Папки-передвижки

Занятие с детьми старшей группы «Свойства песка и глины»

Вера Лесенкова
Занятие с детьми старшей группы «Свойства песка и глины»
▼ Скачать + Заказать документы

ГБОУ Школа № 717

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

по опытническо-исследовательской деятельности:

Тема:

«Свойства песка и глины».

С детьми старшей группы

ПОДГОТОВИЛА

Лесенкова Вера Вадимовна Воспитатель

МОСКВА

2014

Конспект занятия по

опытническо-исследовательской деятельности

Тема

Свойства песка и глины

с детьми старшей группы

Содержание:

Публикация «Занятие с детьми старшей группы „Свойства песка и глины“» размещена в разделах

1. Ознакомить детей с такими составными неживой природы, как песок и глина, а также с их свойствами.

2. Познакомить детей с отличительными особенностями песка и глины, сравнить, в чем они различаются, определить и наглядно показать, как свойства этих веществ проявляются в природе (сочетание эксперимента и наблюдения).

3. Развивать познавательный интерес детей посредством опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности.

4. Учить детей делать выводы, умозаключения, развивать логическое мышление.

5. Дать детям первоначальные представления о пустыне (особенности климата, растительного и животного мира).

6. Развивать навыки речи, обогащать и активизировать словарь.

Словарный запас: сыпучесть, вязкость, пластичность, пустыня, верблюд, верблюжья колючка, барханы, мозолистые подошвы, ящерица.

Оборудование и материалы: песок, глина, емкости, песочные часы, лупы, деревянные палочки, банка с плотно закрывающейся полиэтиленовой крышкой, изделий из глины (игрушки, посуда, поделки, салфетки для рук, лист бумаги, доски для лепки.

Методы и приемы: опытническо-исследовательский, словесный, вопросы-ответы, загадки, рассматривание, выводы, сюрпризный момент.

Предварительная работа: рассматривание песка на прогулке, изготовление форм из влажного и сухого песка, рассматривание кусков глины и изделий из глины.

- Дети, посмотрите, к нам сегодня пришли гости, поздоровайтесь с ними, улыбнитесь им, чтобы подружиться. Может, вы хотите что-нибудь спросить? Пожалуйста, подойдите и поговорите с гостями.

А сейчас подойдите ко мне и начнём с вами наше занятие.

Сегодня мы с вами станем проводить опыты и исследования. И будем мы настоящими научными сотрудниками, вы будете младшими научными сотрудниками, а я – старшим научным сотрудником. Согласны? Проходите, одевайте халаты, занимайте свои рабочие места.

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, какой природный материал приготовлен у вас на столе?

Дети: Песок и глина.

Воспитатель: А к какой природе относится песок и глина? К живой или неживой?

Дети: К неживой природе.

Воспитатель: Правильно. И сейчас мы с вами начнём опыты.

ОПЫТ №1

Воспитатель: Возьмите образцы песка и глины. Что можно сказать о цвете песка и глины?

Дети: Песок жёлтый, глина коричневая.

Воспитатель: Давайте возьмем лупу или увеличительное стекло и рассмотрим песок. Из чего он состоит?

Дети: Из зернышек-песчинок.

Воспитатель: Как выглядят песчинки?

Дети: Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные и жёлтые.

Воспитатель: Все ли песчинки похожи одна на другую? Чем похожи и чем они отличаются?

Дети: Похожи (Непохожи).

Воспитатель: А теперь возьмём глину и тоже рассмотрим её через лупу. Что вы теперь видите? Из чего состоит глина? Видны ли такие же частички в глине?

Дети: Нет.

Воспитатель: В песке песчинки лежат отдельно. Они прилипают друг к другу?

Дети: Нет. Песчинки не прилипают к своим соседям.

Воспитатель: А в глине – очень мелкие слипшиеся частички, из которых получаются плотные комочки. Если мы глину разотрём в порошок, то мы увидим, что глина состоит из пылинок (частичек). Итак, какой мы с вами, младшие научные сотрудники, сделаем вывод?

Вывод: Песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, "не дружат", а глина – из мелких частичек, которые как будто крепко взялись за руки и прилипли друг к другу.

ОПЫТ №2

Воспитатель: Возьмём стаканчики с песком и аккуратно насыплем немного песка на листы бумаги. Легко ли сыплется песок?

Дети: Легко.

Воспитатель: А теперь так же попробуем высыпать из стаканчика глину. Что легче сыпется – песок или глина?

Дети: Песок.

Воспитатель: Правильно, дети, поэтому и говорят, что песок «сыпучий». Что вы слышите в этом слове? Давайте вместе повторим его. А вам не кажется, что в этом слове так и слышится шуршание, пересыпание песка. Ведь когда пересыпаешь песок, он шуршит, вот и в слове этом слышится шуршание. Повторите ещё раз – «сыпучий».

Глина слипается комочками, поэтому её нельзя так легко высыпать из стаканчика, как песок. Какой же вывод мы сделаем?

Вывод: Песок рыхлый, а глина – нет, она плотнее.

ОПЫТ №3

Воспитатель: Дети, а сейчас подойдите все ко мне. В банках лежат (тонким слоем, банка – на боку) песок и глина. Сейчас я создам сильный искусственный (игрушечный) ветер. Что сейчас происходит с песчинками?

Дети: Они легко двигаются, сдуваются.

Воспитатель: А теперь ветер направим на кусочки глины. Что мы видим теперь? Двигаются ли кусочки глины также легко, как песчинки?

Дети: Нет, они сдуваются труднее, или вообще не сдвигаются.

Воспитатель: Какой мы сделаем вывод?

Вывод: Песчинки легко сдуваются, «улетают» от ветра, а кусочки глины сдуваются труднее, или совсем не двигаются.

ОПЫТ №4

Воспитатель: Возьмём палочку и попробуем вставить её по очереди в стаканчик с песком и глиной. Представьте, что мы сажаем маленькое деревце. Куда легче её поместить?

Дети: В песок.

Воспитатель: Правильно, так как в песке палочка расталкивает песчинки, которые не держатся друг за друга, и поэтому её воткнуть легче. Мы уже выяснили, что песок сыпучий, рыхлый.

Вывод: Сухая глина твёрдая, палочку в неё воткнуть трудно, а в песок – легко.

ОПЫТ №5

Воспитатель: А теперь перед вами стаканчики с водой. Полейте воду в песок. Что наблюдаете? Какого цвета стал песок? Потрогайте его.

Дети: Песок стал тёмно-коричневого цвета, влажным, мокрым.

Воспитатель: А куда исчезла вода?

Дети: Она «затекла, спряталась» в песок и уютно устроилась между песчинками.

Воспитатель: Теперь "сажаем" палочку в мокрый песок. В какой песок она легче входит – в сухой или мокрый?

Дети: В мокрый.

Воспитатель: Теперь наливаем немного воды в стаканчик с глиной. Следим, как водичка впитывается – быстро или медленно?

Дети: Медленно (медленнее, чем в песок).

Воспитатель: Посмотрите, часть воды остается сверху, на глине. Сажаем «деревце» во влажную глину.

Дети: Легче воткнуть палочку во влажную глину, чем в сухую.

Воспитатель: Вспомним, когда человек сажает растения на грядках или деревья в парках, садах, он поливает землю, если она сухая.

Вывод: Во влажный песок (глину) легче сажать растения.

Физминутка.

ОПЫТ №6

Воспитатель: Скажите, из сухого песка мы что-нибудь сможем слепить?

Дети: Нет.

Воспитатель: А из мокрого, влажного?

Дети: Да!

Воспитатель: Возьмите мокрый песок и скатайте шарик и колбаску. Что получается?

Дети: Из песка колбаску скатать нельзя, а сами шарики получаются непрочные. А когда шарики высыхают, то распадаются.

Воспитатель: А теперь возьмите влажную глину и слепите шарик и колбаску. Легко лепится?

Дети: Да.

Воспитатель: Когда наши изделия высохнут, они станут крепкими. Возьмите салфетки и вытрите руки.

Где используют глину?

Дети: Делают посуду, кирпичи, игрушки.

Воспитатель: Есть ещё глина медицинская.

А для чего применяется песок?

Дети: На строительстве дорог, делают стекло, песочные часы, которые нужны в медицине.

Вывод: Глина и песок полезны для человека.

Воспитатель: А вы знаете, где очень-очень много может находиться песка?

Дети: В пустынях.

Воспитатель: Да, в пустынях. Их очень много на нашей планете Земля. Почему у пустыни такое название?

Дети: От слова пусто.

Воспитатель: Какого цвета обычно бывают пустыни?

Дети: Жёлтого.

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому, что там много песка, а песок – жёлтый.

Воспитатель: Мы в опыте видели, как ветер сдувает песчинки, и они легко перемещаются. В пустыне можно увидеть песчаные холмы (возвышенности). Что это такое, как вы думаете?

Дети: Это – барханы.

Воспитатель: В пустыне сухо, солнечно, небо безоблачно. Часто за лето не выпадает ни капли дождя. Песок такой горячий, что в нём можно сварить яйцо.

Есть в пустыне и деревья. Это саксаул – дерево с извилистым стволом, без листьев; его корни глубоко уходят в почву и там находят влагу. Эти деревья не дают тени, под ними не спрячешься от палящего солнца.

А ещё какое растение растёт в пустыне?

Дети: Кактусы (верблюжья колючка).

Воспитатель: Да, эти удивительные кактусы приспособились к жизни в пустыне. Они толстые и мясистые, а листья превратились в колючки, чтобы экономно расходовать воду.

Пусто в пустыне. Камни почернели от солнца, глина растрескалась от жары, песок – горячий. Никого не видно. Но это только на первый взгляд. В пустыне много удивительных обитателей (птиц, зверей, насекомых). А каких вы знаете обитателей?

Дети: Верблюды, черепахи, ящерицы, змеи, пауки, скорпионы.

Загадки:

1. Она, как змейка, мелькает, хвостом виляет. Хвост оборвёт – другой наживёт. (Ящерица).

Воспитатель: Почему ящерицу нельзя поймать за хвост?

Дети: Потому, что хвост отваливается.

2. Кто на свете ходит в каменной рубахе? В каменной рубахе ходят … (Черепахи).

Воспитатель: Ни деревца, ни зеленого кустика – один песок. Где же скрываются обитатели песков?

Дети: В норах, в тени камней.

3. Зверь я горбатый, нравлюсь ребятам. (Верблюд).

Воспитатель: Что вы знаете о верблюдах? Почему его называют кораблём пустыни?

Это очень выносливое животное, может долго обходиться без воды, до десяти дней – без пищи, но, добравшись до воды, могут выпить сразу 10 ведер воды. Их ноги имеют широкие мозолистые подошвы и поэтому верблюды не тонут и не обжигаются в песке. У верблюда есть горб, в котором запасается жир на чёрный день. Чем больше есть верблюд, тем больше горб, и – наоборот.

А сейчас мы с вами сделаем модель пустыни.

Публикации по теме:

Наблюдение за глиной на прогулке. Конспект занятия в средней группе «Сравнивание свойства глины и песка» Наблюдение на прогулке: «Сравнивание свойства глины и песка» Цель: учить отличать глину от песка по внешнему признаку, определять свойства.

«Ознакомление с особенностями песка, глины и камней». Творческий проект исследовательской деятельности «Я — исследователь» «Ознакомление с особенностями песка, глины и камней» Автор: Ярославцев Давид Дмитриевич. Подготовительная к школе группа Воспитатель: Перетятько.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие с детьми старшей группы «Свойства песка и глины»
Опубликовано: 7 декабря 2014 в 16:41
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занятие с детьми старшей группы «Свойства песка и глины»» (включая файлы) размещена пользователем Вера Лесенкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД