Лучший педагог года

Конспект организованной образовательной деятельности на тему «Реки Тамбовской области» для детей старшей группы

Галина Лыгорева
Конспект организованной образовательной деятельности на тему «Реки Тамбовской области» для детей старшей группы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Росиночка»

Конспект

организованной образовательной деятельности

на тему :

«Реки Тамбовской области»

для детей старшей группы

Составила:

воспитатель

Лыгорева Г. В.

Тамбов

2017

Программное содержание:

Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности на тему „Реки Тамбовской области“ для детей старшей группы» размещена в разделах

Цель: Совершенствовать знания о родном крае.

Задачи:

Развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе.

Развивать зрительное и слуховое восприятие, речь, творческое воображение, память, внимание, мышление, самостоятельность в разных видах деятельности.

Развивать связную речь, обогащать словарь детей, образное и вариативное мышление, фантазию, воображение, творческие способности.

Воспитывать интерес к природе, бережное отношение к богатствам природы.

Интеграция образовательных областей :

«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Оборудование: ноутбук, мультимедийная презентация «Реки Тамбовской области и их обитатели», акварель, альбомные листы, кисти.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением рек, чтение стихов и рассказов о реках Тамбовского края, рисование с помощью приёма «монотипия».

Ход занятия:

Утром Солнышко встает, (Руки поднять вверх).

Всех на улицу зовет (Сгибать руки в локтях к груди).

Выхожу из дома я: (Показать рукой на себя).

«Здравствуй, улица моя!» (Выпрямить руки в стороны).

Отвечаю Солнцу я (Поднять руки над головой).

Отвечаю Травам я (Опустить руки на ковер).

Отвечаю Ветру я (Поднять руки над головой и покачать ими).

Здравствуй, Родина моя! (Взять друг друга за руки).

В: Ребята, сегодня я хочу поговорить с вами о водоёмах нашего родного края.

В: Давайте вспомним, в какой области мы с вами живём? (Тамбовская обл.)

В: В Тамбовской области много рек, маленьких речушек, прудов, т. е. водоёмов.

В: А какие водоёмы знаете вы, расскажите. (Ответы детей)

В: А на какой реке построен наш город? (На реке Цне)

В: Давайте с ней поближе познакомимся.

В: Ребята вы знаете, почему наша река так названа? Хотите узнать? Сейчас я расскажу вам эту историю.

В мордовском фольклоре существует поэтичная легенда о храбром юноше-богатыре Сампоре и верной девушке Цне. Когда Сампор задержался в походе, Цна взмолилась: «Пусть вернется мой любимый, я омою его раны слезами». Не суждено было им встретиться. Сампор пал в бою, а из слёз девушки образовалась прозрачная река, которая течет у подножия возвышенности, на которой раскинулся поселок Сампур.

В: Итак, Цна – это река в Тамбовской и Рязанской областях России. Начинается она в Сампурском районе от слияния речек Белый Плёс и Мокрая Вершина. Принимает справа и слева многочисленные притоки: Кариан, Липовица, Лесной Тамбов, Челновая, Керша с Хмелиной, Кашма с Большим и Малым Ломовисом, Серп.

Русло этой равнинной реки извилисто, берега луговые. Часты мели и перекаты. Много водорослей, зарослей камыша и тростника. Правый берег Цны населен мало. А на левом основан наш с вами город Тамбов.

Демонстрация фото на слайдах (река Цна, набережная).

В: Следующая река, с которой я хочу вас познакомить, называется Битюг.

Научных исследований происхождения названия не проводилось. Возможно, основой является тюркское слово, обозначающее «верблюд». Реку могли так назвать за множество поворотов, совершаемых ею на своем пути и напоминающих горбы верблюда. Но эта версия выглядит недостаточно правдоподобно, так как повороты спокойной равнинной реки вряд ли могут быть так похожи на непокорные верблюжьи горбы.

Более вероятно, что название связано с легендарным путешествием древнего тюркского племени по реке. Изгнанные со своих родных мест, люди шли через равнину навстречу неизвестности. Кони из последних сил волочили упряжи с имуществом.

Дети почернели от голода, жажды и трудного пути и были похожи на маленьких старичков. Люди могли есть лишь траву и каких-нибудь мелких зверюшек, если удавалось их поймать. Найти же воду в незнакомой местности было практически невозможно.

Вдруг однажды вдали в лучах утреннего солнца засеребрилась зеркальная полоса. Люди поняли, что это – вода, длинная полоса воды. Радость и надежда придали им силы, они встали, собрали все, что у них осталось, и как могли быстро пошли на встречу с незнакомой рекой. Река приняла их и дала им и еду, и воду, и защиту. Люди сравнили ее с верблюдом, который может долгое время идти через пустыню, не требуя ни воды, ни еды, но давая им защиту и надежду выжить и дойти до места.

Битюг — река в Тамбовской, Липецкой и Воронежской областях России, левый приток Дона. Длина — 379 км. Протекает по Окско-Донской равнине. Долина местами заболочена. Правый берег высокий, покрыт лиственными лесами; левый берег низкий, распаханная степь. На реке Битюг и его притоках расположены города и посёлки городского типа Новопокровка, Мордово, Эртиль, Анна, Бобров. Дубовые леса, тростниковые заросли, редкие на этой широте сосновые боры, песчаные пляжи, широкие плёсы и заводи, быстрые, узкие протоки - всё это заметно при плавании по Битюгу. В её водах водятся краснопёрка, плотва, ёрш, голавль, щука, язь, лещ, окунь, карась, линь, налим.

Демонстрация фото на слайдах (река Битюг, краснопёрка, плотва, ёрш, щука, лещ, окунь, карась, линь).

В: Ребята, а вы купались когда-нибудь в речке? А я сейчас предлагаю вам представить, что мы находимся на речке.

Физкультминутка.

К речке быстро мы спустились (Шаг на месте)

Наклонились и умылись. (Наклоны вперед)

Один, два, три, четыре.

Вот как славно освежились! (Вытереть руками лицо)

А теперь поплыли дружно, (Имитация плавания)

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это – брасса (Имитация брасса)

Одной, другой – это кроль. (Имитация кроля)

Все как один, плывем как дельфин. (Имитация)

Вышли на берег крутой (Ходьба на месте)

И отправились домой!

В: Следующая река - Ворона - река, протекающая по территории Пензенской, Тамбовской и Воронежской области России.

Существует удивительная и поэтичная легенда о происхождении названия реки Ворона.

Была у половецкого хана (а половцы, по некоторым данным, населяли эту территорию до 13 века) дочь, прекрасная Ворона. Стремительная и ловкая, красивая и стройная, с голубыми глазами, иссиня-черными волосами, очень нравилась она половецким и мордовским юношам. Но вот с востока пришла беда. Напали на землю половецкую орды татаро-монгол, перебили храбрых юношей половецких, взяли в плен молодых и старых. Лишь одна Ворона успела убежать. Но погнались за ней татарские воины, и бросилась Ворона на север в густые леса. Увидел Ворону ловкий и смелый юноша Хопер из славянского племени вятичей. На всем скаку подхватил ее, усадил на коня и помчался к седому Дону, ища защиты. А преследователи все ближе и ближе. Дон взмахнул речным покрывалом и превратил беглецов и преследователей в речки.

Ворона является правым притоком реки Хопёр. Река берет начало возле села Новая Каштановка Белинского района Пензенской области России. Далее протекает по Гавриловскому, Уметскому, Кирсановскому, Инжавинскому, Уваровскому, Ржаксинскому, Мучкапскому районах Тамбовской области России и в падает в реку Хопер около города Борисоглебск, Борисоглебского района Воронежской области России. Протяженность реки Ворона 454 км. Протекает по лесостепной и степной зоне. Почти повсеместно по берегам реки растет широкой полосой лес: березовые рощи, вязи, ивы, сосняки, орешники (лещина, растут также дубы, ольха, ветла, ясень и осины. Сосновые и еловые леса редкость.

Демонстрация фото на слайдах (река Ворона, берёзовые рощи, сосновые и еловые леса расположенные по берегам реки Ворона).

В: И последняя река, с которой мы сегодня познакомимся – это река Воронеж.

Изучение происхождения названия реки Воронеж остаётся научной проблемой.

Воронеж – левый приток Дона в России. Протекает по территории Тамбовской, Липецкой и Воронежской областей. Равнинная река, образуется при слиянии Польногого Воронежа и Лесного Воронежа. Длина реки Воронеж – 342 км. Лесной Воронеж берёт своё начало у деревни Пушкино Ухоловского р-на Рязанской области. Правый берег реки высокий, крутой, левый – пологий. В пойме реки много озёр – стариц. Наиболее крупные – Андреевское, Гать, Яблочное и Спасское. Вот такая река, Воронеж!

Демонстрация фото на слайдах (река Воронеж).

В: Ребята, познакомившись с реками, находящимися на территории нашей области, нельзя не отметить их красоту, величие и уникальность.

И поэтому я предлагаю вам сейчас изобразить речку на своих альбомных листах с помощью акварельных красок.

Нетрадиционна техника рисования – Монотипия.

В: Но прежде, чем мы приступим к работе, давайте подготовим наши пальчики к работе.

Пальчиковая гимнастика:

Поймать туман руками решил я на заре.

(ритмично сжимать и разжимать кулачки)

Я взял его ладошкой и крепко – крепко сжал.

(медленно крепко сжимают кулачки)

Но прыткий он как кошка

Он взял и … убежал.

(бегают пальчиками по столу)

Висит туман над речкой и дышит, как живой

(поднимают руки и качают ими из стороны в сторону)

Как белая овечка с кудрявой головой

(смыкают руки над головой).

И маленькие рожки на этой голове

(показывают «рожки»).

Но поутру остались лишь капли на траве…

(ритмичные удары по столу ребром ладони и кулачком)

Во время рисования оказать помощь, словесные указания.

Выставка, обсуждение детских работ.

В:

С какими реками мы сегодня познакомились?

Что мы сегодня рисовали?

Публикации по теме:

Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшей группы «Что такое микробы?» МКДОУ Бобровский детский сад №4 общеразвивающего вида Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшей.

Конспект организованной образовательной деятельности «Капелька-путешественница» для детей старшей группы Цель: • Познакомить детей со свойствами воды. • Учить детей делать открытия и подкреплять их опытами. • Обучать совместной деятельности.

Конспект организованной образовательной деятельности «Путешествие в прошлое кораблей» для детей старшей группы Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №178» города Чебоксары Чувашской Республики.

Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшей группы 5–6 лет «Сравнение по объему» Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшей группы (5-6лет) «Сравнение по объему» Цель: познакомить с мерой.

Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшей группы «Путешествие в лабораторию» Конспект занятия «Путешествие в лабораториию» Цель: Формировать у детей умение вести познавательно-исследовательскую деятельность. Образовательные.

Конспект организованной образовательной деятельности для старшей группы на тему «Глаза — наши главные помощники» КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ 5 — 6 ЛЕТ НА ТЕМУ : "Глаза-наши главные помощники" Программное содержание:.

Конспект организованной образовательной деятельности по математике «Играем в цирк» для детей старшей группы Цель занятия: развитие математических представлений у детей посредством дидактических игр. Задачи: образовательные: - Закреплять умение.

Конспект организованной образовательной деятельности по познанию «Мой Башкортостан» для детей старшей группы Цель: - дать воспитанникам обширное представление о Родине. Задачи: - продолжать знакомить воспитанников с понятием «Родина»; - знакомить.

Конспект организованной образовательной деятельности в области «Развитие речи» для второй младшей группы МАОУ СОШ №3 г. Канаш Что нам осень принесла… Конспект организованной образовательной деятельности в области «Развитие речи».

Конспект проведения речевой организованной образовательной деятельности в старшей группе на тему «Новый год» Тема: «Новый год» Цель: развитие связной речи детей; упражнение детей в умении рассказывать о времени года (о зиме, что такое Новый год.

Автор публикации:
Конспект организованной образовательной деятельности на тему «Реки Тамбовской области» для детей старшей группы
Опубликовано: 2 марта 2019 в 21:19
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД