Наталья Молоткова
Конспект открытого показа «Звук — знакомый незнакомец»
▼ Скачать + Заказать документы
образовательных предложений для целой группы (НОД)
в образовательной области
«Художественно – эстетическое развитие» «Музыка»
для детей дошкольного возраста от 5 до 6 лет группы № 6 «Малинка»
«Звук - знакомый незнакомец"
Цель: Комплексное развитие когнитивных процессов и музыкальных способностей у детей.
Задачи:
- Способствовать формированию у детей познавательного интереса.
Публикация «Конспект открытого показа „Звук — знакомый незнакомец“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
- Закреплять элементарные представления о природе возникновения звуков.
- Формирование представлений детей о звуке, движении, а также их различных комбинациях.
- Воспитывать любовь к музыке и желание участвовать в музыкальном процессе.
Оборудование: Пластмассовые линейки, расчески различного размера, медиаторы пластиковые, коробочки из-под Киндер-сюрприза, музыкальные инструменты.
Организационный момент:
Дети входят в зал под музыку из симфонической сказки «Петя и волк» С. Прокофьева (струнная партия).
М. Р. Ребята, вот и опять музыкальный зал гостеприимно распахнул свои двери, приглашая нас окунуться в волшебный мир музыки.
Жизнь была бы страшно скучной,
Если б жизнь была беззвучной.
Как прекрасно слышать звук :
Шум дождя и сердца стук.
Мы кричим, смеемся, дышим,
Мы слова и мысли слышим,
Слышим даже тишину.
Как гуляет кот по крыше,
Как шуршат за стенкой мыши,
Волки воют на луну.
Мир без звуков был бы грустный,
Серый, скучный и «невкусный»!
Звук живет в любом предмете,
Сколько их – посмотри!
Звук – шутник, играя с нами,
Любит прятаться внутри.
Про человека, который внимательно к чему-то прислушивается, говорят, что у него «ушки на макушке». Мы сейчас проверим, можно ли это выражение применить ко всем вам. Я попрошу вас отгадать, что звучит. За ширмой спрятаны различные предметы (стеклянный стакан, железные крышки от кастрюли, деревянные кубики, погремушка, бумага). Музыкальный руководитель извлекает звуки из этих предметов.
М. Р. Молодцы! Но на этом загадки не заканчиваются. Звук - такой шутник, что может прятаться повсюду. Отгадайте, где живут звуки, которые я вам сейчас назову:
Дождь, ветер, метель, гроза: (Природа).
Часы, телефон, пылесос, чайник: (Дом).
Самолет, салют, карусель, церковь: (Улица).
- Действительно, ребята, звуки окружают нас повсюду с самого нашего рождения. А как вы думаете, какая бы была у нас жизнь, если бы из неё исчезли все-все-все звуки?
Дети отвечают:
- Не интересной!
- Не яркой!
- Скучной!
М. Р. Ребята, а что мы знаем о звуках? Какие они бывают?
Дети отвечают:
- Звуки бывают шумовыми и музыкальными.
- Звуки бывают громкие и тихие.
- Звуки высокие и низкие.
- Звуки имеют длительность. Они бывают короткие и длинные.
М. Р. Все ваши ответы – правильные. Вы очень много знаете о том, какие бывают звуки. Но кто-нибудь знает о том, что такое – звук?
Дети. Нет!
М. Р. Для того, чтобы это узнать я приглашаю вас в музыкальную лабораторию, где мы сможем провести эксперимент.
Эксперимент «Откуда рождается звук»
(пед. технология «Звук – волшебник», автор Т. Н. Девятова)
М. Р. Для этого эксперимента нам понадобятся линейки. Для начала нам нужно узнать, есть ли у линейки голос, давайте прислушаемся. Нет, линейка не звучит, если мы до нее не дотрагиваемся. А теперь давайте покрепче прижмем один конец линейки к столу, а за свободный конец дернем. Слышите, возникает звук. А теперь остановите линейку рукой. Звук продолжается? (Нет). Давайте опять дернем за свободный конец линейки. Что же происходит в этот момент с линейкой?
Дети отвечают:
- Линейка дрожит, шатается.
М. Р. Значит, мы можем сделать вывод, что звук возникает только в тот момент, когда линейка дрожит, колеблется. Нарисуйте колебание линейки пальчиком в воздухе. На что похоже это колебание?
Дети отвечают:
- На волну!
М. Р. Совершенно верно. Звук – это волна.
Звучит фонограмма пьесы Н. Римского – Корсакова «Полет шмеля».
М. Р. Ребята, по-моему, у нас гости. Чтобы понять, кто это, необходимо вспомнить, как называется музыкальное произведение, отрывок из которого мы услышали.
Ответы детей:
- Это прозвучала пьеса «Полет шмеля», композитора Николая Римского – Корсакова.
М. Р. Верно. Композитор мастерски передал звуками летящего, жужжащего шмеля. (Демонстрация карточки с изображением шмеля).
Посмотрите, какой он большой, красивый, яркий. А как жужжит шмель?
Музыкально – дидактическая игра «Шмель и комар»
(развитие звуковысотного слуха)
Дети подражают голосом жужжащему шмелю: «Ж-ж-ж-ж».
М. Р. Как здорово у вас получается. Но шмель прилетел не один. (Демонстрация карточки с изображением комара). С ним прилетел комар. Ребята, а песенка комара отличается от песенки шмеля? Как она звучит.
Дети интонационно подражают голосом комариному писку «З-з-з-з».
М. Р. Значит писк комара выше и тоньше жужжания шмеля. А вам интересно узнать, почему у шмеля звук получается ниже, а у комара выше? От чего зависит высота звука?
Дети. Да!
М. Р. Для этого нам нужно подойти к нашим лабораторным столам.
Эксперимент «Комар и шмель»
(пед. технология «Звук – волшебник», автор Т. Н. Девятова)
М. Р. Для этого эксперимента нам понадобятся расчески и медиаторы. Расчески отличаются друг от друга зубчиками. У одних они крупные, у других они тонкие и мелкие. Проведите медиатором по зубчиком расчесок. Ребята, у всех получился одинаковый звук?
Дети. Нет!
М. Р. А почему, как вы думаете?
(Дети делают вывод, что у расчесок с крупными зубцами – звук низкий (шмель, а у маленьких расчесок звук высокий (комар).
М. Р. Звуки получились разные, потому что шмель крупнее комара. Его крылья тоже больше, поэтому ему не надо очень часто ими взмахивать, чтобы взлететь. Колебания получаются редкие, и звук получается ниже. А у комара крылышки маленькие. Ему приходится ими очень часто взмахивать, чтобы летать. Колебания крыльев частые и звук получается выше.
М. Р: Ребята, курочка Ряба прислала для вас сюрприз. Берёт в руки пустые коробочки из-под Киндер сюрприза. Ребята, вы знаете, что это? Да, это пустые коробочки (яички). А вы хотите, чтобы они зазвучали? Мы сейчас будем делать из них погремушки. Каждому раздаётся по две пустых коробочки и предлагается насыпать в них различные крупы (рис, гречка, горох, сахарный песок. В каждую коробочку насыпается один вид крупы).
А теперь давайте сравним звуки в наших коробочках.
Дети звенят коробочками возле ушек. Сначала одной. Потом другой.
М. Р. Одинаковые звуки, или нет?
Ответы детей.
М. Р. Да, звуки получились разные. Где-то выше, где-то ниже. Всё зависит от количества насыпанной крупы в наши коробочки. Я вам предлагаю досыпать крупы, чтобы звуки в каждой вашей коробочке получились одинаковыми.
М. Р. Показывает на музыкальные инструменты. Ребята, а что нужно сделать, чтобы заставить звучать эти инструменты?
Ответы детей: Сыграть на них.
М. Р. Правильно, звуки музыкальных инструментов гармоничны и мелодичны.
Предлагаю вам сейчас
Инструменты в руки взять.
Ведь на этих инструментах
Очень любим мы играть.
Шумовой оркестр «Ах. Вы сени».
М. Р. А как вы думаете, как человек сможет извлекать звуки? (Похлопать в ладошки, постучать ножками). А какой самый главный инструмент в извлечении звука у человека? (Голос)
Ну, а теперь и нам запеть пора. Занимаем певческую постановку.
Первую часть буду исполнять я, а вторую: до, ре, ми, фа, соль, ля, си – вместе.
Песня из телевизионной передачи «Урок пения» «До, ре, ми, фа, соль…», сл. З. Петровой, муз. А. Островского
М. Р. Все, что создано природой и человеком, имеет свой звук, свою музыку, надо только научиться ее видеть, слышать и чувствовать, и тогда ты сам откроешь музыку в себе самом и почувствуешь, что музыка обладает таинственной силой.
Дарите музыку друг другу,
Дарите музыку друг другу.
Пусть каждый день и каждый час,
Она звучит в сердцах у нас!
Всем спасибо за внимание,
Я говорю вам: «До свидания!