Диля Исхакова
Конспект НОД в средней группе «Свойства речного песка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности
в средней группе
на тему: «Свойства речного песка»
Выполнила:
воспитатель II кв. категории
Исхакова Диля Фаизовна
Казань, 2015
Цель: Развивать познавательно-исследовательские способности детей.
Задачи:
-усиливать желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно;
-развивать представления о свойствах песка;
Публикация «Конспект НОД в средней группе „Свойства речного песка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2015
-обогащать словарь за счё т слов: рыхлый песок, песчинки, скрепляют кирпичи, закорючки, песок пропускает воду.
Методы:
-словесные (рассказы воспитателя, детей, вопросы, рассуждения, объяснения).
-практические (показ, самостоятельное проведение опытов).
-наглядные (рассматривание).
Предварительная работа: заучивание стихотворения Владимира Бредихина «Про песок»; чтение сказки «Песок и солнечный свет»; игры с сухим песком; просмотр фильма «Рисование песком. Сказка»; рисование на тему: «Где живет песок»; беседы о том, что песок - неживая природа, о мерах осторожности во время игр с песком.
Оборудование:
Доска для рисования на песке; выставка «Изделия из песка»; песочные часы; емкость с игрушками, закопанными в песке; кувшин с водой; волшебная палочка; сосуд – бутылка, аудиозапись звуков природы, песочные часы.
Раздаточный материал:
- на каждый стол: скатерти;
-на каждого ребё нка: песок в пластмассовых тарелках, стаканы с водой, чистые листы и мелок, лупы, фартуки и колпаки, влажные салфетки.
Прогнозируемые результаты:
-Знание свойств песка.
-Проявление интереса к опытам.
-Увеличение словарного запаса детей по теме.
Ход занятия
1. Вводная часть.
Воспитатель: Сегодня мы познакомимся с волшебным миром природы. Скоро наступит лето и на даче или в лесу можно будет гулять, бегать босиком. Ребята, скажите, а что у вас под ногами летом на улице? (Трава, земля, песок). Сегодня мы узнаем, что такое песок. Садитесь удобнее и послушайте сказку.
В:- Давным-давно жили у нас на планете одни только горы-великаны, и любили они играть в такую игру – кто выше всех и дальше выбросит из себя горячие камни. И летали вокруг одни только горячие камни! Тогда решили вода и ветер горы-великаны успокоить: вода стала на вулканы капать и горы-великаны стали понемногу остывать. Ветер стал дуть и горы-великаны еще больше стали остывать. А солнышко посмотрело на их работу и решило, что они так совсем заморозят горы и решило немного погреть. Долго они так работали: вода капала, ветер дул, а солнышко грело; и стали они замечать, что огромные горы-великаны стали распадаться на большие и маленькие камни. И ветер решил с камушками поиграть – он на них подул и они покатились, а когда катились, друг о друга ударялись, крошились и превращались в песок.
-Ребята, вы знаете, что песок нужен людям.
Проводится беседа о сказке.
-Как вы думаете, кто такие горы - великаны? (вулканы)
-Как успокоили вода и ветер вулканы? (налили на них воды, а ветер обдувал)
-Что стало с горами? (они стали распадаться)
-Что произошло с камнями, когда ветер играл с ними? (они ударялись друг о друга и крошились в песок)
Рассматривание выставки «Изделия из песка»
- Песок используется в строительстве. Из него делают раствор, которым скрепляют кирпичи и камни при постройке зданий.
- Изготавливают стёкла, посуду, песочные часы. В давние времена, когда еще не было других часов, именно песочные помогали людям отмерять время.
-Ребята, а вы знаете, где живёт в песок? (В природе.)
- Песок это живая или неживая природа? (Неживая природа.)
2. Основная часть
Воспитатель: - А вы хотите узнать про волшебный песок? А какой бывает вол-шебный песок?
-Я приглашаю вас в лабораторию «Хочу всё знать!», где вы станете учёными, художниками и волшебниками. Вашими помощниками сегодня будут пальчики и ручки. А мне будет помогать волшебная палочка.
-В песке находится песочная пыль, поэтому мы должны защитить себя, аккуратно работать, чтобы эта пыль не попала в глаза. Протирайте руки влажными салфетками. Дети надевают шапочки и фартуки. (включается аудиозапись)
Опыт «Получаем песок из камней»
В:- Возьмите 2 камушка и потрите их друг о друга («поработаем как ветер»). Положите камушки в стаканчик и возьмите лупу. Какого цвета песок? (желтого, темно-желтого). Возьмите ложечку и помешайте песок в стаканчике. Какой он? (рассыпчатый). Если ветер подует, что с ним будет? (разлетится).
В: - Ребята, сейчас зима, как выдумаете рыбкам холодно в воде? (Да). Где рыбки могут прятаться в воде? (в песке). Значит, от песка есть польза не только людям, но и рыбам, животным, так как животные тоже могут прятаться в песке от жары.
- Вы хотите стать рыбками? (Да)
-Своей волшебной палочкой я превращаю вас в рыбок.
-Фокус-мокус, превращаю вас в рыбок!
Выполняется пальчиковая гимнастика «Рыбки».
(Ладони сомкнуты, чуть округлены)
Пять маленьких рыбок играли в реке,
(Выполняем волнообразные движения в воздухе)
Лежало большое бревно на песке,
(Руки прижаты друг к другу. Переворачиваем их с боку на бок)
И рыбка сказала: "Нырять здесь легко! "
(Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем ими "ныряющее" движение)
Вторая сказала: "Ведь здесь глубоко. "
(Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест)
А третья сказала: "Мне хочется спать! "
(Ладони поворачиваются на тыльную сторону одной из рук (рыбка спит)
Четвёртая стала чуть-чуть замерзать.
(Быстро качаем ладонями (дрожь)
А пятая крикнула: "Здесь крокодил!
(Запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются (рот)
Плывите отсюда, чтоб не проглотил! "
(Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями (уплывают)
В: - Давайте с вами поиграем в игру с песком, где спрятались рыбки.
Игра - забава «Найди рыбок»
Дети ищут ручками рыбок в тазу с песком и выпускают их в воду.
В: - Молодцы, ребята всех рыбок нашли!
-А сейчас я своей волшебной палочкой превращаю вас в учёных.
- Фокус-мокус, волшебной палочкой взмахну и ребят в учёных превращу.
Опыт с песком и рассматривание его через лупу.
1. В первой тарелке дети рассматривают через лупу песчинки сухого песка, воспита-тель выясняет его свойства :
-Какой песок? какого цвета? он прилипает к рукам?
(сухой песок жёлтого цвета, рассыпается, не прилипает к рукам;)
-Рассмотрите из чего состоит песок?
(состоит из песчинок разного цвета и формы, которые не прилипают друг к другу;)
-Можно ли из этого песка слепить куличики? Почему?
(из него нельзя лепить куличики, потому что он сухой)
2. Во вторую тарелку с песком воспитатель наливает воду, дети с помощью лупы уточняют свойства мокрого песка :
- пропускает воду (предлагает вспомнить, где после дождя лужи не остаются: на дороге, огороде, песке, и т. д.);
-Какой песок не рассыпается и липнет к рукам?
(мокрый песок не рассыпается, липнет к рукам, так как песчинки соединяются друг с другом, как будто крепко взялись за руки и прилипли друг к другу;)
-А по цвету он какой?
(он темнее, чем сухой песок)
-Можно ли из этого песка слепить куличики?
- из влажного (мокрого) песка можно лепить.
В: - Давайте вспомним, как мы летом играли с песком в песочнице.
(Поставить доску с песком. Убрать тарелки с песком, воду, лупы и разложить листы с песком и мелками).
Самомассаж.
Дети показывают, как можно, глубоко погрузив руки в чистый речной песок, сжимать, перетирать его между ладонями. Воспитатель учит детей проговаривать свои ощущения: "Я чувствую тепло (холод) песка", "Я чувствую маленькие крупинки. Они колются. Мне приятно", "Мне нравится погружать свои руки в песок" и т. п…
В:- Продолжаем дальше, ребята. Сейчас я своей волшебной палочкой превращу вас в художников.
- Ахалай-махалай! Ребят в художников превращай!
-Мы будем рисовать закорючки на песке.
На доске с песком рисуется много закорючек, дети соединяют их, после чего получается общая картина.
В: - Сейчас я превращаю вас в маленьких волшебников.
-Ахалай-махалай! Нас в волшебников превращай!
-Ребята, какого цвета песок? (Темно-желтый)
-Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы он стал разноцветным? (Добавить краски)
-Хотите сделать радугу из цветных мелков и песка? (Да).
Поделка "Радуга в бутылке». (Выполняется под аудиозапись).
Воспитатель вместе с детьми изготавливает поделку по плану работы:
В: - Ребята, возьмите мел сначала одного цвета, затем другого цвета и аккуратно разотрите им песок на чистом листе бумаг. Старайтесь посильнее нажимать на пе-сок, ему не больно, так как он неживой. Аккуратно пересыпаем получившийся цветной песок в стеклянный сосуд, заполняя емкость полностью слоями песка разного цвета. Чтобы поделка смотрелась интересней, нужно пересыпать песок в емкость под углом, поворачивая сосуд. Старайтесь, у вас все получится. А теперь закрутим крышку.
В: - Вот какая замечательная радуга у нас получилась в бутылке!
3. Заключительная часть.
Воспитатель просит ребят рассказать о том, как работали, что нового узнали, где это им пригодится? Что больше всего понравилось? (мы изучили свойства песка, понравилось проделывать опыты с ним, понравилось изготавливать поделку)
-Понравился ли вам опыт? (Да) Хотите ли вы исследовать ещё что – нибудь, узнать, что – то новое о песке, глине, камушках? (Хотим).
Воспитатель: - Я благодарю ваши ручки, пальчики, они хорошо сегодня играли с волшебным песком. Волшебной палочкой превращаю вас в ребят. Раз, два, три, нас в ребяток преврати! Пора в детский сад!
Ребята снимают фартуки, колпаки и идут мыть руки.