Екатерина Бирюкова
Свойства песка.
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Свойства песка.
Цель: Дать представление о песке как полезном ископаемом, познакомить с его свойствами и применением; развивать у детей любознательность, интерес к разнообразным природным ресурсам; воспитывать у детей бережное отношение к Земле, ее богатствам.
Ход ННОД:
-Ребята, посмотрите, что я принесла к нам в группу? (Глобус). Что такое глобус? (макет Земли). Вспомните, что обозначает каждый цвет на глобусе? (ответы детей).
Публикация «Свойства песка,» размещена в разделах
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
- Действительно, на нашей планете есть и горы, и равнины, и моря, и пустыни, и океаны. Также на нашей планете много различных полезных ископаемых.
- Что такое полезные ископаемые? Как вы думаете, почему полезные?
-Каменный уголь, нефть, газ, мел, которым школьники пишут на доске, золото, серебро, алмазы, мрамор, гранит – все это полезные ископаемые. Они прячутся глубоко под землей.
-Сегодня мы с вами поговорим об одном полезном ископаемом, догадайтесь о каком:
Он желтый, и сыпучий,
Во дворе насыпан кучей.
Если хочешь, можешь брать
И играть. (песок)
- Песок-это естественный материал, его очень много в природе. На Земле есть пустыни, которые сплошь покрыты песком. Песок человек начинает использовать с раннего детства. Как человек использует песок в детстве? (ответы детей).
-Действительно, кто из детей не играл в песочнице? Песок для детей - это строительный материал. Что можно сделать из него (ответы детей). Из какого песка легче строить постройки : из сухого или мокрого? (Мокрого). Почему? Из мокрого песка можно построить много интересного - замки, пещеры, слепить животных … но прочны ли эти постройки? Что происходит с постройками по мере высыхания песка? (Они рассыпаются).
1 опыт.
Возьмем стаканчик с песком и аккуратно насыпем немного песка на лист бумаги.
-Легко ли он сыплется? (легко). Правильно, песок – сыпучий материал.
2 опыт.
Возьмите горсть песка и выпустите его струйкой так, чтобы он падал в одно место. В месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, то в одном месте, то в другом возникают сплывы, движение песка похоже на течение. Песок может двигаться.
3 опыт.
С помощью увеличительного стекла внимательно рассмотрим, из чего состоит песок (из зернышек-песчинок). Как выглядят песчинки (Они очень маленькие, круглые,полупрозрачные или белые или желтые, в зависимости от разновидности песка). Похожи ли песчинки одна на другую? Чем похожи и чем отличаются? (Одни дети могут сказать, что песчинки похожи, другие - что нет, и не нужно их разубеждать). Важно, чтобы в процессе сравнения ребята внимательно рассмотрели песчаные зернышки.)
- Ребята, почти всегда песок желтого цвета, а вот на далеком острове Куба встречается очень светлый, почти белый песок, встречается темно-красный, розово-оранжевый, и даже есть совсем черный песок.
- А для чего еще, кроме игры, нужен человеку песок? (ответы детей). Главное назначение песка – это то, что он идет на изготовление кирпича и бетона, из него получают стекло и хрусталь. Оглянитесь вокруг, и вы увидите множество привычных для глаз предметов из стекла. Назовите их (ответы детей). Линзы для очков и микроскопов, электронная аппаратура, жаропрочное стекло для кухонной утвари … Но не всякий песок идет на изготовление стекла и хрусталя. Крупный песок добавляют в цемент, без которого не обойтись в строительном деле – не сделать бетон, кирпич. А еще песок используют для благоустройства пляжей, строительства дорог, для раствора, с помощью которого кладут стены зданий. Песком наполняют песочные часы, которые есть в любой поликлинике или больнице.
В нашей группе тоже есть песочные часы. Проследите, как пересыпается песок. Пока пересыпается песок можно успеть прочитать стихотворение:
ПЕСОЧНИЧА.
ПОСРЕДИ ДВОРА ГОРА
На горе идет игра
Прибегайте на часок,
Залезайте на песок:
Чистый, желтый и сырой,
Хочешь – рой,
А хочешь –строй,
Хочешь куклам испеки
Золотые пирожки.
Приходите к нам, ребята,
Не забудьте взять лопаты,
Экскаваторы, совки,
Ведра и грузовики.
Тут и крики, тут и смех,
И работа есть у всех.
3 опыт.
Во время проведения этого опыта не следует забывать о безопасности детей:
песчинки могут попасть в глаза и нос. Чтобы избежать этого, можно проводить опыт в трехлитровой банке. Положить банку на бок, насыпать тонким слоем песок, закрыть полиэтиленовой крышкой. В нижней части крышки сделать отверстие для трубки, через которую можно вдувать в банку воздух. Один конец трубки будет находиться в банке, в другой вставить обычную резиновую грушу.
Создать в банке сильный поток воздуха – «игрушечный» ветер. Что происходит с песчинками? (Они легко двигаются, сдуваются).
4 опыт.
Возьмем палочку и попробуем «посадить» ее в стаканчик с песком. Легко ли поместить палочку в стаканчик с песком? (Да, в песке палочка расталкивает песчинки и ее легко туда воткнуть).
5 опыт.
Аккуратно нальем воды в стакан с песком. Потрогаем песок. Каким он стал? (Влажным, мокрым). А куда исчезла вода? (Она «забралась» в песок и «уютно устроилась» между песчинками).
Итак, с каким полезным ископаемым мы познакомились сегодня? (с песком).
Как и где человек использует песок? Из чего состоит песок? (песчинки). С какими свойствами песка мы с вами познакомились? (Легко сыплется, может двигаться, хорошо впитывает воду).