Наталья Егорова
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе «Дикие животные леса»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект организованной образовательной деятельности
по познавательному развитию
с использованием развивающих игровых технологий
с детьми среднего дошкольного возраста.
Егорова Наталья
г. Санкт-Петербург 2016 г.
Тема: «Дикие животные леса» (Поход в лес).
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе „Дикие животные леса“» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
Цель: Закрепить знания детей о жителях леса, сформировать представление о том, какие животные являются дикими, систематизировать знания об их образе жизни.
Интеграция образовательных областей : «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие»
«Социально - коммуникативное развитие».
Задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие»
- обогащать представления детей о диких животных, живущих в лесу;
- отмечать характерные признаки представителей диких животных;
- уточнить, что каждому животному необходимо жилище, пища, тепло и т. д. ;
- выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе;
- воспитывать у детей бережное отношение к природе;
Образовательная область «Речевое развитие»
- обогащать речь детей;
- активизировать словарь по теме занятия;
Образовательная область «Физическое развитие»
- развивать двигательную активность, моторику пальцев рук;
- совершенствовать умения детей выполнять движения в соответствии с текстом;
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»
- развивать умение входить в определенный образ, выполнять имитационные движения в соответствии с текстом;
- воспитывать умение фантазировать;
- активизировать детей театрализованной деятельностью;
Образовательная область : «Социально - коммуникативное развитие»
- развивать у детей интерес к живой природе, любознательность и эмоциональную отзывчивость;
- способствовать созданию положительного эмоционального настроя, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
- развивать умение детей работать сплоченно, в команде для достижения необходимого результата;
Подготовительная работа: Создание декораций зимнего леса, деревьев, жилищ диких животных, следов диких животных, карты леса, плаката «Кто где живет?». Подготовить картинки с изображением диких животных и их детенышей, плакат «Дикие животные». Создание слайд-шоу на тему: «Дикие животные нашего леса зимой», подбор аудиозаписи.
Необходимый материал и оборудование: Декорации леса : елки, деревья, плакаты, снежный покров, следы животных, жилища животных, аудиозапись, игрушки: белочки, зайчик, медведи; корзинки, компас, лупа, карта, рюкзак, сумки, аптечка, фотоаппараты, мяч, машинка, угощения для животных и др.
Ход занятия:
Организационный момент :
Дети входят в группу, здороваются с гостями. Знакомство. (Установление эмоционального контакта).
Воспитатель: - Здравствуйте, детки. Когда я шла к вам в гости в детский сад, то по дороге встретила Бельчонка. Он потерялся. Поможем Бельчонку найти его дом и маму? Дети: - Да! - А кто знает, где белочки живут? Дети: - В лесу. А кто еще живет в лесу?
Дети. В лесу живут волк, лиса, заяц, медведь и др.
Воспитатель. Как назвать этих животных одним словом?
Дети. Дикие.
Воспитатель. Подумайте и скажите, всех ли диких животных можно увидеть зимой?
Дети. Нет, не всех.
Воспитатель. Почему?
Дети. Медведи и ежи впадают в спячку и спят до весны.
Воспитатель. Молодцы ребята. Ну, что, будем собираться в дорогу? Давайте тогда собирать наши сумки и рюкзаки. Что мы будем брать с собой в лес.
Основная часть:
Игра: «Собираемся в поход». (Дети из предложенных им вещей отбирают те, которые им необходимо взять в поход. (Лупа, компас, телефон, карта, фотоаппараты, аптечка, мяч, машинка, и др.).
- А как вы думаете, как живется зверям зимой? Почему? Холодно и голодно зверям в лесу зимой. А что же им помогает согреться? (Шкура, мех, шубы, пух и т. д.). А какого цвета зимой у зверей шубки? А чтобы зверям не было голодно, давайте возьмем гостинцы для них. Что мы возьмем с собой? Вот вам корзинка, давайте соберем в нее угощения: (белкам – орешки и шишки, медведю – ягоды и мед, зайцу – морковку и капусту, ежику – яблоки, лисичке и волку – рыбку и т. д.) Угощение приготовили, а теперь давайте с вами отправимся в лес. Но прежде необходимо распределить обязанности: Кто отвечает за безопасность и здоровье? (аптечка, Кто отвечает за ориентировку на местности? (компас, карта, Кто будет фотографом? (фотоаппараты). Остальные несут угощения для зверюшек. А теперь одеваемся потеплее, чтобы не замерзнуть и в путь.
Тактильная игра-массаж “ Собираемся на прогулку”.
С помощью имитации надеваем штаны, носки (легкое поглаживание ног); надеваем кофты (поглаживание рук, живота); надеваем валенки или сапоги (поглаживание ног от пальцев до колена); надеваем шапки (поглаживание головы, легкий массаж, имитация завязывания); надеваем пуховики и застегиваем пуговицы (точечные движения от шеи до живота, завязываем шарфы.
- Ну все, мы оделись, теперь можно отправляться в лес! На улице много снега, поэтому нам придется пробираться через сугробы.
Имитационное игровое упражнение “Мы шагаем по сугробам” (эмоциональная разрядка, развитие положительных эмоций, воображения).
Воспитатель: - Я буду говорить слова, а вы повторяйте за мной движения.
Мы шагаем по сугробам, Дети идут, высоко поднимая ноги
По сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу,
Проложи другим дорогу.
Очень долго мы шагали, Садятся и поглаживают ноги
Наши ноженьки устали. ладонями снизу вверх.
Сейчас сядем, отдохнем,
И опять гулять пойдем.
Дидактическое упражнение “Узнай животное по следу” (расширение кругозора).
Воспитатель: Какой красивый зимний лес. Посмотрите, ребята, на какую зимнюю поляну мы вышли, какие елочки, деревья кругом. А посмотрите, сколько снега вокруг, как он искрится на солнышке. В лесу красиво, тихо, кажется – здесь никого нет. Но это не так. В лесу много лесных жителей. Ой, посмотрите, я вижу какие – то отпечатки на снегу. Как вы думаете, что это? Правильно, это следы. Я хочу предложить вам угадать, чей это след. (Можно взять лупы и рассмотреть следы, чтобы угадать где чей след).
Воспитатель. Ребята, а правда, что белка живет в норе?
Дети. Нет! Белка живет в дупле.
Воспитатель. Ой, как интересно! Расскажите, пожалуйста, где живут дикие животные. Вопрос: Человек строит дома, города, дороги, а у животных ничего нет? Ответ: Животные тоже строят себе дома, и очень даже уютные! У них есть норы, гнезда, берлоги, кладовые… Для строительства животные используют самые разнообразные материалы.
Игра «Где живут?»
- Лиса живет в норе.
- Медведь спит в берлоге.
- У зайца дома нет, он спит под кустом, под елкой, в сугробе.
- Волк живет в логове.
- Еж зимой спит в норе.
Воспитатель. – А как зверюшки утепляют свое жилище? (Листья собирают, перья, мох, траву, пух и т. д.) - А давайте с вами пройдем по лесу и посмотрим, кто где живет. Может быть, и найдем маму нашего Бельчонка. В лесу ведем себя тихо, чтобы не испугать диких животных. Идем все вместе, по карте, далеко друг от друга не отходим, чтобы не заблудиться. Лесных зверей трогать не надо, чтобы их не беспокоить. А скажите мне пожалуйста, что общего есть у всех зверей?
Дети. У всех животных есть голова, морда, лапы, хвост…
Воспитатель. Все время забываю, чем покрыто тело животных?
Дети. Тело животных покрыто шерстью.
Воспитатель. Правильно. А что делать зверям, которым зимой нужны теплые шубки, но купить их они не могут (отрастить новый мех, более теплый и густой). Дети рассматривают старую вылезшую и плотную пушистую шкурки. Выясняют, какую из них звери могли бы носить летом, какую зимой, откуда зимой появляется пушистая шубка и куда она исчезает летом. Воспитатель подводит детей к пониманию того, как звери «развешивают» в лесу зимние шубы (проводит старой шкуркой по коре дерева, на ней остаются волоски).
Дети идут по лесу и подходят к норе ежа.
Воспитатель. – Ой, посмотрите, чья-то нора. Интересно, кто здесь живет? (нора ежа). Дети подходят к норе, где спит ежик. – Ежик спит. – Какой ежик? – Какая у него шубка? Зачем ему нужна такая шубка? Мы не будем его будить, а оставим для него гостинцы. (Дети оставляют ему лакомство и идут). Под кустом находят зайчика. Беседа с детьми, о том как трудно живется зайчику в лесу. У зайчика нет домика, он прячется под кустиком и своими длинными ушками все время прислушивается. – А для чего зайчику длинные ушки? А зачем зайчику белая шубка зимой? (Давайте угостим зайчика.) – А вот огромный снежный бугор, а над ним парок поднимается, как будто печка топится. Да это же медвежья берлога! Вход в берлогу заваливается ветками и землей. Спит медведь сладко. Сон его длится до весны. Но никто его не решается потревожить. Медвежата у медведя появляются зимой и размером они не больше двух ваших кулачков, хотя мама у них большая. А все потому, что медведица зимой ничего не ест и у нее мало молока. Давайте не будем беспокоить семью медведей, пусть спят дальше, а оставим им лакомство.
Далее, дети подходят к дуплу белочки. Находят жилище белочки по развешенным на сучках грибам.
Воспитатель. Ребята, вот мы пришли в гости к белочке. Посмотрите как она рада, что мы нашли ее бельчонка. Давайте отпустим его к маме. А зачем белочка развешивает грибы на сучках? А где она хранит свои запасы? (Затем дети угощают белочку орешками, шишками, грибами. А она благодарит детей и дает детям «угощение из своих запасов», лежит в дупле).
Воспитатель. Детки, как вы уже заметили, у всех животных есть свои детеныши! А вы знаете, у кого кто?
Игра «У кого кто?»
Воспитатель. Скажите, у лисы кто? А у зайца? И т. д.
Динамическая пауза: «На водопой».
Как-то днем лесной тропой Дети спокойно идут по кругу
Звери шли на водопой. друг за другом
За мамой лосихой топал лосенок, Идут, громко топая
За мамой лисицей крался лисенок, Крадутся на носочках
За мамой ежихой катился ежонок, Приседают, медленно двигаются вперед
За мамой медведицей шел медвежонок, Идут вперевалку
За мамою белкой скакали бельчата, Скачут вприсядку
За мамой зайчихой – косые зайчата, Скачут на выпрямленных ногах
Волчица вела за собою волчат, Идут на четвереньках
Все мамы и дети напиться хотят. Лицом в круг, делают движения
языком – «лакают»
Воспитатель. А теперь, пора возвращаться из зимнего леса в наш детский сад.
Рефлексия:
Воспитатель. - Теперь мы с вами знаем, как зимуют дикие животные. Кто хочет рассказать, как зимует заяц? А, кто хочет рассказать про лису? И т. д.
Воспитатель. А вам, ребята понравилось на лесной полянке? Какое у вас настроение?
Воспитатель. А как вы думаете, зверям хорошо жить в лесу?
Дети. Хорошо. Это их дом. Лес их кормит.
Воспитатель. А как люди должны вести себя в лесу?
Дети. В лесу нельзя ничего ломать, преследовать животных. Надо беречь красоту. Лес нельзя загрязнять. И т. д.
Домашнее задание: Нарисовать понравившихся диких животных, которых вы сегодня видели в лесу.