Александра Паульс
Конспект открытого логопедического занятия по обучению грамоте «В гости к царице Грамматике» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
открытого логопедического занятия по обучению грамоте
в подготовительной к школе группе
Тема: «В гости к царице Грамматике» или «Путешествие в Страну правильной и красивой речи»
Цели:
- Развивать речевое дыхание, силу голоса, четкость дикции, интонационную выразительность речи.
- Активизировать и совершенствовать работу речевого аппарата.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические конспекты занятий
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Продолжать автоматизировать правильное произношение всех поставленных звуков в игровой и свободной речевой деятельности.
- Совершенствовать фонематический слух, навыки звукового, слогового, языкового анализа и синтеза.
- Закрепить знание признаков гласных и согласных звуков, умение различать их.
- Закрепить представление о твердости – мягкости, глухости – звонкости согласных.
- Закрепить понятие о родственных словах.
- Закрепить обобщающие понятия некоторых лексических тем.
- Совершенствовать навык слогового чтения.
- Совершенствовать навык диалогической и монологической речи.
- Развивать память, внимание, мышление, воображение.
- Воспитывать любовь к русскому языку, умение работать в парах. Соблюдать правила поведения.
Оборудование.
- письмо царицы Грамматики, дом царицы, деревья с листочками, «кирпичики» с предметными картинками;
- «замки» с изображением звуковых схем слов; «домики» звуков;
- предметные картинки на разные лексические темы;
- слоговая гусеница;
- картинка-паровозик, призы;
- аудиозапись.
Ход занятия
I. Организационный момент
(Дети встают в круг, держатся за руки)
Приветствие «Доброе утро»
Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться «Доброе утро!»
«Доброе утро» солнцу и птицам!
«Доброе утро» улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым.
«Доброе утро» длится до вечера.
Логопед. Ребята! Сегодня к нам в группу почтальон принес письмо. Оно от царицы русского языка - Грамматики (достает письмо из конверта, читает). Это письмо – приглашение. Послушайте:
Здравствуйте ребята 7а группы! Я долгое время наблюдала за вами, переживала ваши неудачи, радовалась вашим успехам в покорении очень трудной науки – грамматики. Вы очень прилежные ребята и достойны побывать в Стране грамотной и красивой речи. Я приглашаю вас, но путь туда долгий и опасный. Вам придется преодолеть много препятствий, чтобы дойти до моего дома. Желаю вам удачи!
Ну что, ребята, согласны отправиться в долгое и опасное путешествие?
Ответы детей.
II. Психологический настрой
Тогда давайте встанем в круг, соберем все свои силы и знания.
Давайте произнесем волшебные слова, чтобы попасть в Страну грамотной и красивой речи.
(Дети встают в круг, берутся за руки, закрывают глаза.)
Дети.
Мы спокойны, мы спокойны.
Говорим всегда красиво,
Четко и неторопливо,
Вспоминаем обязательно,
Что учили на занятиях.
(Звучит музыка, дети открывают глаза.)
III. Развитие слухового восприятия
Логопед. Вот мы и очутились в волшебной Стране грамотной и красивой речи. И на нашем пути первое препятствие – Звучаща (Читают вместе). Ребята, как вы думаете, почему она так называется?
Дети. Там звучат разные звуки.
Логопед. А какие бывают звуки?
Дети. Звуки от разных предметов и звуки, при помощи которых мы разговариваем. Речевые и неречевые звуки.
Игра «Звуки».
( Дети слушают аудиозапись звуков: шум воды, пение птиц, ветер, песня и стихотворение и показывают сигнальную карточку).
Речевая гимнастика.
Логопед. Если Звучаща находится в Стране грамотной и красивой речи, значит там звучат только красивые и правильные речевые звуки. А вы уже все звуки научились произносить красиво? Тогда покажите. (Дети рассказывают стихотворение). Молодцы, язычки работают отлично!
Работа с родственными словами.
Логопед. Со звуками мы разобрались, но что же такое «чаща»?
Дети. Это густо посаженные деревья.
Логопед. Ребята, посмотрите, какие чудо-деревья выросли в Звучаще! Это дерево выросло из слова «Луна», а это – из слова «звезда». Вы когда-нибудь встречались с такими чудо-деревьями?
Дети. Да, это деревья, на которых растут родственные слова.
Логопед. А что такое родственные слова?
Дети. Слова родные друг другу. У них общий смысл.
Логопед. Ребята, посмотрите, что-то эти деревья без листьев. Листочки то все опали и перепутались. Давайте поможем вернуть листочки на своё дерево.
Игра «Путаница»
Дети читают слово и соотносят с нужным деревом.
Лунтик, звездопад, звездолет, лунатик, луноход, звездочет, лунка, полнолуние.
Логопед. Какое слово лишнее?
Дети. Лунка. У него другой смысл.
Логопед. Молодцы! Помогли деревьям, распутали путаницу. А мы отправляемся дальше.
IV. Выделение первого и последнего звука в слове
Логопед. Перед нами река Звенящая (шум воды). Здесь есть записка.
Река Звенящая вас ждет,
Но не пройти её вам вброд.
Кирпичики-картинки сложите в мостик
И поспешите ко мне в гости!
Ребята! Каждая пара возьмет по кирпичику-картинке. Подумайте, как их можно сложить, чтобы получился хороший мост.
Дети. Нужно кирпичики сложить так, чтобы последний звук в названии картинки оказался первым в следующем названии картинки.
(Дети складывают мостик и проходят по нему)
V. Звуковой анализ слов
Логопед. Вы загадки разгадали,
Очень быстро пробежали.
Но смотрите впереди,
Очень мощные замки!
Ребята, как же нам открыть замки? Здесь снова записка: «Ключ к замку ты подбери, в город поскорей войди». (На замках изображена звуковая схема слов, а на ключах - картинки).
Логопед. Каждой паре достается ключ. Вы должны сделать звуковую схему слова, нарисованного на ключе и тогда вы увидите, какой ключ от какого замка.
Дети выкладывают звуковую схему слова и соотносят её со схемой на замках.
Логопед. Молодцы! И это препятствие преодолели!
VI. Деление слов на слоги
Логопед. Мы попали с вами в город Буквенный и нас встречает удивительная гусеница.
Эта гусеница не простая,
Гусеница слоговая.
(На гусенице изображены волны-слоги слов из одного, двух, трех, четырех слогов.)
Игра «Соотнеси картинку, слово со слоговой схемой»
(Каждый ребенок получает картинку, читает слово и соотносит с нужной схемой.)
Логопед. Молодцы! И с этим заданием вы справились!
VII. Развитие навыка чтения и анализа предложения
Логопед. Мы уже почти дошли до замка царицы Грамматики. Осталось последнее задание.
К букве – буква,
К слову – слово,
Родилась родная речь.
Так легко и блин испечь,
Если тесто уж готово.
Ребята, посмотрите, что вы видите?
Дети. Паровоз, вагончики, слова на вагончиках.
Логопед. Сможет ли поезд отправиться в путь?
Дети. Нет, потому что вагончики перепутаны, слова не дружат, предложения не получилось.
Логопед. Что же нам делать?
Дети. Нужно поставить каждое слово на свое место.
Игра «Собери предложение»
(Дети читают слова и ставят вагончики по порядку, чтобы из них получилось предложение.)
Логопед. Ребята, посмотрите, это наверное пассажиры нашего поезда? (показывает изображение смайликов с разными эмоциями). Для чего они нужны?
Дети. Для того, чтобы с разной интонацией прочитать наше предложение.
Логопед. Всё правильно! Давайте прочитаем предложение с разной интонацией.
(Дети читают предложение.)
VIII. Итог занятия.
Логопед. Я вас поздравляю, вы справились со всеми заданиями и наконец-то мы дошли до замка царицы Грамматики.
Но похоже, дом закрыт, а у дверей записка:
«Я прошу у вас прощенья,
Что не застали вы меня,
Много дел, но очень рада,
Что вы здесь, и вот награда!»
В шкатулке медали для детей.
Обсуждение результатов.
Приложение 1
ПИСЬМО
Здравствуйте ребята 7а группы! Я долгое время наблюдала за вами, переживала ваши неудачи, радовалась вашим успехам в покорении очень трудной науки – грамматики. Вы очень прилежные ребята и достойны побывать в Стране грамотной и красивой речи. Я приглашаю вас, но путь туда долгий и опасный. Вам придется преодолеть много препятствий, чтобы дойти до моего дома. Желаю вам удачи!
ЗАПИСКА
Река Звенящая вас ждет,
Но не пройти её вам вброд.
Кирпичики-картинки сложите в мостик
И поспешите ко мне в гости!
Вы загадки разгадали,
Очень быстро пробежали.
Но смотрите впереди,
Очень мощные замки!
ЗАПИСКА
«Ключ к замку ты подбери, в город поскорей войди».
К букве – буква,
К слову – слово,
Родилась родная речь.
Так легко и блин испечь,
Если тесто уж готово.
ЗАПИСКА
«Я прошу у вас прощенья,
Что не застали вы меня,
Много дел, но очень рада,
Что вы здесь, и вот награда!»