Вера Лесенкова
Занятие с детьми старшей группы «Свойства песка и глины»
▼ Скачать + Заказать документы
ГБОУ Школа № 717
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
по опытническо-исследовательской деятельности:
Тема:
«Свойства песка и глины».
С детьми старшей группы
ПОДГОТОВИЛА
Лесенкова Вера Вадимовна Воспитатель
МОСКВА
2014
Конспект занятия по
опытническо-исследовательской деятельности
Тема
Свойства песка и глины
с детьми старшей группы
Содержание:
Публикация «Занятие с детьми старшей группы „Свойства песка и глины“» размещена в разделах
- Глина. Знакомство с глиной
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
1. Ознакомить детей с такими составными неживой природы, как песок и глина, а также с их свойствами.
2. Познакомить детей с отличительными особенностями песка и глины, сравнить, в чем они различаются, определить и наглядно показать, как свойства этих веществ проявляются в природе (сочетание эксперимента и наблюдения).
3. Развивать познавательный интерес детей посредством опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности.
4. Учить детей делать выводы, умозаключения, развивать логическое мышление.
5. Дать детям первоначальные представления о пустыне (особенности климата, растительного и животного мира).
6. Развивать навыки речи, обогащать и активизировать словарь.
Словарный запас: сыпучесть, вязкость, пластичность, пустыня, верблюд, верблюжья колючка, барханы, мозолистые подошвы, ящерица.
Оборудование и материалы: песок, глина, емкости, песочные часы, лупы, деревянные палочки, банка с плотно закрывающейся полиэтиленовой крышкой, изделий из глины (игрушки, посуда, поделки, салфетки для рук, лист бумаги, доски для лепки.
Методы и приемы: опытническо-исследовательский, словесный, вопросы-ответы, загадки, рассматривание, выводы, сюрпризный момент.
Предварительная работа: рассматривание песка на прогулке, изготовление форм из влажного и сухого песка, рассматривание кусков глины и изделий из глины.
- Дети, посмотрите, к нам сегодня пришли гости, поздоровайтесь с ними, улыбнитесь им, чтобы подружиться. Может, вы хотите что-нибудь спросить? Пожалуйста, подойдите и поговорите с гостями.
А сейчас подойдите ко мне и начнём с вами наше занятие.
Сегодня мы с вами станем проводить опыты и исследования. И будем мы настоящими научными сотрудниками, вы будете младшими научными сотрудниками, а я – старшим научным сотрудником. Согласны? Проходите, одевайте халаты, занимайте свои рабочие места.
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, какой природный материал приготовлен у вас на столе?
Дети: Песок и глина.
Воспитатель: А к какой природе относится песок и глина? К живой или неживой?
Дети: К неживой природе.
Воспитатель: Правильно. И сейчас мы с вами начнём опыты.
ОПЫТ №1
Воспитатель: Возьмите образцы песка и глины. Что можно сказать о цвете песка и глины?
Дети: Песок жёлтый, глина коричневая.
Воспитатель: Давайте возьмем лупу или увеличительное стекло и рассмотрим песок. Из чего он состоит?
Дети: Из зернышек-песчинок.
Воспитатель: Как выглядят песчинки?
Дети: Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные и жёлтые.
Воспитатель: Все ли песчинки похожи одна на другую? Чем похожи и чем они отличаются?
Дети: Похожи (Непохожи).
Воспитатель: А теперь возьмём глину и тоже рассмотрим её через лупу. Что вы теперь видите? Из чего состоит глина? Видны ли такие же частички в глине?
Дети: Нет.
Воспитатель: В песке песчинки лежат отдельно. Они прилипают друг к другу?
Дети: Нет. Песчинки не прилипают к своим соседям.
Воспитатель: А в глине – очень мелкие слипшиеся частички, из которых получаются плотные комочки. Если мы глину разотрём в порошок, то мы увидим, что глина состоит из пылинок (частичек). Итак, какой мы с вами, младшие научные сотрудники, сделаем вывод?
Вывод: Песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, "не дружат", а глина – из мелких частичек, которые как будто крепко взялись за руки и прилипли друг к другу.
ОПЫТ №2
Воспитатель: Возьмём стаканчики с песком и аккуратно насыплем немного песка на листы бумаги. Легко ли сыплется песок?
Дети: Легко.
Воспитатель: А теперь так же попробуем высыпать из стаканчика глину. Что легче сыпется – песок или глина?
Дети: Песок.
Воспитатель: Правильно, дети, поэтому и говорят, что песок «сыпучий». Что вы слышите в этом слове? Давайте вместе повторим его. А вам не кажется, что в этом слове так и слышится шуршание, пересыпание песка. Ведь когда пересыпаешь песок, он шуршит, вот и в слове этом слышится шуршание. Повторите ещё раз – «сыпучий».
Глина слипается комочками, поэтому её нельзя так легко высыпать из стаканчика, как песок. Какой же вывод мы сделаем?
Вывод: Песок рыхлый, а глина – нет, она плотнее.
ОПЫТ №3
Воспитатель: Дети, а сейчас подойдите все ко мне. В банках лежат (тонким слоем, банка – на боку) песок и глина. Сейчас я создам сильный искусственный (игрушечный) ветер. Что сейчас происходит с песчинками?
Дети: Они легко двигаются, сдуваются.
Воспитатель: А теперь ветер направим на кусочки глины. Что мы видим теперь? Двигаются ли кусочки глины также легко, как песчинки?
Дети: Нет, они сдуваются труднее, или вообще не сдвигаются.
Воспитатель: Какой мы сделаем вывод?
Вывод: Песчинки легко сдуваются, «улетают» от ветра, а кусочки глины сдуваются труднее, или совсем не двигаются.
ОПЫТ №4
Воспитатель: Возьмём палочку и попробуем вставить её по очереди в стаканчик с песком и глиной. Представьте, что мы сажаем маленькое деревце. Куда легче её поместить?
Дети: В песок.
Воспитатель: Правильно, так как в песке палочка расталкивает песчинки, которые не держатся друг за друга, и поэтому её воткнуть легче. Мы уже выяснили, что песок сыпучий, рыхлый.
Вывод: Сухая глина твёрдая, палочку в неё воткнуть трудно, а в песок – легко.
ОПЫТ №5
Воспитатель: А теперь перед вами стаканчики с водой. Полейте воду в песок. Что наблюдаете? Какого цвета стал песок? Потрогайте его.
Дети: Песок стал тёмно-коричневого цвета, влажным, мокрым.
Воспитатель: А куда исчезла вода?
Дети: Она «затекла, спряталась» в песок и уютно устроилась между песчинками.
Воспитатель: Теперь "сажаем" палочку в мокрый песок. В какой песок она легче входит – в сухой или мокрый?
Дети: В мокрый.
Воспитатель: Теперь наливаем немного воды в стаканчик с глиной. Следим, как водичка впитывается – быстро или медленно?
Дети: Медленно (медленнее, чем в песок).
Воспитатель: Посмотрите, часть воды остается сверху, на глине. Сажаем «деревце» во влажную глину.
Дети: Легче воткнуть палочку во влажную глину, чем в сухую.
Воспитатель: Вспомним, когда человек сажает растения на грядках или деревья в парках, садах, он поливает землю, если она сухая.
Вывод: Во влажный песок (глину) легче сажать растения.
Физминутка.
ОПЫТ №6
Воспитатель: Скажите, из сухого песка мы что-нибудь сможем слепить?
Дети: Нет.
Воспитатель: А из мокрого, влажного?
Дети: Да!
Воспитатель: Возьмите мокрый песок и скатайте шарик и колбаску. Что получается?
Дети: Из песка колбаску скатать нельзя, а сами шарики получаются непрочные. А когда шарики высыхают, то распадаются.
Воспитатель: А теперь возьмите влажную глину и слепите шарик и колбаску. Легко лепится?
Дети: Да.
Воспитатель: Когда наши изделия высохнут, они станут крепкими. Возьмите салфетки и вытрите руки.
Где используют глину?
Дети: Делают посуду, кирпичи, игрушки.
Воспитатель: Есть ещё глина медицинская.
А для чего применяется песок?
Дети: На строительстве дорог, делают стекло, песочные часы, которые нужны в медицине.
Вывод: Глина и песок полезны для человека.
Воспитатель: А вы знаете, где очень-очень много может находиться песка?
Дети: В пустынях.
Воспитатель: Да, в пустынях. Их очень много на нашей планете Земля. Почему у пустыни такое название?
Дети: От слова пусто.
Воспитатель: Какого цвета обычно бывают пустыни?
Дети: Жёлтого.
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому, что там много песка, а песок – жёлтый.
Воспитатель: Мы в опыте видели, как ветер сдувает песчинки, и они легко перемещаются. В пустыне можно увидеть песчаные холмы (возвышенности). Что это такое, как вы думаете?
Дети: Это – барханы.
Воспитатель: В пустыне сухо, солнечно, небо безоблачно. Часто за лето не выпадает ни капли дождя. Песок такой горячий, что в нём можно сварить яйцо.
Есть в пустыне и деревья. Это саксаул – дерево с извилистым стволом, без листьев; его корни глубоко уходят в почву и там находят влагу. Эти деревья не дают тени, под ними не спрячешься от палящего солнца.
А ещё какое растение растёт в пустыне?
Дети: Кактусы (верблюжья колючка).
Воспитатель: Да, эти удивительные кактусы приспособились к жизни в пустыне. Они толстые и мясистые, а листья превратились в колючки, чтобы экономно расходовать воду.
Пусто в пустыне. Камни почернели от солнца, глина растрескалась от жары, песок – горячий. Никого не видно. Но это только на первый взгляд. В пустыне много удивительных обитателей (птиц, зверей, насекомых). А каких вы знаете обитателей?
Дети: Верблюды, черепахи, ящерицы, змеи, пауки, скорпионы.
Загадки:
1. Она, как змейка, мелькает, хвостом виляет. Хвост оборвёт – другой наживёт. (Ящерица).
Воспитатель: Почему ящерицу нельзя поймать за хвост?
Дети: Потому, что хвост отваливается.
2. Кто на свете ходит в каменной рубахе? В каменной рубахе ходят … (Черепахи).
Воспитатель: Ни деревца, ни зеленого кустика – один песок. Где же скрываются обитатели песков?
Дети: В норах, в тени камней.
3. Зверь я горбатый, нравлюсь ребятам. (Верблюд).
Воспитатель: Что вы знаете о верблюдах? Почему его называют кораблём пустыни?
Это очень выносливое животное, может долго обходиться без воды, до десяти дней – без пищи, но, добравшись до воды, могут выпить сразу 10 ведер воды. Их ноги имеют широкие мозолистые подошвы и поэтому верблюды не тонут и не обжигаются в песке. У верблюда есть горб, в котором запасается жир на чёрный день. Чем больше есть верблюд, тем больше горб, и – наоборот.
А сейчас мы с вами сделаем модель пустыни.