Наталия Новоселова
Конспект организованной образовательной деятельности «Волшебница вода» для детей старшего дошкольного возраста
Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему : "ВОЛШЕБНИЦА ВОДА"
Цель: развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами воды.
Образовательные задачи :
- Закрепить и расширять знания детей о воде, ее свойствах.
- Формировать умение задавать вопросы, планировать предстоящую деятельность, делать выводы и умозаключения, классифицировать полученную информацию
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности „Волшебница вода“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Формировать у детей умение приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения.
Развивающие задачи:
- Продолжать развивать логическое мышление.
- Развивать умение передавать задуманный образ предмета в рисунке, изображать полученную информацию с помощь пиктограмм -символов.
- Развивать навык исследовательского поведения и обработки полученного материала, аргументировать свои высказывания.
- Активизировать словарь (течет, водопад, исследование, учёные, эксперимент, энциклопедия). Обогащение словаря: гипотеза, мантия, информация, лаборатория. Развивать творческие способности.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.
- Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
- Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопомощи.
- Помочь детям сопереживать, совершать добрые поступки по собственной воле.
- Закреплять умение работать в команде.
Предварительная работа: опыты с водой (свойства воды, чтение стихотворений про воду, изготовление карточек с символическими изображениями «методов исследования» и картинок – «тем» будущих исследований, пошив"фартук информации", подготовка книг и энциклопедий о воде.
Материал и оборудование : карточки с символическими изображениями «методов исследования», карточки с изображением тем, фломастеры, бумага 7*7 см для зарисовки пиктограмм, "фартук информации" для сбора карточек-пиктограмм, оборудование для проведения опытов (2 прозрачных стеклянных стакана на каждого ребенка, 2 сырых яиц на каждого ребенка, солонка с солью, одноразовые ложки, тряпочки-салфетки, одноразовые тареки, книги и энциклопедии о воде, ноут-бук, презентация "Применение воды", презентация "Лунтик", медалики "Молодец!", звуковое письмо, халаты белые на каждого ребенка, головной убор академика, мантия.
Демонстрационный материал:
Портрет грустного и веселого Лунтика в мультимедийной презентации.
Звуковое письмо от Лунтика.
Методические приемы:
-сюрпризный момент-письмо от Лунтика;
- проблемный вопрос;
- рассматривание изображений методов исследования;
- игра "Подумай сам!";
- дидактическая игра "Книга знаний";
- дидактическая игра " Друг мой - компьютер";
- дидактическая игра "Подскажи мне";
- экспериментальная деятельность : "
Ход непосредственно образовательной деятельности :
Воспитатель: Ребята! Посмотрите сколько сегодня у нас гостей. Давайте поздороваемся с нашими гостями и подарим им свои улыбки. А теперь посмотрите все на меня и подарите мне свои улыбки.
- Доброе утро, дорогие дети и уважаемые взрослые.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это? Послание для детей средней группы «Сказка". Это, наверное, нам. Как вы думаете, что там может быть? (Предположения детей). Не будем гадать, откроем и посмотрим. Хотите посмотреть, что там? (Открывают, там флешка или диск). Вставим в компьютер и посмотрим. (Воспитатель включает компьютер. На диске видеописьмо от Лунтика).
" Здравствуйте, ребята. Меня зовут Лунтик. Я живу на планете, которая называется Луна. Моя планета совсем не похожа на вашу. Дорогие маленькие жители планеты Земля, мне очень интересна ваша планета, я там никогда не был. Мне очень хотелось бы мне узнать о ней побольше. Расскажите мне пожалуйста о ней. Я очень надеюсь, что вы откликнетесь на мою просьбу. Заранее спасибо. "
(На экране задумчивое лицо Лунтика)
Воспитатель: Ребята, поможем Лунтику узнать нашу планету поближе?
Дети: Да.
Воспитатель: Садитесь, пож-та, за стол. Перед вами на столе карточки с различными изображениями. Выбирайте, пожалуйста, Выбирайте то, о чем будем рассказывать Лунтику?
После короткого обсуждения, направляемого воспитателем, дети выбирают тему исследования
«Вода».
Воспитатель: Что же вы хотите рассказать Лунтику о воде?
Дети: Что такое вода? Какая она? Зачем она нужна на Земле?
Воспитатель: А как же мы с вами узнаем столько о воде?
Дети: Необходимо исследовать и как можно больше узнать о воде.
Воспитатель: А как? Где мы можем найти ответы на наши вопросы?
Выбор методов исследования.
Дети: прочитать в книге; найти в компьютере; спросить у мамы или папы, или у старшего брата; понаблюдать.
Воспитатель подсказывает (если дети не назовут) детям, что можно провести эксперимент и подумать самим.
Воспитатель: Я предлагаю составить план нашего будущего исследования. Подумайте и скажите, что мы должны сделать вначале? потом? (ответы детей).
(Воспитатель подводит детей к тому, что вначале необходимо подумать самостоятельно. Как только дети с этим согласились, кладем на первое место карточку с символом «подумать самостоятельно». Затем дети предлагают найти нужную информацию в книгах. Ставим на второе место карточку с символом «посмотреть в книгах». Затем «спросить у других", " посмотреть в компьютере", «провести эксперимент» и «понаблюдать».
В: Итак, ребята, у нас получился план исследования. Вы согласны со мной? Исследователи, вы готовы к поиску информации по этому плану?
Д: Да!
Воспитатель : Следующий шаг - сбор материала. Как мы будем фиксировать получаемые сведения, чтобы не забыть? Предлагаю маленькие листочки бумаги, на которых будете делать заметки - рисунки, значки, символы, буквы, слова и т. п. фломастерами. (Каждый ребёнок берёт несколько листочков для фиксации.)
Пока не начали исследование, предлагаю выбрать научного работника, который будет нам рассказывать всю информацию о магните, которые мы с вами добудем.
(Дети выбирают докладчика)
Сбор материала.
Первый метод "подумай сам".
Первый из выделенных нами методов - «подумать самостоятельно».
Воспитатель : Давайте подумаем, вода это. ?
Дети: Вода это - жизнь, без неё не растут растения, погибают животные, человеку тоже нужна вода. (Дети обсудив решили нарисовать сердечко).
Дети: : Вода – это жидкость, ее нельзя удержать в руках, она вытекает. Вода прозрачная, не имеет цвета, запаха, без вкуса, не имеет собственной формы, она принимает форму того сосуда, в которой её наливают. Она бывает
питьевая (отмечают буквой «п», морская (рисуют волны на листочках, вода необходима для отдыха (зонтик, перевоза грузов (кораблик, воду нужно беречь и экономить (кран с каплей перечеркнут, в воде живут много морских обитателей (символ - рыбка). (Воспитатель помогает детям, если дети затрудняются с определением символа).
Дети вместе с педагогом рисуют пиктограммы (рисуночки) и кладут в кармашек "фартука информации".
Второй метод «прочитать в книге».
Воспитатель : Из каких источников мы можем найти нужную информацию о воде?
Дети: Мы можем найти нужную информацию из книг, журналов, энциклопедий.
Воспитатель : В моей энциклопедии есть интересные факты. Подойдите к столу, рассматривайте.
Поищите самую интересную и полезную информацию в энциклопедии.
Из книг дети узнали, что " вода необходима всему живому на земле, вода нужна людям, животным, растениям. В воде живут много разных животных и рыб, поэтому воду нужно беречь и экономить. Вода широко используется людьми в разных отраслях. У воды можно отдыхать летом, купаться, Ещё по воде перевозят разные грузы. "
Д: Что можем нарисовать на листочке? (дети предлагают, вместе рисую пиктограмму и кладут в кармашек"фартука информации").
Третий метод " посмотреть в компьютере";
" Воды на земле очень много, она занимает 80% планеты (рассматривают глобус). В человеке тоже много воды, 2 части из 3 - это вода".
Дети смотрят презентацию о воде, рисую пиктограмму и кладут в кармашек"фартука информации".
Четвертый метод «спросить у специалиста» или у взрослого.
Дети подходят к взрослым и просят об интересующем объекте, зарисовывают и кладут в кармашек "фартука информации".
Дети : Мы ещё узнали, что в море можно плавать и не утонуть. (Воспитатель объясняет, что морская вода содержит много соли, поэтому в ней сложно утонуть. Рисуем символ – солонку).
Воспитатель : Какой еще метод у нас остался?
Дети: Провести эксперимент.
Воспитатель : Но сначала предлагаю немного отдохнем.
Физкультминутка.
Начинается разминка.
Встали, выровняли спинки.
Вправо-влево наклонились
И ещё раз повторили. (Наклоны в стороны.)
Приседаем мы по счёту,
Раз- два -три- четыре- пять.
Это нужная работа —
Мышцы ног тренировать. (Приседания.)
А теперь рывки руками
Выполняем вместе с вами. (Рывки руками перед грудью.)
Воспитатель : Какой же метод у нас еще остался, ребята?
5 метод: "провести эксперимент и наблюдать".
Воспитатель : Для проведения эксперимента приглашаю вас всех в лабораторию. Чтобы идти в лабораторию, предлагаю надеть халаты и шапочки, и вспомнить правила поведения в ней.
Дети называют правила поведения в лаборатории:
- Внимательно слушать воспитателя.
- Не разговаривайте слишком громко, чтобы не мешать друг другу.
- Не трогать оборудование, приборы без разрешения педагога;
- Нельзя засовывать что-либо в нос, рот, уши и пр.
- Приступать к опыту только после объяснениявоспитателем последовательности его проведения и только с разрешения воспитателя.
- Во время опыта быть аккуратным, не отвлекаться.
- Не забывайте после каждого опыта сделать вывод.
- Закончив работу, оставь рабочее место в чистоте, убери за собой.
ОПЫТЫ
ОПЫТ 1:
Воспитатель : Ребята, вы сказали, что в соленой воде не утонешь? Хотите это проверить? (да)
Нам понадобятся два больших стакана с водой и два сырых яйца. Попробуем узнать, что будет с яйцом, если его положить в воду. Сначала положим яйцо в чистую (не солёную) воду. Что произошло с яйцом? (яйцо опустилось на дно стакана) .
Во второй стакан добавим соль, и размешаем. Опустим в этот стакан яйцо. Что произошло с яйцом (оно плавает на поверхности).
Воспитатель : Какой мы можем сделать вывод из этого опыта?
Дети: В соленой воде предметы не тонут.
Воспитатель : Молодцы ребята!
ОПЫТ 2: «Вода нужна всем».
Воспитатель: Вы сказали, что всему живому нужна вода. Проверим это на опыте с растениями?
Дети: Да.
Воспитатель: Перед вами 2 стаканчика с водой. Какой цвет у воды?
Дети: Вода прозрачная.
Воспитатель: Чтобы узнать, как растение пьёт воду, нужно приготовить разноцветную воду. Как из прозрачной воды сделать цветную воду?
Дети: Развести в воде краску.
Воспитатель: Добавьте в 1й стаканчик синюю краску, во 2ю - красную. Тщательно перемешайте до растворения. Получилось? Молодцы! А теперь в каждый стаканчик мы поставим по цветку, которые лежат на тарелочке. Как называется цветок? Какого он цвета?
Дети: Подснежники. Они белого цвета.
Воспитатель: А теперь понаблюдаем. Что изменилось? Что произошло с цветами? Какими стали цветы?
Дети: Цветы перекрасились в цвет воды.
Воспитатель: Почему?
Дети: Цветок пьет воду, вода поднимается по цветку вверх.
Вывод. «Цветы пьют воду; вода движется по цветку».
Подведение итогов:
Воспитатель : Ребята, много ли интересного мы узнали с вами о воде?
Дети: Много.
Воспитатель : Достаньте из кармашек ваши рисуночки-информации, разложите на столе так, чтобы все их видели. Разложите пиктограммы в определенной последовательности. Слева, на первом месте кладем пиктограмму с самой важной информацией, затем то, что на втором месте, на третьем месте и т. д.
А теперь попросим нашего главного научного исследователя Рому облачиться в мантию и рассказать по пиктограмма все, что мы узнали о воде. Все остальные слушайте рассказ, а после доклада зададите вопросы. Ая буду снимать на телефон, а запись мы перешлем Лунтику.
Доклад:
" Вода- это жидкость, она прозрачная, не имеет запаха, вкуса, цвета. Вода не имеет собственной формы, она принимает форму того сосуда, в которой её наливают. Воды на земле очень много, она занимает 80% планеты. В человеке тоже много воды, 2 части из 3 - это вода". Без воды нет жизни, человек, животные, растения всем нужна вода. Воде живет много разных животных и рыб, поэтому воду нужно беречь и экономить. Вода бывает соленая и не солёная, питьевая. В морской воде не утонешь, потому что она соленая. У воды можно отдыхать летом, купаться, Ещё по воде перевозят разные грузы".
Воспитатель : Итак, по вайберу в сию же секунду отправлю всю информацию Лунтику. А ваши листочки с зарисовками перешлем через космическую станцию и он расскаже воде своим друзьям-жителям планеты Луна.
(Отправляет)
На экране появляется радостный Лунтик : "Спасибо вам, юные земляне. Теперь все жители планеты Луна будут знать, что на планете Земля есть вода. "
Итог занятия.
- О чем мы сегодня говорили?
- Как вы думаете, мы справились со своей работой, собрали все интересное о воде?
- Что нового и интересного узнали вы сегодня о воде
- Какая информация удивила вас?
- Что для вас было самым интересным?
- Какие опыты с водой мы проводили?
- Что вам больше всего понравилось?
- Хотели бы вы и дальше дружить с Лунтиком и рассказать много интересного о нашей планете?
Воспитатель : Ребята, вы сегодня все старались, сделали много новых открытий, и поэтому я присваиваю вам звание «Научный сотрудник» и дарю вот такие значки отличия а ещё я приготовила для вас подарок вот этот кристалл, вы его должны вырастить самостоятельно, продолжайте свои опыты и эксперименты. Желаю вам удачи!
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с. 94; Энциклопедия с. 83, с. 63.
борудование:
2. Емельянов Е. И. Исследовательская деятельность детей // Ребенок в детском саду. –
2009. - № 3.
3. Паршукова Н. Л. Маленькие исследователи. Виды и структура исследовательских
занятий в детском саду// Дошкольная педагогика. – 2006. - № 1. п
4. Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать
знания. - Ярославль. : Академия развития, 2003.
5. Савенков А. И. Развитию исследовательских способностей детей. //Дошкольное
образование -2004. -№7.
6. Савенков А. И. Исследовательское обучение – возможность преодолеть
«образовательный предел» // Директор школы. - 2003. - №10. С. 35-40
7. Савенков А. И. Методика проведения учебных исследований в детском саду. - М. :
Просвещение,2004.
Конспект
непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по поисково- исследовательской деятельности на тему : «Волшебница вода»
Составитель: воспитатель МБДОУ №16
города Невинномысска
Новоселова Н. Г.