Светлана Попова
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «День народного единства»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
1. Познакомить детей с историей возникновения праздника «День народного единства».
2. Развивать сообразительность, умение устанавливать связи.
3. Пополнять словарный запас детей.
4. Воспитывать патриотические чувства, любовь и уважение к Родине, народным героям.
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе „День народного единства“» размещена в разделах
- День народного единства, 4 ноября
- День народного единства. Конспекты занятий к 4 ноября
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2016
Материал и оборудование: мультимедийный проектор, разрезные картинки с изображениями К. Минина и Д. Пожарского.
Предварительная работа: чтение художественной литературы и пословиц и поговорок о Родине, о смелости и отваге. Разучивание с детьми патриотических стихов. Рассматривание иллюстраций.
Ход мероприятия:
(Дети стоят в кругу)
Воспитатель:
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
(воспитатель предлагает присесть на стульчики)
Воспитатель: Ребята, я знаю, что вы любите праздники. А какие праздники вы знаете?
Дети: День Защитников Отечества, 8 марта, День матери. День рождения, Новый год и др.
Воспитатель: Какие вы молодцы! Много праздников вы знаете. Но я хочу вам сегодня рассказать еще об одном - Дне народного единства. Все люди нашей страны отмечают его 4 ноября. Как вы думаете, что произошло, как получилось, что мы живём в такой большой стране Россия?
Дети: Потому что в России живет много людей разных национальностей. И потому что всегда защищали нашу Родину от врагов.
Воспитатель: Я поведаю вам одну историю, которая возвращает нас на много-много лет назад. Предлагаю побывать в прошлом! У меня есть мечта заглянуть во что-то неизведанное…. А как вы думаете, можем ли мы осуществить нашу мечту? Ну и что же нам нужно сделать для этого?
Дети: Надо отправиться в историческое путешествие в прошлое.
Воспитатель: Правильно! Раньше Россия называлась великим словом Русь. (Слайд 1)
Не сразу Россия стала сильным, могущественным государством. Были в России трудные, тяжелые времена. В ней проживали и проживают люди разных национальностей. На ее территории много лесов и полей, гор и равнин, рек, озер и морей. Очень часто на Русь нападали враги, чтобы завладеть ее просторами и покорить ее народы. Не раз приходилось храбрым русским воинам защищать Родину.
И вот, много лет тому назад наша Родина была занята врагами – поляками. (Слайд 2)
Они грабили, разоряли нашу землю. В то время народы и города России не были едины и, поэтому, не могли справиться с завоевателями. Казалось, что Русское государство погибло. Но русские люди не могли и не хотели с этим мириться. Однажды осенью в городе Нижнем Новгороде простой гражданин Кузьма Минин обратился к народу с призывом объединиться всем вместе и собрать войско для борьбы с поляками. (Слайд 3)
Командовать войском позвали одного из лучших военачальников того времени - храброго и честного князя Дмитрия Пожарского. (Слайд 4)
И обратились они ко всему русскому народу с призывом : «Друзья, братья! Русь святая гибнет. Поможем Родине святой!» (Слайд 5)
И собрался народ государства Российского из многих городов в Москве. (Слайд 6)
Большим войском пошли они на врага, впереди войска несли икону «Казанской Божьей матери». (Слайд 7)
Начались бои за Москву. (Слайд №8)
Князь Пожарский оказался талантливым полководцем. А Кузьма Минин, не жалея жизни, сражался под стенами столицы, как простой воин. (Слайд 9)
И вот вражеское войско было побеждено! (Слайд 10)
Посмотрите, вы видите, что победители въезжают в Москву на лошадях. Давайте и мы немного разомнёмся.
Физкультминутка.
Конь меня в дорогу ждёт,
Бьёт копытом у ворот,
На ветру играет гривой,
Пышной, сказочной, красивой.
Быстро на седло вскочу,
Не поеду – полечу.
Цок, цок, цок, цок.
Цок, цок, цок, цок.
Там за дальнею рекой
Помашу тебе рукой. Руки за спиной сцеплены в замок, ритмичные поочерёдные поднимания согнутых в колене ног; покачивание головой; подскоки на месте, руки полусогнуты в локтях перед собой.
Россия стала свободной, а ее народы едиными. В Москве в честь победы над врагом, за героизм, мужество и отвагу на Красной площади установлен памятник, сделана надпись «Гражданину Кузьме Минину и князю Пожарскому. Благодарная Россия». Также построен храм «Казанской Божьей матери». (Слайды 11, 12, 13)
Воспитатель: Ребята, я думаю вам понравился мой рассказ. А какими же словами можно охарактеризовать Кузьму Минина и князя Дмитрия Пожарского?
Дети: Они герои, смелые, мужественные, храбрые, сильные, стойкие, любящие свою Родину.
Воспитатель:
-Правильно, ребята.
Минин и Пожарский –
Русские герои.
Минин и Пожарский
Столицу взяли с боем.
Смогли они народы на подвиг вдохновить,
Чтоб возвратить свободу
И мир восстановить.
Воспитатель: Предлагаю сложить портреты Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского.
Игра «Разрезные картинки»
Цель: Формировать у детей представления о целостном образе предмета, учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, складывать картинку, разрезанную на 6 частей.
Оборудование: Разрезные картинки из 6 частей, портреты соответствующие изображениям на картинках.
Ход игры: Перед детьми на столе лежат разрезные картинки с изображением портретов Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Детям-участникам игры предлагается сложить картинку из частей так, чтобы получился целый образ. По окончании выполнения задания детям предлагается сравнить сложенные картинки с изображением.
Воспитатель: Теперь мы празднуем День народного единства как заслуженный праздник. И мы так же горячо любим свою Родину и готовы постоять за нее. Вот что произошло на Руси четыреста лет назад. Как вы думаете, что помогло россиянам справиться с врагом? Теперь вам понятно название праздника «День единения, единства России»?
Дети: Помогло то, что люди все объединились и восстали против врага. Поэтому так и назвали праздник.
Воспитатель: Мы с вами посмотрели слайды и глаза немного устали. Я предлагаю сделать зрительную гимнастику:
Мы гимнастику для глаз
Выполняем каждый раз.
Вправо, влево, кругом, вниз,
Повторить ты не ленись.
Укрепляем мышцы глаза.
Видеть лучше будем сразу.
Воспитатель: Эта славная победа сделала навсегда незабываемым для нас день 4 ноября. Этот день отмечен красным числом в календаре. Над каждым учреждением поднимается государственный флаг России. В этот праздник у всех выходной день. Люди ходят друг к другу в гости, собираются вместе, на улицах и площадях проходят праздничные мероприятия, устраиваются народные гуляния. (Слайд 14)
А сейчас, я хочу предложить вам, вспомнить мудрые пословицы о войне и мире… кто вспомнит, поднимайте руку, мы с удовольствием вас послушаем… (дети рассказывают пословицы)
- Худой мир, лучше доброй ссоры.
- Один в поле не воин.
- Дружно за мир стоять – войне не бывать.
- Мир - дело великое.
- Мир строит, война разрушает.
- Миром дорожить – людям долго жить.
- Кто к нам с мечом придёт, от меча и погибнет.
- За край свой насмерть стой.
Воспитатель: Молодцы, много пословиц мы сегодня вспомнили…. Помните всегда, ребята: нам надо держаться вместе, помогать друг другу, уметь прощать. Вот и подошло к концу наше путешествие в прошлое. Мне было очень интересно! А вам? Что было интересно?
Дети: Нам было очень интересно отправиться в историческое путешествие и узнать много нового.
Воспитатель: Скажите, а о каком празднике вы сегодня узнали? Кто стал народными героями России? А важно ли то, что вы сегодня узнали?
Дети: Мы узнали о празднике «День народного единства». Герои народные этого праздника Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Очень важно знать о наших русских героях и брать с них пример.
Воспитатель: Как вы думаете, что нужно, чтобы не было войн? Как сделать, чтобы никому не удалось завладеть нашей Родиной?
Дети: Нужно быть дружными, смелыми, любить свою Родину.
Воспитатель: Вы сегодня порадовали меня тем, что знаете много о дружбе, верности, героизме. Я вижу, что вы очень любите свою Родину. Запомните, ребята, это чувство единения и сохраните его на всю жизнь. Будьте достойны своих предков!