Людмила Толстик
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе «Наша станица. Звук [Ш]»
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно-образовательные цели. Активизация и актуализация словаря по теме «Наша станица». Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными). Совершенствование фонематических представлений (автоматизация звука [ш] в слогах и словах). Совершенствование навыка слогового анализа и синтеза. Профилактика нарушений письменной речи.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, фонематического восприятия, зрительного внимания и восприятия, мышления, тонкой и общей моторики.
Публикация «Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе „Наша станица, Звук [Ш]“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви к малой родине.
Оборудование. Магнитная доска, контейнер с карандашами, мяч, открытки или фотографии с достопримечательностями Ленинградской.
Предварительная работа. Подбор определений к словам — названиям достопримечательностей на индивидуальных занятиях с логопедом.
Ход занятия
1. Мотивационный момент. [Уточнение и активизация словаря по теме «Наша станица». Совершенствование навыка звукового анализа слов. Объявление темы занятия. ]
Логопед приглашает детей в кабинет, организует приветствие.
Логопед. Сегодня мы превратимся с вами в фотографов и художников и продолжим изучать нашу станицу. Отправиться в путешествие тот, кто выполнит мое задание. Вспомните название реки, начинающееся со звука [ С].
I -й р е б е н о к. Сосыка.
Логопед. кто вспомнит название памятника в центре станица со звуком [ш] в середине фамилии.
2-й ребенок. Памятник А. С. Пушкину.
Логопед. Правильно. Можно путешествовать тому, кто вспомнит название спортивного объекта, начинающееся со звука [а].
3-й ребенок. Акватика- центр плавания
Логопед. Отлично. Ну а ты, Диана, вспомни название аллеи, которое начинается со звука [с].
4-йребенок. Аллея Славы на октябрьской площади.
Логопед. Вы отлично выполнили первое задание!
2. Упражнение «Расскажи, какой». [Расширение словаря прилагательными. Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными).]
Логопед раздает детям силуэты фотоаппаратов.
Логопед. Отправляясь в путешествие, вы должны сфотографировать достопримечательности станицы и выбрав понравившуюся достопримечательность, подберите как можно больше слов, отвечающих на вопрос «Какой?» к слову — названию места, нарисованного на картинке.
1-й ребенок. Сосыка красивая, широкая, полноводная, глубокая.
2-й ребенок. Октябрьская площадь красивая, нарядная, торжественная, главная.
3-й ребенок. Музыкальная школа старинная, уютная, аккуратная, любимая.
4-й ребенок. Центральный парк красивый, тенистый, зеленый, тихий.
Логопед. Молодцы! Вы и с этим заданием справились отлично.
3. Игра «Что изменилось?» [Развитие диалогической речи, зрительного внимания и восприятия. ]
Логопед помещает на магнитную доску несколько открыток или фотографий станицы.
Логопед. Какие места нашего города вы видите на этих фотографиях?
Дети. Кинотеатр «Горн», улица Чернышевского, аллея Славы, памятник А. Суворову.
Логопед. Правильно. Сейчас вы закроете глаза, а я поменяю фотографии местами или заменю одну из них. Вы должны будете рассказать, что изменилось.
1-й ребенок. Улица Чернышевского и памятник А. Суворову поменялись местами.
Игра проводится до тех пор, пока не ответит каждый ребенок. По окончании игры логопед убирает фотографии.
4. Игра с мячом «Продолжи предложение». [Обогащение экспрессивной речи словами-антонимами. ]
Логопед приглашает детей выйти на ковер, предлагает им встать в круг и берет в руки мяч.
Логопед. Давайте поиграем в игру «Продолжи предложение», поучимся подбирать слова-«наоборот». Река широкая, а ручей.
1 -й р е б е н о к.. узкий.
Логопед. Библиотека высокая, а кинотеатр.
2-й ребенок.. низкий.
Логопед. Здание Центра плавания «Акватика» современное, а музыкальной школы
3-й ребенок.. старинное.
Логопед. Улица Красная длинная, а переулок…
4-йребенок.. короткий.
5. Упражнение «Родная станица» (координация речи с движением)
Как люблю я родную станицу! Идут по кругу
Как люблю все ее уголки! Правую руку ко лбу, «заглядуют»
Вдаль уеду – она мне приснится: «Едут», руки вместе под голову «спят»
Лес, поляны, луга, озерки! Потянуться руки вверх, на носочки, поворот вокруг, руки
Выйду летом, иль выйду зимою – в стороны, идут по кругу, руки на поясе
Красота кругом и простор, Руки в стороны, плечи вверх, пожали
6. Упражнение «Поймай правильное слово» Знакомство со звуком и буквой Ш (автоматизация звука
Ш в слогах и словах, фонематическое восприятие, развитие навыков фонетико-фонематического
анализа и синтеза)
- Хлопните в ладоши, когда услышите правильное слово:
Мапка, тапка, шапка, капка
Балыши, малыши, кавыши, табыши
Майба, кайба, тайба, шайба
- Какой звук вы услышали во всех этих словах?
Логопед :
-Молодцы, во всех эти словах есть звук [Ш].
Сегодня мы будем искать и «фотографировать» этот звук в словах.
Вы все умеете правильно произносить этот звук, так давайте мы его еще раз произнесем и расскажем, какой это звук.
- губы «трубочкой», язык за верхними зубами «чашечкой», подуйте на язычок «теплым ветерком» : ш-ш-ш.
- Какой это звук»
- Твердый согласный звук. Обозначаем синим цветом.
Связь звуков и букв. Рассматривание буквы Ш.
Буква Ш, как гребешок.
Куклу причеши, дружок!
Три зубца рядочком ставим
И внизу соединяем.
Т. Куликовская
7. Упражнение «Мяч поймай, слоги называй»
Логопед «бросает» звуки. Дети руками «соединяют» звуки и произносят слог.
А+Ш=АШ Ш + А = ША
О Ш ОШ Ш О ШО
У Ш УШ Ш У ШУ
Ы Ш ЫШ Ш Ы ШИ
8. Упражнение «Звуковой анализ» (развитие фонематического анализа и синтеза, слухового и зрительного внимания)
Послушайте внимательно и скажите, сколько звуков я назову
ША – два звука, 1-й – Ш, твердый согласный, обозначаем синим цветом, 2-й А – гласный, красным.
Дети открывают домашние тетради в клеточку, обводят две клеточки в левом верхнем углу листа и раскрашивают схему слога.
А сейчас послушайте такое слово ШАЛь. Аналогично выполняют звуковой анализ слова.
Сколько согласных звуков в этом слове? Назовите их. Сколько гласных? Где находиться звук Ш? (в начале слова). Звук Ль? (в конце слова, звук А? (в середине слова).
9. Упражнение «Домик». [Совершенствование фонематических представлений (определение места звука Ш в словах
Логопед кладет перед детьми предметные картинки в названии которых есть звук Ш и макет Дома с тремя подъездами.
В первом подъезде живут жильцы со звуком Ш в начале слова, во втором – в середине, в третьем – в конце слова. Вам нужно правильно назвать их и поселить в свои квартиры.
Дети выполняют задание, комментируя свои действия, логопед исправляет ошибки, привлекая внимания к звукам в начале, середине и конце.
Логопед. Великолепно! Какие же вы молодцы!
10. Упражнение «Составь предложение» (развитие связной речи, анализ предложения)
Подходит к концу ваш рабочий день как «фотографов». Я надеюсь вам понравились ваши фотографии видов станицы Ленинградской, вы надолго сохраните их в вашей памяти, запомните и будете дальше с интересом изучать жизнь нашей станицы. Сейчас каждый из вас вспомнит и назовет наиболее удачные фотографии, составив красивые предложения о станице.
Н-р: Я люблю гулять по парку.
Дети составляют предложения и производят анализ по схеме: сколько слов в предложение, какое слово первое, второе, третье и т. д. В тетради производят схему предложения, показывая на схеме каждое слово. В конце ставят точку.
11. Рефлексия (самоанализ)
Логопед предлагает детям перечислить упражнения, которые они выполняли, что им понравилось, что запомнилось, во что бы они еще хотели поиграть, а затем самостоятельно оценить свою работу на протяжении всего занятия.