Самойлова Светлана
Конспект открытого логопедического занятия «Зимнее путешествие» в подготовительной группе с использованием мнемотехники
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: решение задач по коррекции речи через составление рассказа по образцу о зиме с помощью мнемотаблицы.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
1. Совершенствовать умение обобщать и систематизировать представления о зиме, как времени года, ее приметах, активизировать словарь по теме.
2. Продолжать развивать умение отвечать на вопросы, подбирать слова-признаки, составлять предложения, короткий рассказ по опорным схемам.
3. Совершенствовать умение согласовывать существительные с прилагательными; числительные с существительными;
4. Упражнять в подборе слов-родственников.
Публикация «Конспект открытого логопедического занятия „Зимнее путешествие“ в подготовительной группе с использованием мнемотехники» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты логопедические
- Зима. Мнемотехника и мнемотаблицы
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Подготовительная группа
- Темочки
5. Продолжать развивать умение преобразованию абстрактных символов в образы (перекодирование информации)
6. Упражнять в образовании относительных и притяжательных прилагательных.
Коррекционно-развивающие:
1. Стимулировать мыслительную и речевую активность ребенка.
2. Развивать связную речь, речевой слух.
3. Развивать артикуляцию, мелкую и общую моторику, координацию речи с движением, пространственную ориентировку.
4. Развивать логическое мышление, произвольное внимание, зрительную и словесно-логическую память.
Коррекционно-воспитательные:
1. Воспитывать отзывчивость, доброжелательность, дружеские взаимоотношения между детьми, желание общаться и играть со взрослым и сверстниками, заботливое отношение и любовь к природе.
2. Формировать умение слушать и слышать друг друга, воспитывать умение согласовывать свои действия с действиями других участников, работать в коллективе; создавать радостную и теплую атмосферу в группе.
Здоровьезберегающие: укрепление опорно-двигательной системы мышц глаз.
Техническое обеспечение занятия
• мультимедиа-проектор, ПК,
• конверт с электронным письмом
• интерактивная презентация - мнемотаблица «Зима»
• музыкальная презентация А. Вивальди «Времена года. Зима»
Предварительная работа:
1. Лексико-грамматическая работа по теме «Зима»;
2. Рассматривание энциклопедий, иллюстраций о природе и её изменениях в
разное время года;
3. Составление рассказов по образцу и с опорой на мнемотаблицы;
4. Разучивание координации речи с движением «Зима», гимнастики для
глаз «Елка»;
5. Работа с мнемотаблицами по теме «Зима»;
6. Беседы с детьми о природе, о зимних приметах.
Ход и содержание занятия.
1. Вводная часть. Постановка цели, мотивация образовательной деятельности.
Логопед входит с детьми в зал и обращается к детям:
Ребята, кажется, сегодня у нас будет не совсем обычный день. А хотите узнать, почему? (предположения детей)
Логопед : Проходите. Становитесь полукругом возле нашего волшебного экрана. ПРОСМОТР ЭЛЕКТРОННОГО ПИСЬМА
Электронный образовательный ресурс — презентация 1 слайд
Дети смотрят на экран, а логопед читает :
Нам сегодня утром рано
Электронное пришло письмо,
Очень странное оно:
Вместо марок три снежинки,
А конверт из целой льдинки…
Адресовано это письмо? ( воспитатель читает: Детям группы «Ягодки». Детский сад «Рябинушка».)
Логопед : А от кого – оно не написано. Что нам надо сделать с письмом, чтобы узнать от кого оно пришло? (предположения детей)
Дети:Наверное надо открыть письмо и прочитать.
Логопед : Ребята, да здесь загадка.
Попробуем отгадать.
Логопед :Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица –
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом –
Всё покрылось серебром!
Логопед : Ребята, вы догадались от кого мы получили письмо? (предположения детей).
Дети: Письмо мы получили от самой царицы Зимы.
Логопед : Ребята, вы хотите отправиться в зимнее путешествие к Зимушке-зиме. (Да).
Логопед. Ребята, зима приготовила для вас много игр, и заданий.
Логопед : Согласны? (Ответы детей).
Но что, же это за тройка скакунов, на которых мчится Царица-Зима?
Дети отвечают. Тройка белых скакунов - это зимние месяцы : декабрь, январь и февраль. Мы отправляемся в путешествие!
Звучит музыка «Три белых коня»
2. Основная часть. Введение в тему. Реализация основных обучающих, коррекционно-развивающих, воспитательных задач.
Первое ЗАДАНИЕ:
Беседа по тексту рассказа с использованием мнемотаблиц.
Логопед : Ребята, зимушка Зима решила узнать у вас, что вы знаете о зиме и попросила составить небольшой рассказ. Но чтобы вам помочь она приготовила нам схемы картинки. Сейчас я каждому из вас раздам схемы картинки, а вы составите каждый по предложению.
1. Рассматривание мнемотаблицы.
2. Составление рассказа о зиме по мнемотаблице :
Электронный образовательный ресурс — презентация
Логопед дает образец рассказа с одновременным показом на слайд картинки. (Логопед читает предложения с одновременным показом слайдов).
Текст
Зимой солнце светит мало, дни становятся короче, а ночи длиннее.
Зимой температура понижается. Люди одевают тёплую одежду, обувь, топят печки.
Зимой небо покрыто тучами. Часто идёт снег. Снег лежит на земле, на деревьях, на домах.
Люди зимой делают кормушки, вешают их на деревья,насыпают корм, чтобы птицы зимой не голодали.
Дети зимой катаются на санках, на лыжах, лепят снеговиков, играют в снежки.
В новогодний праздник Дед Мороз приносит детям подарки и сладости.
3. Динамическая пауза.
Координация речи с движением «Зима».
Логопед : Ребята, давайте немного отдохнём и выполним физкультминутку.
Логопед : Дети все в кружок вставайте,
Физкультминутку начинайте.
(Дети встают в кружок).
Логопед : Давайте покажем Зиме как мы на улице зимой развлекаемся. Помните стихотворение «Зима»? Проговаривайте слова и выполняйте движения вместе со мной:
Наконец пришла зима, (Дети разводят руки в стороны)
Стали белыми дома, (Складывают руки домиком над головой)
Снег на улице идёт, (Двигают руками сверху вниз)
Дворник улицу метёт, (Имитируют)
Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают вперёд)
Пишем на катке круги, (Руки закладывают за спину, медленно кружатся)
Ловко бегаем на лыжах, (Имитируют)
И играем все в снежки. (Лепят и бросают снежки)
4. Игра с мячом. Образование относительных прилагательных.
Вы весело играли, но я хочу послушать, какая погода может быть зимой.
Логопед : Но сначала мы с вами посмотрим картины о зиме и послушаем музыку (Антонио Вивальди времена года «Зима»
А теперь поиграем в мячик и расскажем Зиме, о погоде.
Логопед кидает мяч и начинает фразу, ребенок продолжает и возвращает мяч.
Если холодно на улице, то погода какая? – (холодная)
Если на улице солнце, то погода, какая? – (солнечная)
Если на улице идёт снег, то погода… (снежная)
Если сильный мороз, то погода, какая? (морозная)
А если часто гуляет вьюга, то зима какая? (вьюжная)
Если на улице сильный ветер, очень холодно, то погода, какая? (ветреная)
Третье задание:
5. Игра на образование однокоренныхслов “Слова родственники ”.
Логопед : Ребята, чем покрыта земля зимой?
Дети: Снегом.
Логопед : Зима приготовила нам новое задание. Посмотрите на стол. На столе лежат снежинки, вам нужно выбрать те снежинки на которых наклеены картинки которые похожи на слово “снег”.
Логопед : У слова снег есть слова – родственники.
Мы помним, что это те слова, которые звучат, похоже, и связаны друг с другом по смыслу. Давайте поищем, в каких словах спряталось слово «СНЕГ». Рассмотрите картинку и называйте слова родственники.
Снег, снежинка, снегоход, подснежник, снегирь, снеговик, снегурочка,снегопад.
6. Пословицы на тему «Зима» в виде мнемодорожек.
Зима. Я задумала пословицы и поговорки. Отгадайте какие.
Логопед : Ребята, отгадать вам помогут мнемодорожки. Вспомните, кто с кем был, и разбейтесь на свои команды. (Мнемодорожки сделаны по цвету, каждая команда ищет свою мнемодорожку и отгадывает пословицы).
Логопед : Мы готовы, зимушка Зима отгадать твои пословицы.
Предлагаю вам дорожки со схемами – кто первый узнает и вспомнит пословицу – поднимает руку. (Дети сидят на ковре).
1. Зима не лето, в шубу одета.
2. Зимой солнце светит, да не греет.
3. Готовь сани – летом, а телегу - зимой.
4. Сугроб да вьюга – два друга.
5. Будет зима – будет лето
6. Много снега – много хлеба.
7. Гимнастика для глаз «Снежинка».
Логопед : Глазки ваши устали – надо им передохнуть.
Логопед : Какое главное правило? (Двигаются глаза, а голова и тело не двигаются.)
Мы снежинку увидали, -
Со снежинкою играли.
(Вытянуть снежинку вперед перед собой, сфокусировать на ней взгляд)
Снежинки вправо полетели,
Глазки вправо посмотрели.
(Отвести снежинку вправо, проследить движение взглядом)
Вот снежинки полетели,
Глазки влево посмотрели.
(Отвести снежинку влево, проследить движение взглядом)
Ветер снег вверх поднимал,
И на землю опускал…
(Поднимать снежинки вверх и опускать вниз)
Дети сморят вверх и вниз.
Все! На землю улеглись.
(Покружиться и присесть, опустив снежинку на пол.)
Глазки закрываем,
(Закрыть ладошками глаза.)
Глазки отдыхают.
(Дети складывают снежинки и садятся на стулья.)
8. Чтение стихов.
1. Логопед : С заданиями справились! Но нужно выполнить последнее задание!
Каждый из вас читает стихотворение, а остальные ребята подбирают подходящую схему-таблицу.
9. Итог занятия.
Логопед : Я думаю, Зимушка осталась довольна, мы справились со всеми заданиями.
Логопед : Ребята давайте вспомним о чём мы с вами говорили на занятии.
Заключительная часть. Сюрпризный момент.
Логопед :-Ребята, вы большие молодцы все, активно участвовали, и за это зима приготовила вам подарки, которые находятся в этом сундучке. Чтобы их получить, произнесите волшебные слова: «Чик, чук, чак,чок, открывайся, сундучок!»
(Дети повторяют волшебные слова, находят под елкой сундучок и получают подарки - раскраски на зимнюю тему.)
Логопед : - Вот какая удивительная у нас зима! Ребята зимушка Зима подарила вам раскраски о зиме, вы дома раскрасьте их и расскажите своим родителям о зиме, прекрасном времени года, ее приметах. Мне было очень приятно с вами общаться. До свидания. Спасибо вам.