Романовская Наталья
Конспект открытого логопедического занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непрерывной образовательной деятельности по формиро-ванию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи по теме: «Весна. Перелетные птицы»
Цель: коррекция лексико-грамматической стороны речи и профилактика дисграфии на материале лексической темы.
Задачи:
Публикация «Конспект открытого логопедического занятия в старшей группе „Весна, Перелетные птицы“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Работа логопеда. Логопедические занятия
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2023
Коррекционно-образовательные: Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Перелетные птицы». Совершенствование грамматического строя речи (употребление предлогов, согласование числительных с существительными, образование притяжательных прилагательных, навыков слогового анализа слов. Развитие элементарных математических представлений (совершенствование навыков счета в пределах пяти). Профилактика нарушений письменной речи.
Коррекционно-развивающие: Развитие слухового внимания и восприя-тия, общей моторики; развитие памяти, мышления. Совершенствование слоговой структуры слова.
Коррекционно-воспитательные: Воспитание у детей интереса к перна-тым обитателям природы. Формирование взаимопонимания, самостоятельности, инициативности, взаимопомощи, самоконтроля над речью.
Оборудование: кукла Незнайка, предметные картинки птиц, счетный материал по теме, плоскостные кормушки с цифрами для определения количества слогов, презентация, аудиозапись пения птиц, кормушка, игрушка-птичка.
Ход занятия:
I. Организационный момент. (Положительный настрой на занятие).
Логопед предлагает детям встать в круг.
Логопед:
Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно
Говорю тебе «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй, правая рука,
Здравствуй, левая рука,
Здравствуй, друг,
Здравствуй, друг,
Здравствуй, наш весёлый круг!
Логопед предлагает детям сесть на стульчики.
Логопед: Ребята, послушайте и отгадайте загадку?
Светает рано по утрам
Проталины и тут, и там,
Ручей шумит как водопад
Скворцы к скворечникам летят.
Звенят под крышами капели
Медведь с еловой встал постели,
Всех солнышко теплом ласкает,
Кто это время года знает?. (весна)
Логопед: Какое сейчас время года?
Дети: Сейчас время года весна.
Логопед: Какое время года было перед весной?
Дети: Перед весной была зима.
Логопед: Какое время года наступит после весны?
Дети: После весны наступит лето.
Логопед: Молодцы! Ребята, к нам сегодня на занятие пришел сказочный герой, а кто вы угадайте:
В шляпе синенькой мальчишка,
Из известной детской книжки.
Он глупышка и зазнайка
А зовут его … (Незнайка).
Логопед выставляет куклу Незнайку.
Логопед: Незнайка пришел к нам в гости, чтобы узнать много нового и интересного. Давайте ему поможем?
II. Основная часть
1. Путешествие в весенний лес.
Логопед: А сейчас я предлагаю вам отправиться на прогулку в весенний лес. Закройте глаза и считайте со мною до трёх.
1-2-3 Чудо произойди!
Логопед включает аудио запись с пением птиц.
Слайд 1.
Логопед: Ребята, мы с вами в весеннем лесу! Послушайте, кто же это поёт? (Логопед включает запись на слайде).
Дети: Это птицы!
Логопед. Правильно весной к нам возвращаются птицы, которые улетели осенью в тёплые страны. Как называются эти птицы?
Дети: Перелётные птицы.
Логопед: Почему они называются перелётными?
Дети. Перелётные птицы летом живут у нас, вьют гнёзда, выводят птен-цов, а с наступлением холодов улетают на всю зиму в жаркие страны, чтоб весной вернуться в родные края.
2. Игра «Узнай, чей голос?» (Развитие слухового восприятия).
Логопед: Ребята, а вы знаете что, людей, которые изучают птиц, называют орнитологами. Мы тоже с вами сегодня побудем орнитологами и поможем Незнайке узнать много нового о перелетных птицах. А для начала поиграем в игру «Узнай, чей голос?».
Слайд 2.
Логопед включает записи голосов птиц, а дети отгадывают их и назы-вают. На слайде появляются изображения птиц (кукушка, ласточка,гусь, аист, соловей, скворец), как только дети угадали.
Логопед: Молодцы ребята! Отгадали голоса птиц.
3. Игра «Посчитай». (Согласование имени числительного с существитель-ным).
Логопед: Незнайка, а ты знаешь, что люди считают птиц друзьями? Ребята, объясните, пожалуйста, почему?
Дети: Потому, что они поедают насекомых и гусениц, сохраняя деревья, поля и огороды, а также парки и скверы.
Логопед: Ребята, Незнайка очень плохо умеет считать, научим его? Давайте посчитаем перелетных птиц.
Логопед выставляет на магнитную доску счетный материал птиц, а дети считают.
Дети: Один аист, два аиста, три аиста, четыре аиста, пять аистов.
Одна цапля, две, три, четыре, пять … .
(Лебедь, ласточка, щегол).
Логопед: Дети, благодаря вам, Незнайка научился правильно считать перелетных птиц.
4. Игра «Рассади по гнездам». (Формирование слогового анализа слов).
Логопед: Ребята, скажите, а как называется дом у птиц?
Дети: Гнездо.
Логопед: Правильно! Птицы строят гнезда и высиживают птенцов. Я пред-лагаю вам поиграть в игру «Рассади по гнездам». Нужно распределить птиц по гнездам. В первое гнездо мы отправим птиц, в названии которых один слог. Во второе гнездо, в названии которых два слога. И в третье гнездо, в названии которых три слога.
Логопед на магнитную доску вывешивает гнезда, с цифрами. Дети опреде-ляют количество слогов в словах: ласточка, чиж, щегол, лебедь, аист, цапля, соловей, журавль, гусь. И располагают птиц под соответствующим гнездом.
Логопед: Незнайке очень понравилось, как вы справились с этим заданием! Ну а нам пришло время отдохнуть.
5. Физкультминутка «Весна пришла».
Логопед: Давайте выйдем на лесную полянку и выполним уже знакомую физминутку «Весна пришла».
Солнышко, солнышко! Поочередно выбрасывают руки вверх.
Золотое донышко! Покачивают туловище со сцепленными над головой
руками.
Гори, гори ясно, Два прыжка на двух ногах.
Чтобы не погасло! Покачать указательным пальцем правой руки.
Побежал в саду ручей, Бег на месте.
Прилетело сто грачей, Машут руками.
И сугробы тают, тают Медленно приседают.
И цветочки вырастают. Ладошки разводим в стороны в форме цветка.
Логопед предлагает детям сесть на свои места.
6. Игра «Назови, какие птицы изображены?» (Профилактика оптической дисграфии).
Логопед: Ребята, Незнайка пришел к нам на занятие, и принес задание, которое предлагает вам выполнить. Взгляните на экран. Силуэты каких птиц вы здесь видите?
Слайды 9-10.
Дети выходят к экрану и показывают указкой и называя силуэты птиц.
Логопед: Ребята, Незнайка остался доволен, как вы легко справились с его заданием.
7. Игра «Какая стая?» (Образование притяжательных прилагательных).
Логопед: Ребята, скажите, что такое стая?
Дети: Это большая группа птиц, которая перемещается в небе.
Логопед: Давайте образуем названия птичьих стай.
Стая из лебедей (какая) – лебединая
Стая из журавлей (какая) – журавлиная
Стая из уток (какая) – утиная
Стая из грачей (какая) – грачиная
Стая из соловьев (какая) – соловьиная
Логопед: Молодцы, это было сложное задание, но вы с ним справились.
8. Игра «Угадай, где птица?» (Употребление предлогов на, в, к, над, за, из).
Логопед: А сейчас поиграем с Незнайкой в игру «Угадай, где птица?»
Логопед выставляет перед детьми кормушку и птичку. Логопед перемещает птицу в пространстве, а дети называют, где птица.
Птица (где) в кормушке.
Птица вылетела (откуда) из кормушки.
Птица подлетела (куда) к кормушке.
Птица спряталась (где) за кормушкой.
Птица села (куда) на кормушку.
Птица летает (где) над кормушкой.
Логопед: Молодцы, справились и с этим заданием.
III. Окончание занятия.
Логопед: Ребята, а сейчас пришло время возвращаться в детский сад. Давайте закроем глаза и скажем: «Раз, два, три, чудо произойди!» Вот мы и оказались снова в группе. Скажите, вам понравилась прогулка в весенний лес.
Дети: Да.
Логопед: Кого мы сегодня встретили в лесу?
Дети: Перелетных птиц.
Логопед: Напомните Незнайке, почему их так называют?
Дети: Потому, что они прилетают к нам весной, а осенью улетают в теплые края.
Логопед: Незнайка, говорит вам огромное спасибо за то, что он узнал сегодня много нового и интересного. А за то, что вы ему помогали учиться, он вам приготовил маленькие подарки.
Логопед раздает детям поощрение в виде наклеек.