Елена Владимировна Таратова
Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей подготовительной группы «Дикие животные наших лесов»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический замысел: Воспитывать интерес и бережное отношение к миру живой природы.
Познавательное развитие: Систематизировать представления детей о некоторых лесных животных (еж, заяц, белка, лиса, волк, медведь).
Дать представления о том, что в природе все взаимосвязано и целесообразно (внешний вид животного зависит от его образа жизни).
Развивать образное мышление и умение устанавливать логические связи.
Показать (на моделях-знаках) варианты правильного и не правильного поведения человека в природе.
Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей подготовительной группы „Дикие животные наших лесов“» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
Социально-коммуникативное развитие: Развивать умение поддерживать беседу, делится знаниями, выражать личное мнение, задавать вопросы.
Развивать дружеские чувства в совместных играх.
Речевое развитие. Упражнять в составлении сложноподчиненных предложений, небольших рассказов о животных (с опорой на алгоритм модели).
Образовывать уменьшительные существительные, называя детенышей животных в единственном и множественном числе.
Художественно-эстетическое развитие: Воспитывать интерес к народному творчеству (загадки).
Физическое развитие: Развивать умение соотносить движения со словами стихотворения.
Предварительная работа: Рассматривание картин и иллюстраций, чтение книг писателей природоведов (Чарушин «Волчишко», Снегирев «Звери наших лесов», Сладков «Как медведь сам себя напугал», Бианки «Лесные домишки»).
Посещение (индивидуально с родителями) Зоологического музея.
Дидактические игры: «Чей след?», «Кто, где живет?» «Логические цепочки», «Четвертый лишний» «Найди маму».
Разучивание стихов: Трутнева «Белкина кладовка» И. Токмакова «Медведь», А. Блок «Зайчишка».
Материалы: Предметные и сюжетные картинки с изображением зимнего леса и животных. Карточки-знаки «Как вести себя в природе»
Материалы к занятию: фотоиллюстрации с изображением зимних пейзажей, картинки на которых изображены дикие животные и их детёныши.
1 Часть.
- Ребята, мы с вами уже говорили о том, как меняется природа зимой, говорили о приметах зимы. Но ведь животные-это тоже часть природы. Значит, и с ними тоже происходят перемены. А вот какие-это мы сейчас узнаем.
Я вам предлагаю совершить мысленное путешествие в зимний лес. В этом нам помогут иллюстрации. Глядя на них, расскажите, каким мы увидим зимний лес.
Заслушиваются рассказы детей.
2. Беседа по содержанию.
«Как животные готовятся к зиме»
Кого же мы можем встретить в зимнем лесу? Послушайте:
Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке-летом.
(белка)
Правильно, это белочка. Как вы думаете, почему зимой она меняет цвет шубки?
Да для того, чтобы ей легче было прятаться от своих врагов, например ястреба и куницы. Зимой деревья стоят без листьев, и на фоне темно-серых ветвей и стволов серая беличья шубка менее заметна, чем если бы она была рыжей.
(воспитатель демонстрирует иллюстрации.)
Кроме того, что беличья шубка меняет цвет, она становится и более тёплой. А в самые сильные морозы белка спит в своём дупле. Оно тоже подготовлено для зимы : ещё осенью белочка натаскала туда опавших листьев, сухого мха, так что в дупле сухо, тепло и мягко.
Белочка большая хлопотунья и труженица. К зиме она подготовила не только тёплое дупло. А вы знаете, что ещё? Конечно, припасы, которыми белка питается всю зиму. Летом и осенью она собирает орешки и жёлуди, сушит грибы и всё это хранит в специальных кладовочках - в пустых дуплах, под мхом, у старых пеньков. Так что голодать белочке зимой не приходиться.
А кто ещё из лесных жителей меняет цвет шубки к зиме?
Правильно, заяц. Летом он был серым, а к зиме постепенно белеет: сначала становится белым хвост, а потом задние лапы, и только потом белеют спинка и бока. Помните, мы с вами говорили о том, что в природе всё имеет свою причину? Как вы думаете, зачем зайцу белая шубка?
(Дети высказывают своё мнение).
А ещё зайцу помогают его быстрые ноги. Задние лапы у него очень сильные, заяц ими отталкивается и делает большие прыжки, убегая от своих врагов-лисы и волка.
А как заяц себе домик устраивает? Оказывается, у него нет отдельной норки. Зимним днём он обычно спит в снежной ямке или зарывшись в сугроб, а ночью выходит еду добывать: обгладывать кору упавших деревьев.
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода кора.
А вот и главные враги зайчишки – лиса и волк.
Какой зверь опасный
Ходит в шубке красной,
Снег разгребает,
Мышек хватает?
(Лиса)
Лиса к зиме тоже готовится. Зимой на её лапках отрастает густая шерсть, чтоб не холодно было ступать по снегу. Ходит лиса как в валенках.
На овчарку он похож:
Что ни зуб, то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть.
На овцу готов напасть.
(Волк)
Волк хоть и не меняет свою шубу, но утепляет её. К зиме волчья шерсть становиться гуще и длиннее. Это волкам необходимо, ведь они спят прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Спят обычно днём, а ночью охотятся.
Как вы думаете, ребята, а почему волку и лисе не нужно менять зимой цвет шубки? (Дети высказывают своё мнение.)
«Животные, которые впадают в спячку»
Воспитатель. А вот каких животных встретить зимой в лесу нельзя? Оказывается, некоторые лесные обитатели (ёж, медведь) зимой впадают в спячку. Поэтому особых припасов на зиму они не делают, заботятся только о тё плом домике для себя: ёж спит в норке, утепленной мхом, сухой травой: медведь- в берлоге. Они осенью стараются наесться посытнее, чтобы всю зиму спокойно проспать.
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной.
А когда придёт весна,
Пробуждается от сна.
(Медведь)
3. Физкультминутка «Дикие животные»
Встанем, надо отдохнуть,
Наши пальчики встряхнуть.
Поднимайтесь, ручки вверх,
Шевелитесь, пальчики-
Так шевелят ушками
Серенькие зайчики.
Крадёмся тихо на носочках,
Как лисы бродят по лесочку
Волк озирается кругом,
И мы головки повернём.
Теперь садимся тише, тише-
Притихнем, словно в норках мыши.
Ходит медведь по лесу,
Топтался и рычал
Хотел он очень меда
А где достать - не знал.
4 «Рассказы детей о диких животных»
Воспитатель предлагает детям рассказать, что они знают о диких животных, активизируя их речь.
Для того чтобы очерёдность детей, можно провести игру «Волшебный мячик».
Дети становятся в круг, берётся мяч небольшого размера. Воспитатель может выступать в качестве ведущего, предлагая детям вопросы.
Правила игры: говорить может только тот ребёнок, у которого в руках мяч.
Остальные могут выразить свое согласие с его высказыванием хлопками в ладоши своё несогласие топая ногами.
План:
Название животного
Что умеет делать?
Чем питается?
Как называется его детёныш?
Как называется его жилище?
Ребенок, взявший мяч, начинает рассказ о каком-либо животном, придерживаясь плана.
5. Итог.
Что запомнили?
Что понравилось?
Что еще вы бы хотели узнать?
Давайте вспомним, о каких зверях мы сегодня говорили?
А что вы узнали интересного?
А кто из вас знает пословицы о животных, о природе?
А ещё мы узнали, как нелегко зверям жить зимой, поэтому их нельзя обижать.