Будникова Анжела
Конспект открытого фронтального занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие за сокровищами»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого фронтального занятия по обучению грамоте
«Путешествие за сокровищами»
подготовила учитель-логопед
Будникова Анжела Анатольевна
Цель и задачи занятия
Публикация «Конспект открытого фронтального занятия по обучению грамоте в подготовительной группе „Путешествие за сокровищами“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2018
Цель: закрепление знаний детей, полученных в течение учебного года по обучению грамоте на основе звука Л.
Коррекционно-образовательные: продолжать обучать звуковому анализу и синтезу слов; развивать графомоторные навыки и зрительное внимание; совершенствовать навыки движения под музыку.
Коррекционно-развивающие: развивать фонематический и речевой слух,
формировать ориентировку в звуковой системе языка; развивать словесно-логическое мышление у детей, рассуждать, делать выводы, развивать зрительное восприятие, внимание, память; обогащать лексику,
Коррекционно-воспитательные: создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, умение выполнять игровые правила; желание и умение работать в коллективе, формировать навык совместной работы в паре, поощрять активность и самостоятельность
Оборудование:ИКТ, корабль, мяч, аэробол, дидактическая игра «Собери цветы», раздаточный материал (звуковые фишки, картинки, музык сопровождение «логоритмика», простые карандаши.
Ход занятия
I.Организационный момент. (Дети входят в зал (Элемент логоритмики)
Логопед: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте, Анжела Анатольевна!
Логопед: Ребята, посмотрите, сколько сегодня у нас гостей в зале. Давайте поздороваемся и с ними.
Дети: Доброе утро!
1. Психогимнастика (Рефлексивный круг)
Логопед: А сейчас давайте встанем в круг и пожелаем друг другу доброго утра, а поможет нам это сделать маленький мячик.
(Дети встают вместе с логопедом в круг. Звучит релакс. музыка.)
Этот мячик не простой, а волшебный. Своим теплом он излучает добро и передаёт его людям, которые держат его в руках. Мы будем передавать его правой рукой, обращаясь друг к другу по имени и желая доброго утра.
Дети здороваются друг с другом по имени передавая мяч.
1. Проблемная ситуация (мотивация) :
Логопед: Ребята, сегодня у нас необычное занятие.
Дело в том, что я перебирала старые вещи и нашла вот эту старинную карту, где спрятаны сокровища,а рядом с ней лежал этот золотой ключик, а добраться до сокровищ можно только на корабле. Одна я не доплыву, мне нужна команда. Согласны ли вы плыть вместе со мной?
Дети: Да.
Логопед : Нас ждут сложные испытания и только, справившись с ними, мы добудем сокровища. Вы готовы к испытаниям? Тогда в путь.
Давайте скажем волшебные слова: «Вокруг себя повернись и на корабле очутись» Дети: Все вместе произносят волшебные слова и проходят к кораблю садясь на стулья.
Дыхательная гимнастика
Логопед: Вот мы с Вамина корабле, нас согревает теплые солнечные лучи и мы дышим морским целебным воздухом. Но на море часто поднимаются большие волны и получается качка. Возьмем наши Аэроболы и подуем в них так, чтобы не уронить мячики в море.
Развитие зрительного внимания
Логопед: (разворачивает карту и показывает детям)
-Ребята, а вот и моя карта, по мере выполнения заданий, корабль будет продвигается по карте). Слайд. (корабль на карте)
Логопед: «1,2,3 – наш корабль вперед плыви!»
Муз сопровождение. (Шум моря и крик чаек)
2. Введение в тему. Корабль приплыл к Протоку Звуков.
Характеристика звука.
Логопед: Итак, первое испытание. Я сейчас прочитаю предложение, а Вы определите какой звук чаще других слышится в этих словах?
Лодка плыла по волнам. (Л)
Логопед:Дайте характеристику этому звуку. Какой это звук?
Дети: Согласный, потому что есть преграда – язычок.
Логопед: Еще он какой?
Дети: Твердый, звонкий.
Логопед:Хорошо. Можем плыть дальше.
Муз сопровождение. (Шум моря и крик чаек)
II. Основная часть.
Логопед: Итак, мы приблизились к озеру Перемен. (Задание на развитие фонематического восприятия)
Игра “Добавь звук” (с помощью мяча)
Цель: Развитие фонематического слуха, внимания, мышления.
Логопед: Ребята, а что такое звуки?
Дети: Звуки – то, что мы слышим и произносим
Логопед: А где живет звук Л?
Дети: (в букве Л (Эл)
Логопед: Ребята, скажите, на что похожа эта буква ЭЛ?
(Ответы детей)
Логопед: Я буду говорить слово, а вы постарайтесь изменить его так, чтобы звук Л был вторым в этом слове:
сон – слон, газ – глаз, пот – плот, бок – блок, сух – слух, пан – план, кок – клок, сова – слова, куб – клуб.
Продолжаем путешествие Муз сопровождение. (Шум моря и крик чаек)
Логопед: Ребята, сейчас мы с вами подходим к берегу и выйдем на поляну Цветов.
-Посмотрите, вам не кажется, что эта поляна какая-то странная, все лепестки разбросаны, да эти цветы заколдованные, надо их расколдовать
Игра “Собери цветы”.
Цель: Развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза.
Группа делится на три команды. Одна собирает цветок с лепестками - картинками, в названии которых имеется звук Л в начале слова, другая - цветок с лепестками - картинками, в названии которых имеется звук Л в середине слова, и третья команда – звук Л в конце слова.
Логопед: Молодцы, вы успешно справились с этим заданием, и мы можем идти дальше.
Логопед: Мы с вами нашли оазис «Логоритмики». Теперь пора отдохнуть
Логоритмика (движение под музыку) со звуком Л
Логопед: Но надо продолжать путь и мы подошли к очень запутанному мысуПротивоположностей. где стоит наш корабль.
Здесь нас ждет новое задание. Надо подняться по трапу и назвать слово противоположное данному.
Закончить предложение словами-неприятелями
Цель: Упражнение детей в подборе антонимов.
Пушинка легкая, а камень - …. (тяжелый)
Летом погода жаркая, а зимой - …. (холодная)
Горчица горькая, а сахар - … (сладкий)
Суп горячий, а компот - … (холодный)
Заяц трусливый, а лев - …. (смелый)
Дедушка старый, а внук - … (молодой)
Волк летом сытый, а зимой … (голодный)
Асфальт шершавый, а камень … (гладкий)
Лужа мелкая, а река … (глубокая)
Волшебница добрая, а колдунья … (злая).
(Дети дают ответ и проходят поребристой доске рассаживаясь в корабль)
Хорошо, но мы ищем сокровища, надо плыть дальше.
Муз сопровождение. (Шум моря и крик чаек)
Логопед:Наш корабль следует дальше и на горизонте «Математическая река».
Я предлагаю вам посмотреть на экран и посчитать картинки которые начинаются со звука ….?.(Л) загибая пальчики (сопоставления речи- движения)
Одна ласточка, две ласточки, три…., шесть ласточек. И т. д.
(Сначала все вместе, а затем 3 ребенка индивидуально)
Молодцы! Отправляемся в путь дальше.
Муз сопровождение. (Шум моря и крик чаек)
Посмотрите мы приближаемся к Острову Слов.
Звуковой анализ слова.
- Посмотрите-ка ребята, здесь две картинки.
- Надо расшифровать слово по слогам. (ВОЛКИ, СЛОНЫ) Из первого слова возьмите 1 слог, со второго 2 слог. Какое слово получилось? (ВОЛНЫ)
-Запишите слово волны схематично.
- Давайте разделим это слово на слоги (Дети ставят ручки под подбородок)
- Запишите, сколько слогов в слове ВОЛ-НЫ? (два).
-Посчитайте сколько звуков в слове? 5
- Дайте характеристику каждому звуку. И прочитайте схему слова.
(Дети работают с фишками).
-Сколько гласных звуков? (2) Какие о, ы.
-Сколько согласных звуков? (3) Какие? В. Л. Н.
Логопед: Какие Вы молодцы! Отправляемся дальше.
Прежде чем перейти к следующему заданию нам надо размять пальчики. (Развитие мелкой моторики)
Пальчиковая гимнастика. В гости.
В гости к пальчику большому (Большие пальцы вверх)
Приходили прямо к дому: (Кисти рук “домиком”)
Указательный и средний, (Поочередно разгибаем пальцы)
Безымянный и последний
Сам мизинчик – малышок
Постучался на порог. (Кулаки стучат)
Вместе пальчики- друзья.
Друг без друга им нельзя. (Ритмичное сжатие кисти в кулак.)
Развитие графомоторных навыков
Отыщи, обведии назови как можно больше предметов, в названии которых есть звук Л.
III. Итог (рефлексия)
Л: Ребята, мы с успехом справились со всеми испытаниями, добрались к сокровищам. Посмотрите на экран. Стрелка указывает направление к сундуку. Давайте посмотрим, что спрятано в ларце. А как же мы откроем замок? Нам нужен ключ. Я вспомнила, у меня же есть ключик, я не знала от чего он,может от этого сундука.
(Дети раскрывают ларец, находят там шоколадные монетки)
- Ну, вот и подошло к концу наше путешествие. Пришла пора возвращаться в детский сад.
- Теперь давайте скажем волшебные слова «Вокруг себя повернусь, и в детском саду окажусь»
- Ребятадавайте вспомним, где мы сегодня побывали?
- На чем мы путешествовали?
- Так какой звук мы слышали на протяжении всего нашего путешествия? (Л)
- Какое задание вам было очень интересно выполнять? (ответы детей).
- Какое из заданий вам показалось наиболее сложным? (ответы детей).
- Все вы, ребята, показали сегодня свои знания. Вы смогли преодолеть все трудности, препятствия, испытания, и показали,что вы готовы покорять новые вершины и получать новые знания.
- Теперь попрощаемся с гостями и пройдем в группу.