татьяна чернова
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе по обучению грамоты «Дикие животные»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе по обучению грамоты
Цель: воспитывать у детей интерес к осознанному чтению, формировать готовность к усвоению грамоты.
Задачи:
обучать навыкам анализа речи (звуковому анализу, слоговому анализу, анализу предложений);
совершенствовать умение составлять схемы слов из фишек, предложения по предложенной схеме, делить слова на слоги;
формировать графические навыки, умения координировать движения руки и глаз;
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе по обучению грамоты „Дикие животные“» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
формировать интерес к процессу обучения в целом и изучению родного языка в частности
развивать звуковую культуру речи (слуховое внимание, фонематический слух, правильное произношение);
воспитывать умения взаимодействовать друг с другом.
Оборудование и материалы: ширма и макет зимнего леса, предметные и силуэтные (для штриховки) карточки, картинки с изображением диких животных, фишки для составления схемы слов, пазлы «Составь слово», Д И "Чьи это следы?", простые карандаши на каждого ребенка.
Предварительная работа: изготовление макета зимнего леса, разучивание чистоговорок о животных; составление схем слов из фишек, предложений по предложенным схемам, дидактические игры: «Найди животного по первому звуку» «Чей след», «Отгадай, кто это?», «Составь слово».
Организационный момент.
-Ребята, каждый новый день нужно начинать с хорошим настроением. Вдохнем с вами носиком хорошее настроение, а ротиком выдохнем плохое настроение. А теперь я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь мне, а потом улыбнемся друг другу.
(элементы дыхательной и артикуляционной гимнастики)
В: Ребята, когда я шла сегодня в детский сад, я встретила Почтальона, он передал нам письмо.
В:Интересно от кого оно?
В:Ребята, мне что-то попало в глаз и я не могу прочитать письмо.
Ребята может, вы прочитаете письмо (письмо читает ребенок).
Письмо: Дорогие ребята мне нужна ваша помощь, чтобы выполнить задание, которое задала Мудрая сова!Белка.
В:Странно,а куда нам идти, чтобы помочь белочке?
Д:В лес, потому что белка живет в лесу.
В: А, как мы туда попадем?
Д:На машине,на санках,на лыжах.
В:Давайте отправимся в лес пешком, ребята вы согласны?
И так в путь.
-Вот с таким хорошим настроением мы отправляемся с вами в лес.
Куда мы с вами попали? Какой бывает лес? (Ответы детей)
- Ребята, пошел снег. Снежинки падают, падают. Сдуйте с правой руки снежинку, с левой руки, с правого плеча, с левого. Вот завыла вьюга: «у-у-у…». Закачались деревца, зашептались: «ш-ш-ш…». И вдруг все стихло. Тишина… Ребята, почему так тихо в лесу и совсем никого не видно? (Ответы детей)
-Ребята,а посмотрите жителей леса совсем не видно. Найдем их? Вот изображения животных. Найдите животного, название которого начинается на звук…
Игра «Найди животного по первому звуку»
(На столе разложены изображения диких животных, дети по заданию воспитателя находят среди них животного на заданный первый звук и расселяют их в зимнем лесу)
- Молодцы, ребята! Животных мы нашли, а cсейчас проговорим чистоговорки о них и будем находить их глазками.
Речевая гимнастика.
(Дети за воспитателем произносят чистоговорки)
Су-су-су – мы увидели лису
Ла-ла-ла – в лесу белка жила.
Ся-ся-ся – в чаще видели лося.
Олк-олк-олк – в логове зимует волк.
Сы-сы-сы – скачет зайка от лисы.
-В лесу холодно. Согреем наши ручки. С помощью хлопков поделим слова-названия животных на слоги.
(Дети выполняют задание воспитателя, отделяя слоги в словах хлопками.)
- Молодцы, ребята! Отправляемся дальше. Посмотрите, что это? Это слоги - пазлы. Давайте с вами объединимся в пары и составьте из них названия животных. (лиса, кабан, белка, норка, барсук)
Игра «Слоги - пазлы»
(Дети составляют названия животных из предложенных слогов – пазлов на столе. Затем каждая пара читает вслух свое слово)
- А сейчас запишем с вами названия животных. Записывать будем не буквами, а с помощью разноцветных фишек для составления схемы слов. Cделаем звуковой анализ слова.
Игра «Составь слово»
(Проводится звуковой анализ слов (лиса, волк, кабан.) и составляются их схемы с помощью разноцветных фишек (самостоятельная работа)
- А теперь мы отдохнем.
Массаж биологически активных зон.
Да-да-да
Наступили холода (потереть ладонями друг о друга)
Да-да-да (провести большими пальцами рук
Превратилась в лед вода по шее сверху вниз)
Ду-ду-ду
Я по снегу иду (растереть ладонями уши)
Ды-ды-ды (растереть лоб движениями в стороны
На снегу есть следы от середины лба)
- Не зевай, где,чей след угадай.
Игра «Где, чей след угадай»
Картинки: лисьи следы; волчьи следы; медвежьи следы; беличьи следы; заячьи следы.
- Где чей след вы угадали. Ребята, расскажите мне и составьте предложения о тех животных, чьи следы вы узнали в соответствии со схемой на доске.
(Воспитатель выкладывает на доске схемы предложений)
|___ ___ _.
|___ ___ ___ _.
(Каждый ребенок составляет предложение о животном в соответствии со схемой на доске).
- Молодцы. Вы составили правильно предложения о хозяине следов. Ой, ребята посмотрите, а вот и задание, которое просила выполнить белочка. (задание в конверте) В этом задании нужно заштриховать карандашом животных, но я предлагаю мальчикам заштриховать силуэты тех зверей, которые впадают в зимнюю спячку, а девочкам - тех, кто не спит зимой. Вот мы и помогли белочке выполнить задание.
-Ребята, пришло время возвращаться нам в детский сад. Закрывайте глаза.
(Звучит смех детских голосов).
Итог занятия.
(Воспитатель в беседе с детьми уточняет, где сегодня были, что делали, что понравилось.)
Самоанализ непосредственно образовательной деятельности по
по обучению грамоты «Дикие животные»
Тип занятия: обобщение и систематизация знаний
Вид занятия: интегрированное, поскольку все поставленные задачи реализуются в различных видах деятельности при ассоциативных связях между ними. «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»
Длительность : 25 мин. соответствие требованиям САНПИНА
Цель: воспитывать у детей интерес к осознанному чтению, формировать готовность к усвоению грамоты.
В ходе занятия предполагалось решить следующие задачи:
обучать навыкам анализа речи (звуковому анализу, слоговому анализу, анализу предложений);
совершенствовать умение составлять схемы слов из фишек, предложения по предложенной схеме, делить слова на слоги;
формировать графические навыки, умения координировать движения руки и глаз;
формировать интерес к процессу обучения в целом и изучению родного языка в частности
развивать звуковую культуру речи (слуховое внимание, фонематический слух, правильное произношение);
воспитывать умения взаимодействовать друг с другом.
-воспитывать у каждого ребёнка умение слушать совместно с группой
-высказывания других детей;
Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, помогающие решить их в интересной и занимательной форме. Приемы носили игровой характер, были основаны на игровых ситуациях, в которых я побуждала детей к самостоятельной деятельности, применению накопленного опыта.
Для повышения мотивации к участию в предстоящей деятельности, были подобраны наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Была создана проблемная ситуация.
Занятие состояло из трех частей
1. Вводная часть: перед детьми были поставлены 1 проблемная ситуация (прочитать письмо,как попасть в лес,чем мы можем помочь белочке, что позволило мотивировать детей на дальнейшую деятельность, продуктом данной деятельности является письмо от белочки. Затем я использовала элемент релаксации, своего рода переход из вводной части в основную (путешествие в лес на лыжах, тем самым успокоив детей и настроив их на основную деятельность
2. Основная часть: Я использовала физические упражнения и дыхательную гимнастику для укрепления здоровья. Затем я провела с детьми беседу, кто живет в лесу в ходе этой беседы мы поделили слова на слоги, в процессе чего решалась одна из поставленных задач. Здесь же мною была предложена детям игра направленная на развитие мышления на материале описательных рассказов и на развитие детской инициативы была решена основная цель.
3. Заключительная часть: Я использовала речевую гимнастику (проговаривание чистоговорок) и практическое применение продукт результатов деятельности (рисунки).
В ходе занятия для обеспечения работоспособности детского коллектива я использовала следующие формы организации детской деятельности :
Работа малыми подгруппами,где дети делились на пары
Работа коллективная деление слова на слоги.
Индивидуальная работа со схемой.
На протяжении всего занятия обращала внимание на речь детей: добивалась полных ответов, ставила поисковые вопросы, создавала условия для диалога с детьми.
Дифференцированный подход к детям в ходе занятия проявился в ходе выполнения следующих заданий составление рассказа по картинкам.
Для удовлетворения двигательной активности детей и сохранения их здоровья мною была организована физкультминутка,я постоянно следила за посадкой детей. Быстрая сменяемость приемов и смена поз в течении НОД позволили избежать утомляемости детей.
В процессе занятия дети были активны, сохранялся интерес, были внимательны.
Подводя итог занятия я привлекла к этому детей, попросила высказаться. Смогла создать ситуацию успеха.
Я считаю, что цели были достигнуты, поставленные задачи решены именно теми приёмами которые я запланировала.