ОКСАНА ВЯЧЕСЛАВОВНА СОТНИКОВА
Конспект НОД по развитию речи. Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД
Развитие речи : ознакомление детей с художественной литературой
по теме: пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет»
Публикация «Конспект НОД по развитию речи, Пересказ рассказа В, Сухомлинского „Яблоко и рассвет“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Яблоко, яблоня. Всё по теме яблок
- Яблоко, яблоня. Сказки, стихи, детская литература
- Темочки
(ОО «Познавательное развитие», ОО «Речевое развитие», ОО «Социально - коммуникативное развитие»,
ОО «Физическое развитие»)
(подготовительная к школе группа)
Автор:
воспитатель МБДОУ № 21
Сотникова О. В.
Цель. Совершенствовать умение пересказывать и составлять план пересказа.
Задачи:
ОО Познавательное развитие»
1. Закрепить детьми сорта яблок.
ОО «Речевое развитие»
2. Учить детей передавать содержание текста полно, последовательно, выразительно.
3. Совершенствовать грамматический строй речи.
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
4. Воспитывать желание не лениться.
5. Воспитывать чуткость и бережное отношение к природе.
ОО «Физическое развитие»
6. Формировать у воспитанников потребность в двигательной активности, гармоничное
развитие у воспитанников физического и психического здоровья.
Ход ООД
I часть
Организационный момент.
Создание эмоционального положительного фона занятия. Подготовка детей к восприятию содержания рассказа.
Психогимнастика «С добрым утром».
С добрым утром, глазки! (поглаживаем веки глаз).
Вы проснулись? (смотрим в «бинокль»).
С добрым утром, ушки! (поглаживаем ушки).
Вы проснулись? (прикладываем ладонь к ушам).
С добрым утром, ручки! (поглаживаем кисти рук).
Вы проснулись? (хлопаем в ладоши).
С добрым утром, ножки! (поглаживаем ноги).
Вы проснулись? (притопываем).
С добрым утром, друг! (здороваемся с рядом стоящими (по-башкирски рукопожатие)
Ты проснулся? (обнимаем друг друга, улыбаемся).
С добрым утром, гости! (руки к груди и протягиваем гостям).
Вы проснулись? (приветствуем ладошкой).
С добрым утром, солнце! (руки раскрываются навстречу солнцу)
Мы проснулись (голову слегка запрокинуть и широко улыбнуться)
Воспитатель: - Вот теперь видно, что вы проснулись и у вас хорошее настроение.
II часть.
Чтение рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет».
Воспитатель: «Сегодня я прочитаю вам рассказ, который написал учитель, директор школы Василий Сухомлинский, – начинает занятие педагог. – Называется рассказ „ Яблоко и рассвет“».
.
Маленький Миша часто приходил в сад к дедушке своему Корнею. Угощал дед внука вкусными яблоками, грушами, медом.
А Миша не мог отвести глаз от огромного, белого, нежного яблока, которое светилось на самой верхушке одной яблони.
– Дедушка, милый, разрешите, я залезу и сорву вон то яблоко.
– Нет, – ответил дедушка, – яблоко достанется тому, кто придет в сад на рассвете и часок поработает : нальет пчелам воды, срежет сухие веточки.
Сколько раз собирался Миша прийти в сад на рассвете, но не мог одолеть лень.
Наконец все-таки собрался с силами, открыл глаза, когда было еще темно, отбросил подушку и побежал к дедушке в сад. Налил пчелам воды, срезал сухие веточки.
Взошла утренняя звезда. Подошел Миша к яблоне с заветным яблоком, и у него дух захватило. Огромное яблоко на самой вершине было уже не белым, а розовым, как небо на рассвете.
– Ну что ж, теперь яблоко твое. Лезь и срывай, – сказал дедушка.
– Нет, дедушка… Лучше завтра.
– Почему?
– Хочу еще раз увидеть рассвет.
III часть
По окончании чтения рассказа воспитатель задает детям вопросы.
Вопросы:
1. Как звали дедушку, а внука? (Корней, Миша).
2. Куда приходил Миша? (В сад к дедушке Корнею).
3. Чем угощал дед внука. (Яблоками, грушами и медом).
4. Что такое рассвет? (Это время восхода солнца, начало утра).
5. Какую работу должен был сделать Миша, чтобы сорвать яблоко (поработать часок, налить воды пчелам и срезать сухие веточки).
6. Почему мальчик не мог прийти на рассвете в сад? (Потому что ленился).
7. Что увидел Миша на дереве, когда пришел в сад?
8. Каким было яблоко? (Как небо на рассвете – розовым)
9. Почему мальчик не стал рвать яблоко? (Захотел еще раз увидеть рассвет).
Воспитатель: «Если мы сможем составить план рассказа, то и пересказ у нас получится без существенных пропусков и ненужных повторов, – продолжает беседу педагог. – Помните, с чего начинается рассказ? Как можно кратко назвать эту часть рассказа?» Воспитатель заслушивает ответы детей и говорит, что все, о чем они рассказали, случилось в саду у дедушки Корнея: «Я думаю, что первый пункт плана так и надо назвать: „В саду у дедушки Корнея“. А дальше действие рассказа разворачивалось уже не в саду, а где? И как развивалось действие? Эту часть рассказа можно назвать? „Миша перестал лениться“, „Миша победил лень“… Получил мальчик заветное яблоко? Как это яблоко описал Василий Сухомлинский? А когда это яблоко стало не белым, а розовым? (Когда взошла утренняя звезда.)
Воспитатель: план у нас составлен. Молодцы!
План рассказа.
1. В саду у дедушки Корнея.
2. Миша победил лень.
3. Взошла утренняя звезда.
IV часть
Воспитатель предлагает детям немножко отдохнуть и продолжить занятие.
Физкультминутка «Яблоко»
Вот так яблоко! Оно
Соку сладкого полно
Встали. Руки в стороны
Руку протяните
Яблоко сорвите.
Протянули руки вперёд
Руки вверх
Ветер ветку стал качать,
Трудно яблоко достать
Качают вверху руками
Трудно яблоко достать
Подпрыгну, руку протяну
И быстро яблоко сорву!
Подтянулись
Подпрыгнули
Хлопок в ладоши над головой
Вот так яблоко! Оно –
Соку сладкого полно.
Встали. Руки в стороны
Руки на пояс
Воспитатель: план у нас составлен. Теперь я прочитаю рассказ еще раз, чтобы вы лучше его запомнили.
Далее воспитатель предлагает детям пересказать рассказ с помощью опорных картинок.
V часть
Подведение итогов
Вопросы к детям:
Яблоко в рассказе было … (огромное, белое, нежное, розовое)
А, какие яблоки встречались вам?
Какие сорта яблок вы знаете?
В конце занятия воспитатель дает детям позитивную оценку и угощает их яблочками.