Завертяева Лидия
Конспект открытого интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе посредством осетинских сказок
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе посредством осетинских сказок.
Тема: «Сказка в гости к нам приходит»
Цель: Развитие речевой деятельности старших дошкольников посредством художественной литературы
Задачи:
Публикация «Конспект открытого интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе посредством осетинских сказок» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Республика Северная Осетия - Алания
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
Образовательные:
- учить: подбирать слова антонимы, определяющие героев;
- активизировать речь, обогащать словарный запас;
Развивающие:
-Развивать умение узнавать отдельные сказки по характерным признакам и уметь их обыгрывать
-Поддерживать интерес к сказкам, развивать мелкую моторику руки через пальчиковую игру.
Воспитательные:
Воспитывать отзывчивость, желание прийти на помощь.
Предварительная работа: чтение сказок о животных, волшебных, социально-бытовых сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам, беседа по сказкам, чтение пословиц, игры драматизации по сказкам.
Оборудование: Осетинский женский костюм для ведущей, маски и костюмы лисы, панамы-лопухи, золотой ключ, волшебная стрела, слайды с изображением сказок, заготовки для рисования – граттаж.
Словарная работа: нарт, Батрадз, алдар, алып, граттаж.
Методические приемы: наглядные, словесные, практические, игровые.
На центральной стене в зале горный пейзаж, силуэты башен, саклей. У стены плетень, забор из сланника, колосья пшеницы. На боковой стене изображение загадочной двери. Цветущая поляна с волшебной тропой.
Ход занятия.
Звучит хонга (муз. В. Цопбоева)
Воспитатель : Ребята, посмотрите, как много к нам пришло гостей, давайте поздороваемся со всеми.
Д бон хорз- дети здороваются на осетинском языке.
Здравствуй, небо! (Руки поднять вверх)
Здравствуй, солнце! (Руками над головой описать большой круг)
Здравствуй, земля! (Плавно опустить руки на ковер)
Здравствуйте, все мои друзья! (Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх)
Воспитатель: Ребята, в какой республике мы с вами живем?
Дети: - Северная Осетия Алания. Слайд 2
Воспитатель: - Люди какой национальности населяют нашу республику?
Дети: - нашу республику населяют русские, украинцы, чеченцы, осетины.
Воспитатель: - Правильно, молодцы! - Заставка. Слайд 3
У осетинского народа есть свои традиции, обычаи, но еще есть и сказки, они отличаются от русских народных сказок.
Сегодня мы с вами отправимся в сказочную волшебную страну. В этой пре-красной стране живут наши знакомые герои разных осетинских сказок. Инте-ресно, с кем из них мы встретимся сегодня? А поможет нам вот этот золотой ключ, он нам откроет дверь в мир осетинских сказок. Давайте попросим ключик помочь нам:
Ребенок:
Ключик, ключик золотой,
Дверь волшебную открой
Ты смотри, не подведи,
Сказки ждут нас впереди!
Под тихую плавную осетинскую музыку отворяются двери. Слайд 4
Воспитатель : Вот волшебная страна, вся она чудес полна! Как красиво в сказочной стране! Горные вершины озарены лучами солнца, блестят вечные снега. А вот и волшебная тропинка.
Слышу легкие шаги, кто-то идет к нам! Слайд 5
Издалека доносятся напевы, вбегает мальчик-джигит и говорит:
Вернулся я снова в родные края,
Аул свой и дом на горе вижу я! Заставка слайд 6
Воспитатель : Д бон хорз, здравствуй, джигит, чему это ты так радуешься?
Мальчик: Агаш –саут! Здравствуйте. Я долго жил вдали от дома у злого алдара, и наконец я дома. Мне помог в беде чудесный конь, а как его зовут, догадайтесь сами.
Ребенок.
Что за конь, чудесный конь,
Вороной, в глазах огонь!
Словно птица, словно птица
По горам высоким мчится!
Я сказал коню: «Постой,
Отведи меня домой,
От беды меня спаси,
От алдара унеси!»
Что за конь, чудный конь,
Вороной в глазах огонь!
И в какой живет он сказке,
Отвечайте без подсказки!
Воспитатель : Вы ребята, догадались?
Дети: Волшебный конь – Алып! Отгадка –Слайд 7
Воспитатель: Правильно – это волшебный алып. Конь всегда был другом джигита.
Ребята, а о чем эта сказка?
Дети: - эта сказка о том как мальчик жил у злого алдара, и искал для него волшебного коня.
Воспитатель: На праздниках часто устраивают соревнования наездников, славящихся своей смелостью и ловкостью среди джигитов.
Давайте и мы сравнимся в ловкости!
ОСЕТИНСКАЯ ИГРА «НАЕЗДНИКИ»
Заставка слайд 8
Игра проводится следующим образом:
Четверо мальчиков-наездников верхом на игрушечных палках-лошадках выстраиваются попарно на две колонны.
На противоположной стороне зала становятся на возвышение две девочки, в руках у каждой платок.
По команде ведущей «наездники» (первые номера) галопом скачут на «лошадках» мимо девочек.
На скаку они должны успеть схватить платок, добежать до своего напарника и передать платок.
Тот скачет обратно и на скаку возвращает платок девочке.
Побеждает самый ловкий.
Игра проводится под мелодию осетинского танца «Лезгинка»
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто к нам бежит? Заставка слайд 9
Дети: - Предположения детей.
Вбегает мальчик, на голове у него маска лисы, под оранжевым плащом осетинский костюм, к плащу пришит хвост лисы. Мальчик, обежав круг, сбрасывает плащ и маску и остается в осетинском костюме.
Мальчик: Я могу в коня и птицу по желанью превратиться. Приложив немало сил, Оха я перехитрил. Сын простого бедняка, знаете наверняка, из какой пришел я сказки, отвечайте без подсказки!
Дети: «Ох-ох, и сын бедняка - Отгадка Слайд 10
Воспитатель: О чем эта сказка ребята?
Дети: Эта сказка о мальчике который учился волшебству и перехитрил своего учителя.
Раздается удалая песня на осетинском языке. Можно в исполнении ребен-ка (фонограмма)
Заставка слайд 11
Входит мальчик в панаме-лопухе и садится на камень. Входит второй мальчик, садится спиной к первому, чертит на земле палочкой цифры.
1-ый мальчик: Было бы у меня сто лошадей, был бы я самым счастливым на свете! Вырасту большим, пойду в далекие страны счастья искать. Обязательно найду себе сто лошадей.
2-ой мальчик: Было бы у меня сто друзей, был бы я самым счастливым на свете! Вырасту большим, пойду в далекие страны счастья искать. Обязательно найду себе сто друзей. Ребята, как вы думаете, что лучше – иметь сто лошадей или сто друзей?
Воспитатель: Ребята, вы узнали, как называется эта сказка?
О чем эта сказка, о чем она повествует?
Дети отвечают: эта сказка повествует о дружбе. Называется «Сто друзей или сто лошадей». Отгадка Слайд 12
Воспитатель: Какие осетинские пословицы вы знаете о дружбе?
Дети:
• Друга на деньги не купишь.
• Друг твое зеркало.
• За дружбу, дружбой платят.
• Для дорогого друга, ворота настежь.
• Человек без друзей, что дерево без корней
• Не имей сто рублей, а имей сто друзей
• Один в поле не воин
• Нет друга – ищи, а найдешь – береги
• Лучше иметь в каждом ауле по другу, чем по быку.
• Кто ищет друга без недостатков - остается без друга.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это у нас тут лежит? Интересно, какой богатырь смог выпустить ее из своего лука? Слышите богатырскую поступь?
Входит Батрадз в национальном костюме. Заставка слайд 13
Батрадз: Здравствуйте, дети! (на осет. яз.)
Дети: Здороваются на осетинском языке
Ведущая: Здравствуй, славный нарт. Ребята, кто такие нарты?
Ребенок :Нарты - герои осетинских сказаний, которые отличались богатыр-ской силой. Слайд 14
Ребенок: (подходит к нарту поближе) Скажи, как тебя зовут?
Ведущая: Славный нарт, не говори, как тебя зовут, пусть ребята сами догадаются!
Ребенок:
Пришел из осетинской сказки к нам
Могучий воин, нарт отважный.
Вы помните, наверно, случай,
Как закалил себя однажды.
Курдалагон – кузнец небесный
Немало силы приложил,
Чтоб стал булатный нарт чудесным
И много подвигов свершил
Ведущая: Есть хорошая осетинская пословица: «Огонь гаснет, слава - нет».
Вы вспомнили, о ком рассказ, кто этот славный нарт?
Дети: Батрадз! Отгадка Слайд 15
Батрадз: Молодцы, ребята! Мне очень приятно, что вы узнали меня.
Воспитатель: Скажи доблестный воин эта не твоя стрела? Она прилетела к нам.
Батрадз: Да это моя стрела, я нес вам послание от осетинского народа.
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим что в нем? Здесь загадки!
Батрадз: Ребята, отгадаете их?
Рубашка волшебная выручит друга,
В бою не подводит джигита. .
(кольчуга)
Слайд 16
Что за шапка на джигите,
Чудо-шапка, посмотрите!
Скачет на коне джигит,
Шапка золотом горит.
(шлем) Слайд 17
Тонка, остра, как жало она,
Летит, звенит, поет, как струна
Рукой могучей пущена в цель,
Скорей за круг, спасайся зверь.
(стрела) Слайд 18
Чтобы грудь защитить от ударов врага,
Уж вы это знаете наверняка,
На левой руке у героя висит
Тяжелый, блестящий и кругленький…
(щит) Слайд 19
Батрадз: Я рад, что вы все загадки отгадали. Молодцы.
Воспитатель: Ребята, в осетинских сказках можно встретить сюжет героями которых являются народные умельцы. Слайд 20
Вот и мы сейчас отправимся в «Город мастеров».
Но прежде чем мы отправимся туда, мы не много отдохнем и с нашими героями станцуем танец.
Звучит фонограмма «Хонга» дети танцуют осетинский танец.
Нас ждут мастера, они приглашают нас помочь им в росписи богатырского щита. Мы должны выполнить на нем рисунок осетинского орнамента.
Тебя Батрадз мы приглашаем с собой, твой щит очень красивый, нам осетинский орнамент.
Ребята, как называется этот орнамент?
Дети: - Астральный.
Работа детей.
Воспитатель: Молодцы ребята вы справились с заданием. Посмотрите, какие красивые работы у вас получились.
- Что вам нравится в работах ваших товарищей? Заставка слайд 21
Итог занятия.
Воспитатель: Ребята, о чем мы сегодня говорили? Кого мы встретили сегодня? Что вам запомнилось? Что было интересного?
Молодцы ребята, мне понравилось как, вы работали сегодня.
Давайте скажем нашим гостям до свидания!
До свидания! Хрзбон!