Ольга Скандакова
Конспект открытого занятия по тестопластике в подготовительной группе «Хлебная сказка» с использованием ИКТ
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Прививать детям интерес к народному творчеству и традициям через тестопластику, воспитывать бережное отношение к народному искусству и его создателям, развивать творческие способности, художественно-эстетический вкус.
Задачи:
Образовательные:
- Продолжать обучать детей основным приемам тестопластики (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание, раскатывание);
- Продолжать обучать детей передаче простейшего образа предметов, учить создавать выразительные образы;
-Продолжать учить выделять основные и наиболее характерные признаки предметов.
Публикация «Конспект открытого занятия по тестопластике в подготовительной группе „Хлебная сказка“ с использованием ИКТ» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Продукты питания. Лепка
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Тестопластика. Конспекты занятий
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Хлеб. Лепка, занятия по лепке
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2018
-Обучать правильному и аккуратному соединению деталей между собой.
Развивающие:
-Развивать творческое воображение, стойкий интерес к лепке;
-Развивать мелкую моторику пальцев рук и кистей;
-Развивать речь детей и пополнять и расширять их словарный запас.
Воспитательные:
-Воспитывать бережное отношение к хлебу, людям, которые его выращивают;
-Воспитывать аккуратность, усидчивость, трудолюбие и прилежность в своей работе, желание доводить начатое до конца, радоваться результату;
-Воспитывать доброту, отзывчивость по отношению друг к другу в процессе коллективной работы.
Предварительная работа:
1. Чтение художественной литературы:
Белорусская народная сказка «Легкий хлеб», К. И. Чуковский «Бутерброд», В. И. Гула «Хлеб от зайчика» и др.
2. Чтение и заучивание пословиц и поговорок о хлебе.
3. Беседы на тему: «Откуда хлеб пришел?», «Есть такая профессия- растить хлеб для людей», «Моя страна- Россия», «Кухня народов мира» и др.
4. Разучивание пальчиковой гимнастики «Тесто»
5. Рассматривание альбомов и иллюстраций по данной теме
6. Лепка из соленого теста
7. Просмотр презентаций «Как хлеб дошел до стола», «Моя Родина- Россия»
Материалы и оборудование:
Оборудование для мультимедийной презентации, на каждого ребенка- тесто соленое простое и цветное для лепки, пластиковые доски для лепки, скалки, стеки, ножницы, формы для вырезания теста, салфетки, материал для украшения –пайетки, бусинки, бисер, цветная соль.
Словарная работа:
Козули, губерния, рушник, пир.
Ход занятия:
Дети заходят в зал под русскую народную музыку.
Воспитатель:
Здравствуйте, ребята! Посмотрите, какой красивый сундучок у меня в руках. (Рассматривают) Хотите узнать, что в нем? Тогда отгадайте загадку:
Вырос в поле дом,
Полон дом зерном,
Стены позолочены,
Ставни заколочены,
Ходит дом ходуном
На столбе золотом. (колосок)
-Что делают из колосьев? (муку) А из муки?
Дети: Пекут хлеб.
Воспитатель: -Ребята, а вы знаете, что хлеб изобрели египтяне? Произошло это давно, 5-6 тысяч лет назад. А первыми пекарями можно считать всех древних египетских женщин- «хранительниц огня».
И на Руси с давних времен хлеб был в почете. В нашей стране существует такая традиция- встречать дорогих гостей хлебом-солью. Для этого пекли большой каравай и в середину каравая ставили солонку. Клали хлеб-соль на красивый рушник и предлагали отведать гостям. Хлеб нужен всегда - простой ли это обед, или великий пир…
Давайте вспомним с вами, какие хлебобулочные изделия вы знаете? ( Предполагаемые ответы детей: булки, пряники, печенье, плюшки и т. д.) Правильно, молодцы. Вот здесь у меня на блюде лежат мучные изделия, которые пекли к праздникам. Давайте посмотрим и вспомним, что вы о них знаете. (Дети рассматривают изделия из соленого теста)
Дети: Печенье в виде птиц- жаворонки, грачи, утки, скворцы выпекали во Владимирской губернии.
Пряники научились делать очень давно в Древней Греции. В России пряники начали печь в храме славян на острове Рюген в Балтийском море. Пекли их с медом и маком. Пряники бывают по названию городов, в которых они изготавливаются: Городецкие, Тульские. На них есть картинки и надписи, которые печатают как буквы и картинки в книжках, поэтому пряники называют печатными. На них делают узор, рисунок.
Есть еще Архангельский пряник- козуля, который изготавливают из теста, украшают и запекают в виде фигурки.
На Северной Двине фигурным печеньем в виде коров, коз, других животных угощали детей на Рождество.
Воспитатель: Правильно, ребята! Козули первоначально являлись национальным лакомством жителей Архангельской губернии, которые изготовляли их только на Рождество. Козули тогда изготавливались из ржаного теста. Изготовленные фигурки козочек, баранов и коровок символизировали «небесные стада» -облака.
У нас на Урале тоже пекли козули. Пекли их на Рождество. Выпекали козуль здесь в форме северных оленей, кота (кот также считался символом дома, ангелов, ёлочек и домиков. Готовыми выпеченными фигурками украшали рождественскую ёлку. Блины, пирожки, шаньги и ватрушки – не счесть числа всем эти названиям в русской кухне.
Но не нужно забывать, ребята, что мы живем в огромной стране. Как она называется? (Россия) Правильно. В нашей огромной стране в мире и согласии живут люди разных национальностей. Ребята, скажите, пожалуйста, люди каких национальностей живут в нашей стране? Назовите их. ( Предполагаемые ответы детей: татары, русские, армяне, грузины, башкиры) Правильно, молодцы!
У каждого народа есть свой национальный хлеб и национальные блюда. Давайте посмотрим на экран. (на слайдах родители разных национальностей рассказывают о блюдах своего народа) Интересно, ребята? (Да) Конечно, много народов живут на свете и у каждого своя кухня, но нет ничего вкуснее и красивее нашего русского каравая!
А сейчас посмотрите на экран. (на экране открывается сказочное окно, появляется Сказочница)
Сказочница :
-Здравствуйте, детишки. А сказки вы любите? (Да.)
-Тогда вокруг себя обернитесь и в сказке очутитесь. (Дети выполняют движения)
-Есть у меня внученька, Василиса Прекрасная, рукодельница, да умница. Знаете её?
-Получила я от неё весточку грустную, сами смотрите. (на экране Василиса Прекрасная)
Василиса:
-Приказал мне царь угощения на пир приготовить, да не простые, волшебные! Одной мне никак не справиться. Помощники нужны.
Воспитатель:
-Ребята, поможем Василисе Прекрасной угощение приготовить? (ответы детей)
Василиса:
-Только сначала я проверю, годитесь ли вы в помощники.
Первое мое задание: нужно отгадать загадки.
1. Был я сыпучим,
Потом тягучим,
В огонь попал-
Мягким стал. (Хлеб)
2. Что на сковородку наливают, да вчетверо сгибают? (Блины)
3. Кольцо не простое,
Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье.
Ну и объеденье! (Сушки)
Василиса: Молодцы! Последняя загадка:
В печь сперва его сажают,
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят!
По кусочку всё съедят. (на экране- красивый пирог)
-Молодцы! Все мои загадки отгадали.
А вот второе задание сложнее будет.
Знаете ли вы пословицы и поговорки про хлеб? (дети называют пословицы и поговорки)
-Молодцы ребята, справились и со вторым заданием. Пора отдохнуть, да хороводы поводить. (русская народная игра «Пирог»)
-Ну что ж, ребята, пора приниматься за работу.
Проводится пальчиковая гимнастика «Тесто».
Тесто замесили мы (сжимаем, разжимаем кулачки,
Сахар не забыли мы (имитация посыпания).
Пироги пшеничные (соединили ладошки вместе,
В печку посадили мы (руки вперёд вверх ладонями).
Мы печём пшеничные (имитация лепки пирожков).
Пироги отличные.
Кто придёт к нам пробовать
Пироги пшеничные:
Мама, папа, брат, сестра (загибают пальчики,
Пёс лохматый со двора
И другие все, кто может,
Пусть приходят с ними тоже.
Наша мама говорит:
- Крошки, что останутся,
Воробьям достанутся (имитация кормления воробышек).
(практическая часть)
Дети из соленого теста делают элементы для украшения каравая, печенье, пряники в виде фигур. По окончании работы - на экране Царь.
Царь: -Молодцы, детушки- ребятушки, Василисе помогли и меня порадовали. Вокруг себя обернитесь и в детском саду очутитесь. (на экране появляется Сказочница)
Сказочница : Моя сказка заканчивается, а Василису я к вам отправила. (Окошко закрывается)
Воспитатель:
-А пока мы ждем Василису Прекрасную, расскажите мне, что вам сегодня запомнилось и понравилось больше всего? (Подводит итог занятия)
Под музыку входит Василиса Прекрасная).
Василиса:
-Молодцы, ребята! Спасибо вам большое за то, что помогли мне угощение на пир приготовить. Приглашаю вас на сказочный пир, в наше царство-государство.
(Василиса и дети уходят.)