Татьяна Малахова
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе «Дикие животные и птицы зимой»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей : "Познание", "Коммуникация", "Социализация", "Чтение художественной литературы. "
Цель: Продолжать формировать представления о сезонных изменениях в жизни диких животных и птиц.
Задачи:
Образовательные : продолжать знакомить детей с дикими животными (белка, заяц, медведь, лиса, волк) и птицами (сорока, воробей, снегирь, синица т. д., уточнить имеющиеся представления детей о жизни диких животных в лесу зимой (заяц под кустом, белка в дупле, медведь в берлоге, лиса в норе).
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе „Дикие животные и птицы зимой“» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные зимой. Зимовье зверей
- Дикие животные зимой. Конспекты
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Экологическое воспитание
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2018
Развивающие: Развивать умение устанавливать связь между сезонными изменениями и изменениями поведения диких животных в лесу.
Воспитательные: Воспитывать бережное и заботливое отношение к природе и её обитателям.
Речевые: обогащать словарь детей: лесник, медведь-шатун, логово. закрепить употребление существительных с обобщающим значением (животные); научить согласовывать слова в предложении; совершенствовать диалоговую речь; учить составлять описательный рассказ.
Социально – коммуникативное развитие:
Учить высказывать свою точку зрения, слушать сверстников и поддерживать беседу.
Формировать у детей чувство сплоченности, единства, положительного эмоционального настроя внутри коллектива.
Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и ответы других детей. Воспитывать бережное и заботливое отношение к природе и её обитателям.
Демонстрационный материал: мягкие модули для имитации берлоги; деревья: березки, ёлочки; нарисованные следы животных : зайца, лисы, волка, белки, лося; звуковые эффекты (вой волков, сопение медведя) набор предметов для игры: шишки, грибы, капуста, морковь, пучок сена, зерно, орехи и т. д.); набор картинок "Дикие животные леса", кормушка с сеном и зерном, мягкие игрушки: белый заяц, белка, лиса; снежинки для дыхательной гимнастики; слайды, маски для игры «Лиса и зайцы».
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций диких животных и беседа по ним, чтение художественной литературы о природе, рассказы: В. Бианки «Купание медвежат», Е. Чарушин «Волчишко», «Медведица и медвежата», Н. Сладков «Лиса и заяц»; чтение сказок о животных : «Козлятки и волк», «Колобок», «Три медведя» (обр. Толстого Л., «Лиса и кувшин», отгадывание загадок, рисование лесных обитателей, беседы о правилах поведения на природе; дидактические игры: «Когда это бывает?», «Чей это домик?», «Кто чем питается?»
Методические приё мы: беседа-диалог, рассказ, рассматривание, физминутка, слушание звукозаписи.
Ход НОД
Под музыкальное сопровождение (вой вьюги) в группу входит воспитатель в костюме Зимы.
- Здравствуйте, ребята! Вы знаете, кто я? Отгадайте загадку и узнаете, о каком времени года идет речь.
Солнце землю греет слабо
По ночам трещит мороз,
Во дворе у снежной бабы
Побелел морковный нос.
В речке стала вдруг вода
Не подвижна и тверда.
Вьюга злится, снег кружится,
Заметает все кругом белоснежным серебром. (зима)
- Да, верно это зима.
- Послушайте, какие стихи о зиме написал Иван Суриков «Зима».
Чтение стихотворения «Зима».
Белый снег, пушистый,
В воздухе кружится,
И на землю тихо,
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою,
Всё его одело.
Тёмный лес что шапкой,
Принакрылся чудной,
И заснул под нею
Крепко, непробудно…
Стали дни коротки,
Солнце светит мало, —
Вот пришли морозцы —
И зима настала.
Воспитатель: А что это у меня в руке, ребята?
Дети: Снежинка.
Воспитатель: Читает стихотворение про снежинку:
С неба падают зимою, (держит снежинку на ниточке)
И кружатся над землею
Легкие пушинки,
Белые снежинки.
Воспитатель: Ребята, скажите, какая она?
Дети: Белая, красивая, зимняя, пушистая….
Воспитатель: Ребята, хотите поиграть со снежинками?
Проводится дыхательное упражнение "Снежинки". Дети берут снежинки на ниточках и долго дуют на них, наблюдая за кружением снежинок.
Воспитатель в это время читает стихотворение:
"Кружатся снежинки в воздухе морозном
Падают на землю кружевные звезды"
(Н. Нищева)
Воспитатель: Ребята, а вы подготовились к зиме? Как вы подготовились? (если дети затрудняются ответить, помочь детям подсказками).
Дети: достали лыжи, санки, теплую одежду…
Воспитатель: Ребята, а в какое же путешествие мы отправимся с вами?
Дети: В парк, в море…
Воспитатель: А хотите отправиться в зимний лес?
Дети: Хотим.
Воспитатель: А на чем мы с вами поедем в зимний лес?
Дети: На машине, на велосипеде, пешком…
Воспитатель: Ребята, в лесу наверно много снега, машина может не проехать, на чем же мы можем проехать по снегу?
Дети: На санках, на лыжах.
Воспитатель: Молодцы, ребята, хотите отправимся в путешествие на лыжах?
Дети: Да
Воспитатель: Давайте наденем лыжи, возьмем лыжные палочки в руки (имитация движения надевания лыж, берем лыжные палочки). Вставайте за мной. И так в путь! (под веселую музыку дети идут по кругу за взрослым, имитируя движения лыжной ходьбы) Звучит музыка (шум вьюги, на слайде изображение зимнего леса с анимацией идущего снега.
Воспитатель: Посмотрите, куда мы попали?
Дети: Мы попали в зимний лес.
Воспитатель: Вам нравится зимний лес?
Дети: Да.
Воспитатель: А что вам здесь нравится?
Дети: В лесу красиво, много снега, деревья все в снегу, снег идет…
Воспитатель: Тогда давайте вспомним лесные правила. А ребята нам помогут:
Злата:
Если в лес пришёл гулять,
Свежим
воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Мирон:
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь,
Испугаются зверюшки,
Убегут с лесной опушки.
Коля:
Ты в лесу всего лишь гость.
Здесь хозяин –дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!
Воспитатель: Тихо – тихо в лесу, кажется – в лесу никого нет. Ребята, а как вы думаете, мы с вами одни здесь? Ребята, чьи это следы?
Дети: Лисы.
Воспитатель: Давайте, ребята, посмотрим где живет лиса. (Из норы видно лису (Беседа о лисе). Лиса-это хищница, очень хитрая. У нее пушистая, рыжая шерстка и длинный пушистый хвост. Им она заметает свои следы на снегу. Лиса слышит писк мышей под снегом, раскапывает снег и ловит мышей. Ещё лиса гоняется за зайцами. Живет в норе (Примерно такой рассказ составляют дети вместе с воспитателем). Как лиса ходит?
Дети: Петляет.
Воспитатель: Давайте, назовем всех членов семьи лис.
Дети: Папа-лис, мама-лиса, детеныш-лисёнок, а много-лисят.
Воспитатель: В каких сказках встречается нам лиса?
Дети: "Лиса и волк", "Заюшкина избушка", "Лисичка со скалочкой", "Кот, лиса и петух". (передвигаемся дальше)
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите здесь опять чьи-то следы!
Дети: Следы зайца. Заячьи следы (ищем по следам зайца).
Воспитатель: Смотрите, вон под кустом сидит заяц. Какой он? Почему? (беседа о зайце)
Заяц белый. У него длинные уши, быстрые длинные ноги. Он меняет шубку 2 раза в год. Летом - серый, зимой-белый. Для того, чтобы на снегу быть незаметнее для хищников. Зимой питается корой деревьев. Зайчонок рождается меньше ладошки, но уже через 3 дня он ловко прыгает и бегает. А в сказках зайка какой?
Дети: Трусливый, всего боится.
Воспитатель: Давайте, дети, составим цепочку заячьей семьи. Папа-заяц, мама-зайчиха, детеныш-зайчонок, много-зайчат.
Упражнение для пальчиков:
Зайчик
Зайка скачет ловко.
В лапках у него морковка.
(Локтем опереться на стол, указательный и средний пальцы развести в стороны, остальные сжать в кулачок).
(Слышится вой волков-звукозапись).
Воспитатель: Что это, дети?
Дети: Это воют волки.
Воспитатель: Вот поэтому зайка спрятался под кустом. Он лису, да волков напугался. Смотрите, дети, тихо, а то волки придут сюда. Видите, вон следы волков. Они по лесу рыщут, свою добычу ищут (Беседа о волках).
Волк к зиме не меняет цвета шубы, но она становится гуще и теплее. Живут волки в норах, которые называются-логово. По ночам они часто воют. Охотятся волки стаями на больных и слабых животных. Составим цепочку семейства волков. Папа-волк мама-волчица детеныш-волчонок, много-волчат, волков.
-В каких сказках мы встречаем волка?
Дети: "Красная шапочка", "Волк и лиса", "Три поросенка", "Волк и семеро козлят".
Воспитатель: Во всех сказках волк одинаковый?
Дети: Нет. В одних-злой, в других глупый, доверчивый.
Воспитатель: Ну, что же, пойдем дальше пока волков не встретили. (идем к дереву с дуплом белочки)
Воспитатель: Ребята, что это на снегу лежит?
Дети: Шишки, грибы.
Воспитатель: Откуда зимой в лесу грибы? Может быть их кто-то потерял?
Дети: Это белка.
Воспитатель: Подойдем поближе и посмотрим. Действительно здесь жилище белки. Как называется домик белки?
Дети: Дупло (из дупла виднеется белка)
Воспитатель: Правильно (беседа о белках) Белка-маленький, рыжий, безобидный зверек. Она ловко прыгает по веткам. Белки на зиму делают запасы: ягоды, грибы, орехи.
Белок можно приручить и тогда они могут брать еду прямо с рук человека.
Составим цепочку семейства белок. Папа-белка, мама-белка, детеныш-бельчонок, много-белок. Ну что, не будем беспокоить белок и пойдем дальше. Ой, а это что? (стоит кормушка с сеном и зерном).
Дети: Здесь сено, зерно.
Воспитатель: А, как они попали в лес и для кого? Да здесь и следы какие-то интересные. Как думаете чьи?
Дети: Следы лосей.
Воспитатель: Правильно. Это лоси ходили. а сено кто положил им?
Дети: Люди. Чтобы лоси не умерли с голода.
Воспитатель: Молодцы! А людей, которые помогают выжить лосям в холодное время года называют-лесник, егерь (Беседа о лосях). Лоси-это крупные копытные (на ногах копыта) животные. Они питаются веточками и корой деревьев. Они ходят по глубокому снегу, поэтому часто становятся добычей волков. Составим цепочку семейства лосей. Папа-лось, мама-лосиха, детеныш-лосенок, много-лосей.
-Пойдем дальше, дети. Смотрите какая большая куча снега. Кто нагреб её здесь? (звукозапись-сопение-храп медведя)
Воспитатель: Дети, слышите, что это? Кто-то сопит. Как вы думаете кто здесь спит?
Дети: Медведь в берлоге спит.
Воспитатель: Правильно, молодцы! Здесь берлога медведя (Беседа о медведе). Медведь -это крупный лесной зверь. У него теплая, бурая шерсть. К зиме он запасает под шкурой много жира. Медведь спит всю зиму. Ничего не ест. Зимой у медведицы появляется маленький медвежонок. Всю зиму он питается маминым молоком, а весной вместе с мамой выходит из берлоги. Если нечаянно разбудить медведя во время спячки, то он будет бродить по лесу очень злой. В это время он очень опасен. Такого медведя называют-ШАТУН. А кто еще спит зимой?
Дети: Барсук, ёж.
Воспитатель: Ну, чтобы не разбудить медведя отойдем от берлоги подальше и погреемся немного, а то на улице холодно.
Физминутка
-Раз, два (присядка, руки на пояс)
Это заячья зарядка, ушки на макушке.
А лисята как проснутся (ладошки в кулачки и потираем глаза)
Любят долго потянуться (потягиваемся)
Обязательно зевнуть (имитация зевания)
Ну и хвостиком вильнуть.
А волчата-спину выгнуть
И легонечко подпрыгнуть.
Ну, а мишка косолапый,
Широко расставив лапы,
С зайкой вместе долго топчется на месте.
Звучит фонограмма птичьих голосов. Возле избушки сидит старичок –лесовичок.
Воспитатель: Ребята, посмотрите это что за старичок сидит?
Лесовичок: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте!
Лесовичок: Меня зовут старичок – лесовичок. Я охраняю лес и всех, кто в нем живёт. Зимой у меня много дел. Всех надо накормить и обогреть. Вот и сейчас я занят очень важным делом: Надо помочь зимующим птицам. А Вы знаете каких птиц называют зимующие?
Дети: отвечают.
Лесовичок: А давайте с вами поиграем. У меня есть кормушка и птички из моего леса. Вы будите садить птичек на кормушку и называть их, так я проверю хорошо ли знаете вы зимующих птиц.
(Дети выполняют задание)
Лесовичок: А вы подкармливаете птиц зимой?
Ответ детей.
Воспитатель: А давайте поможем лесовичку и сделаем для зимующих птиц кормушки и домики!
Дети отвечают
Лесовичок: но сначало давайте разогреем наши пальчики (пальчиковая игра «Сколько птиц»)
Сколько птиц в кормушке нашей
(сжимать и разжимать кулачки)
Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых перышках.
(на каждое название птицы загибать пальцы)
Всем хватило зернышек.
(сжимать и разжимать кулачки)
Конструирование из бумаги «Кормушка и домик для птиц»
Дети проходят к столам, где лежат заготовки кормушек и скворечников (зарание приготовленные воспитателем, снежинки и веточки для украшения, картинки с кормом, клей карандаш.
Дети склеивают заготовки.
Воспитатель: А теперь давайте наши кормушки по вешаем на ветки дерева, чтобы птички могли полакомиться.
Воспитатель: Ребята, как весело и с пользой мы провели время. Спасибо Старичку – Лесовичку за его задание.
Старичок-лесовичок: Спасибо, ребята, что помогли мне сделать кормушки для наших пернатых друзей. Вы сегодня были такие молодцы, и в лесу себя вели хорошо, Спасибо, что пришли ко мне в гости, что не распугали лесных жителей. Спасибо ребята за помощь, и в знак благодарности примите мои лесные гостинцы и волшебный конверт. Но что там лежит вы узнаете, когда вернётесь в группу. До свиданья!
Дети прощаются с лесовичком.
Воспитатель: Ну, что же, дети, пора нам возвращаться в детский сад. Не будем тревожить лесных зверей (возвращаемся, имитируя езду на лыжах, звучит веселая музыка, на экране появляется слайд с изображением детского сада. Дети садятся на стульчики, сняв теплые вещи).
Воспитатель: Вот и закончилась наша экскурсия. А что мы нового сегодня узнали?
Ребята, где мы с вами сегодня были? (в лесу).
А кого мы там видели? (животных)
Каких животных вы видели? (медведь, заяц, волк, лиса, белка)
А нужно ли помогать животным зимой? (да)
А как мы с вами помогли животным? (украсили кормушки и домики для птиц).
Воспитатель: Ребята, вы все молодцы, вы и меня и наших гостей порадовали своими ответами. Давайте пройдём в группу и посмотрим, что подарил нам Старичок – Лесовичок (Игра «Кормушка» и семечки для птиц)