Ирина Ершова
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Юные помощники»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Образовательные задачи :
Совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определенным звуком, определять место звука в слове. Упражнять в составлении простых предложений разного вида (повествовательные, восклицательные, вопросительные) по схеме; составлять слова из предложенного набора букв.
Закреплять умение образовывать новое слово на основе преобразования его буквенного состава (расшифровывание грамматических ребусов).
Упражнять в делении двухсложных слов на слоги, в дифференцировании гласных и согласных фонем.
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию „Юные помощники“» размещена в разделах
Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками.
Совершенствовать умение выполнять разнообразные имитационные упражнения в соответствии со стихотворным текстом и музыкальным сопровождением (имитационная игра).
Развивать психологическую базу речи: слуховое, зрительное внимание и память.
Воспитательные задачи:
Побуждать в детях эмоциональную отзывчивость – желание прийти на помощь персонажу сказки.
Воспитывать доброжелательные отношения, навыки культуры поведения, взаимовыручку.
(интеграция с образовательной областью «Социально-коммуникативное развитие»).
Предварительная работа:
• чтение русских народных сказок;
• беседы о поступках героев сказок, их оценка;
• разгадывание грамматических ребусов разных видов;
• словесные игры «Цепочка слов», «Дополни предложение», «Живые слова», «Назови слово с нужным звуком», «Закончи предложение», «Только на эту букву»;
• разучивание музыкальной игры «Бабка - Ежка»;
• разучивание роли Аленушки (диалог с педагогом);
• подбор музыкального сопровождения.
Ход организованной образовательной деятельности :
Воспитатель: Ребята, у нас гости. Поприветствуйте их так, чтобы ваши слова не повторялись (здравствуйте, доброе утро, рады вас видеть, добро пожаловать, доброго Вам здоровья).
(слышен плачь девочки.)
Воспитатель: Кто же там плачет? Девочка, как тебя зовут?
Аленушка: Аленушка.
Воспитатель: Почему ты плачешь, Аленушка? Что произошло?
Аленушка: Батюшка и матушка оставили меня следить за братцем, а сами уехали в город. Не послушалась я их, посадила братца на травку у окошечка и пошла гулять с подружками, заигралась, загулялась, да позабыла про него. Вдруг откуда не возьмись, налетели гуси-лебеди, подхватили братца, унесли на крыльях. Вернулась, а братца нет, уж я его кликала, слезами заливалась, причитывала, что худо будет от отца с матерью - он не откликнулся.
(слышен голос Бабы-Яги)
Воспитатель: Ребята, вы догадались из какой сказки наша, Аленушка?
Дети: Это сказка «Гуси- лебеди»
Воспитатель: Правильно. Кто ее написал?
Дети: Народ, это русская народная сказка.
(Аленушка продолжает плакать)
Воспитатель: Не плачь, Аленушка, посмотри, сколько у тебя друзей. Ребята, поможем девочке?
Дети: Да!
Баба-Яга: Ишь, чего захотели! Доберетесь до меня, отдам Ванюшку! А путь - то, ох, какой нелегкий, только самый грамотный преодолеть его сможет.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а сможем мы преодолеть весь путь?
Для того, чтобы попасть в сказку, я предлагаю проговорить волшебные слова:
Раз, два, три - повернись!
Быстро в сказке очутись.
Са-са-са - ждут в пути нас чудеса,
Су-су-су - не заблудимся в лесу,
Ом-ом-ом - мы Иванушку спасем,
Ём-ём-ём - и Аленушке вернем.
Вот мы и очутились на лесной полянке.
В лесу воют волки у-у-у
Шелестят листья ш-ш-ш
Ползают и свистят змеи с-с-с
Что мы произнесли? (Звуки)
Что такое звуки? (мы слышим, произносим)
Какие бывают звуки? Чем согласные звуки отличаются от гласных?
Ой, ребята посмотрите, а что это такое?
Дети: Печка.
Воспитатель: Здравствуй, печка матушка!
Печка: Здравствуйте, ребята.
Воспитатель: Печка матушка, не подскажешь ли ты нам, куда гуси-лебеди полетели?
Печка: Скажу, только сначала выполните мое задание:
откройте заслонку и загляните внутрь.
Воспитатель: Ребята, я нашла колесо, значит наше задание зашифровано на нем. Интересно, кто его сюда положил?
Перед нами чудесное колесо, которое состоит из букв. Внимательно посмотрите на колесо, мысленно поворачивая его слева направо, и наоборот и постарайтесь найти на нем как можно больше слов. Найденные слова запишите с помощью набора букв, которые лежат на столе.
Дети находят слова на чудесном колесе, составляют их из букв, а затем по очереди зачитывают вслух слова (колесо, кол, сокол, лес, око, осел, село, сок).
Печка: Справились, молодцы! Все спрятанные слова отыскали. А теперь я вам подскажу, гуси-лебеди полетели к яблоньке.
Аленушка: А как нам добраться до яблоньки?
Печка: Путь Вам укажут кленовые листочки, если вы отгадаете слова, которые спрятались под ними.
Воспитатель: Спасибо тебе печка-матушка (воспитатель и дети кланяются печке). Ребята, в добрый путь! (дети отгадывают ребусы, перемещаясь по залу до яблони).
Аленушка: Здравствуй, яблонька! Не подскажешь ли ты нам, куда гуси-лебеди полетели?
Яблонька: Здравствуйте, ребята! Подскажу, если вы сорвете по одному моему волшебному яблочку, а то ветки прогибаются, тяжело мне.
Воспитатель: Ребята, а яблочки - то оказывается не простые, а с заданиями. Ребята, можно первое яблочко сорву я, а вы мне поможете ответить на вопрос (воспитатель срывает одно яблоко, читает вопрос).
Что вы знаете о предложении?
А для вас яблоня подготовила яблочки со схемами и просит вас составить по ним предложения (дети срывают по одному яблочку)
Яблонька: Молодцы, ребята! Гуси-лебеди полетели к молочной речке. А добрать до нее вы сможете только по тропинке из гласных букв.
(дети идут змейкой друг за другом)
Аленушка: Здравствуй, молочная речка - кисельные берега! Подскажи нам, пожалуйста, куда гуси- лебеди полетели?
Речка: Гуси-лебеди полетели к домику Бабы-яги, но чтобы попасть к ней вам нужно перейти на другой берег, построив мостик.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете из чего можно построить мост? Правильно, из брёвен получится крепкий, прочный мост, но нам нужно их как-то соединить между собой, чтобы они не раскатились. Я предлагаю скрепить их цепью, которую мы сделаем из слов, которые вы придумаете. А начнём мы нашу звуковую цепочку со слова «МОСТ» (дети по картинкам определяют нужное слово).
Воспитатель: Справились с заданием, молодцы! Теперь мы сможем речку перейти по мостику.
Сейчас речку перейдем,
На тот берег попадем.
К Бабе - Ежке мы придем,
И Ванюшку мы спасем.
Появляется Баба- Яга. Нюхает.
Баба- Яга: Фу- фу- фу. Это кто меня побеспокоил? Детским духом пахнет, ой, сколько вас много. Зачем явились? Я гостей не жду.
Воспитатель: Ой, Баба-Яга, какая ты сердитая, какой голос у тебя громкий и слова неприветливые.
Баба – Яга: Хватит разговоры разговаривать. Зачем явились?
Аленушка: Мы пришли за Ванюшкой.
Баба – Яга: Ишь, чего захотели, прежде отгадайте, кто мой лучший друг, а потом забирайте своего Ванюшку (высказывания детей). Ладно, подскажу вам, я сейчас буду называть слова, а Вы с помощью палочек выкладываете только первые буквы каждого слова, вот они палочки-выручалочки держите (петух, абрикос, укроп, кролик).
Баба-Яга: Ну что там у вас получилось? Правильно, это слово паук, а скажите, милые ребятки, сколько же слогов в этом слове? (два) А сколько звуков? (четыре).
Воспитатель: Ребята, а не скажете Бабе-Яге какой первый звук в этом слове? Что вы про него можете сказать? Второй (третий, четвертый?
Баба-Яга: Да откуда ж вы такие грамотные пришли, все знаете.
Отгадали все загадки,
Умный очень здесь народ.
Приглашаю в круг всех встать,
С бабкой Ежкой станцевать.
Танец-игра «Баба - Ежка»
Аленушка: Баба-Яга нам пора возвращаться, скоро батюшка с матушкой вернутся домой, мы справились с твоим заданием, верни мне моего братца.
Баба - Яга: Ну, ладно, ваша взяла, забирайте своего Ванюшку (обиженно).
Воспитатель: Мне почему-то стало жаль Б. Ягу, может она потому такие плохие поступки совершает, что ее никто не любит, никто о ней не заботится? Давайте мы сделаем Бабе Яге приятное, сорвем по цветочку и подарим ей.
(Дети собирают цветы, стучатся в дверь.
Выходит Б. Яга, дети ее поздравляют)