все мы жить не можем без воды,
Без растений и животных, без красивых гор высоких,
Без лесов, полей и рек жить не может человек.
Так давайте сбережём наш Земной природный дом!