Анна Гусева
Конспект открытого показа интегрированной ОД в старшей группе «Удивительная соль»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого показа интегрированной ОД в старшей группе.
«Удивительная соль»
Цель:
способствовать развитию познавательного интереса у детей;
развивать положительные эмоции и интерес к нетрадиционным видам изобразительной деятельности.
Образовательные задачи:
уточнить знания детей о соли, о способах её добычи, об использовании человеком в быту;
Публикация «Конспект открытого показа интегрированной ОД в старшей группе „Удивительная соль“» размещена в разделах
познакомить с видами (пищевая, техническая, морская) и характеристикой соли (минерал, добыча, применение);
познакомить детей с одним из способов покраски соли; обогащать и активизировать словарь: кристаллизация, минеральное вещество, соледобывающий комбайн.
Развивающие задачи:
развивать мыслительную активность и самостоятельно делать выводы;
развитие творческих способностей детей;
Воспитательные задачи:
воспитывать бережное отношение к соли и навыки культурного ее потребления;
воспитывать любознательность и умение работать вместе. Методы и приемы:
рассказ воспитателя; рассматривание иллюстраций, слайдов; вопросы; обследование предмета.
Предварительная работа:
беседа о применении обычной соли в домашних условиях, рассматривание иллюстраций, слайдов о разных видах соли, дидактические игры «Определи на ощупь», «Узнай на вкус», «Солёный - несолёный»
Интегрируемые образовательные области:
«Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Ожидаемый результат:
- Расширятся знания о разнообразии ценности соли и влиянии её на состояние здоровья.
- Повысится умение ставить цель, отбирать необходимые средства для её осуществления, принимать решения, договариваться, прогнозировать результат.
- Расширится уровень знаний об особенностях природы родной страны.
- Развивать природную любознательность и интерес к самостоятельному приобретению знаний.
Материалы и оборудование:
слайдовая презентация на тему: «Добыча соли и её применение», мешочек с солью, пластиковые бутылочки (баночки) для поделок, салфетки, цветные мелки, стаканчики с готовой цветной солью, воронки, аудиозапись песни «Улетай на крыльях ветра» из оперы А. П. Бородина «Князь Игорь» в исп. Е. Сотниковой.
Ход занятия:
Воспитатель: По старинному русскому обычаю принято встречать дорогих гостей хлебом-солью. «Хлеб да соль!» - говорит русский человек, приветствуя гостей. «Хлеба кушать!»– непременно отвечают ему.
Воспитатель: С радостью гостей встречаем, хлебом - солью угощаем.
Звучит музыка. Двое детей входят с хлебом – солью.
Подходят к гостям с поклоном. Подают хлеб. Взрослый отламывает кусок и макает в соль.
Воспитатель: Садитесь удобнее, мы начинаем наше путешествие.
(Дети рассаживаются на стулья за столы)
Все расселись по местам?
Никому не тесно?
По секрету вам скажу:
"Будет интересно!”
Ребята, вы любите путешествовать? Но, чтобы узнать куда мы с вами отправимся, нужно отгадать, что спрятано в моем чудесном мешочке.
Отдельно - я не так вкусна,
Зато бела и солона,
И в пище — каждому нужна.
(Ответы детей)
Педагог высыпает соль в емкость и задает вопрос:
Воспитатель: «Для чего нужна соль? Где люди используют соль?»
Соль - это единственное минеральное вещество, которое люди употребляют в чистом виде. Соль – это пищевой продукт. Наши предки верили, что соль защищает их от злых духов и вражеских сил.
В далёкие времена соль считалась драгоценностью, ценилась, как золото. Её хранили в особых ларцах, меняли на товары, даже на землю. Из-за соли разгорались войны. Отсюда народная примета: соль рассыпал – к ссоре, к неудаче.
В честь соли названы города: Солигалич, Соликамск, Соль-Илецк, Сольцы, Усолье : реки – Усолка и Солёная и многие другие.
Скажите, какого цвета соль? Имеет ли соль запах? Какое это вещество: жидкое, твердое или сыпучее? (Ответы детей). А кто из вас знает, где и как добывают соль? (Ответы детей). А вы хотите узнать, как люди стали добывать соль? (Ответы детей). Но сначала мы с вами отдохнём немного. Физкультминутка.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше, подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали,
И на месте побежали.
А сейчас мы с вами продолжим путешествие по следам Соли, чтобы узнать о ней ещё больше. Педагог демонстрирует презентацию «Добыча соли и её применение».
Есть три вида соли: пищевая; техническая; морская.
Пищевая соль делает нашу еду очень вкусной. А ещё она отличный консервант.
Морскую соль тоже можно есть, но применяют её по-разному: в медицине; в косметологии. Технической солью посыпают дорогу от гололёда зимой. (Слайд)
Соль ценилась на вес золота, к ней всегда относились бережно и уважительно.
В древнем Риме солдатам часто платили жалование не деньгами, а солью, отсюда и произошло слово СОЛДАТ. (Слайд)
Прошло много времени, прежде чем люди научились добывать соль из морской воды. Добывают соль специальной техникой – соледобывающим комбайном, грузят в железнодорожные вагоны и отправляют на мельницу. (Слайд) В морской соли есть полезные минеральные вещества, йод. Значит. Если в соли есть полезные минеральные вещества, то и сама соль – полезна. И не только полезна, но и жизненно необходима, не только для людей, но и для всех живых существ (например, люди специально дают лошадям, коровам, соль, которой нет в траве и сене). (Слайд) Конечно, это не значит, что нужно употреблять в пищу много соли. Слишком большое ее количество, может нанести вред нашему организму. Поэтому – все хорошо в меру.
Каменную соль добывают в соляных шахтах. Ребята, а как вы думаете, как соль туда попала? Месторождения каменной соли находятся высоко в горах. Когда-то очень давно на месте гор был океан. Со временем, в условиях жаркого климата, морская вода испарялась, и соль кристаллизовалась. И образовались горы. Специальные комбайны рубят пласты соли. Затем она попадает в мельницы и крошится до получения кристалликов различной величины. (Слайд)
Как вы думаете, нужна ли соль нашему организму? Да, соль необходима человеку. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения, разрушением костной мышечной ткани. Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье.
Воспитатель: Как вы думаете, где можно использовать соль? В выработках соляных шахт создают подземные лечебницы, санатории. Там очень целебный воздух и совсем нет вредных микроорганизмов.
(Слайд). Также соль используют в народной медицине (ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла). Очень полезны ванны с морской солью.
(Слайд) Используем соль в приготовлении пищи, в кулинарии, в приготовлении различных продуктов питания. В консервировании овощей.
Соль в жизни людей - важный продукт. (Слайд)
На улице для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью дорожки и лёд. Это нужно для того, чтобы человек идя по дорожке, не поскользнулся, не упал. (Слайд)
Соль является хорошим чистящим средством. С её помощью можно очистить посуду от накипи и загрязнений. (Слайд)
Ребята, давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Соленый - несоленый». Дети приседают, услышав продукт, который можно солить. (Банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо)
Творческая работа.
Воспитатель: А сейчас я хочу пригласить вас в свою мастерскую, и хочу показать еще для чего люди, используют соль.
Скажите, мне, пожалуйста, может ли соль быть цветной? (да). Чем можно окрасить соль? (цветными мелками, гуашью, пищевыми красителями)
Я вам покажу, как я красила соль цветными мелками. Трем мел через тёрку, затем насыпаем тёртый мел в стакан с солью и смешиваем. Получилась соль голубого цвета. Таким способом окраски можно получить соль разного цвета.
Сегодня мы с вами будем декорировать бутылочки цветной солью. Посмотрите, как можно украсить цветной солью различные ёмкости. Ребята, но сначала наши пальчики немного отдохнут.
Пальчиковая гимнастика.
Мы капусту рубим, рубим,
Мы морковку трем, трем,
Мы капусту солим, солим,
Мы капусту жмем, жмем.
А делается это так: у вас у всех на столах лежат воронки, стаканчики с цветной солью, ёмкость, в которую вы будете насыпать цветную соль, столовые ложки. Соль нужно насыпать до конца и плотно закрыть крышечкой. Вот такие чудесные сувениры, сделанные своими руками, у нас получились.
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, ребятки: что такое соль? Соль- это полезный пищевой продукт, который необходим для жизни и здоровья человека. Что нового вы узнали о соли? Мы узнали о том, что соль сыпучее вещество, не имеет запаха, белого цвета, необходима не только для приготовления пищи, но и для создания замечательных сувениров своими руками - бутылочек с цветной солью. Что вам больше всего понравилось на нашем занятии? Согласны ли вы с утверждением, что соль - удивительное вещество природы, необходимое людям?
Воспитатель: Молодцы! А я желаю в свою очередь всем вам и нашим гостям голубого неба над головой, зеленой травы под ногами и чтобы у всех сбывались розовые мечты. Я закрываю этот волшебный сосуд, надеюсь, что все пожелания обязательно сбудутся, и прощаюсь с вами. До новых встреч!