Светлана Шмелева
Конспект НОД в подготовительной группе по развитию речи. Пересказ рассказа А. Н. Митты «Шар в окошке»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в подготовительной группе по образовательной области «Развитие речи» : пересказ рассказа А. Н. Митты «Шар в окошке».
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе по развитию речи, Пересказ рассказа А, Н, Митты „Шар в окошке“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2016
Образовательные области: развитие речи, социально-коммуникативная, физическое развитие, художественно-эстетическая.
Цель: формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на наглядный материал. Закреплять и обобщать представления детей о необходимости чуткого, доброжелательного отношения к товарищам.
Задачи:
Обучающие
- формировать умение точно и полно отвечать на вопросы, строя фразу из 4-6 слов,
- формировать действия целенаправленного восприятия текста,
- формировать умение составлять рассказ, с опорой на наглядный материал,
- обобщение и систематизация знаний об изученных звуках и буквах,
- совершенствовать навык распознавания звуков и соответствующих им букв.
Развивающие : - развитие речи, логического мышления, внимания, памяти.
Воспитательные:
- вызвать стремление быть хорошим другом, дорожить дружбой.
- формирование работоспособного коллектива дошкольников;
- учить работать в парах, в группах,
- закреплять правило поведения «Другу всегда помогай, друга всегда выручай».
Ожидаемые результаты:
- дети составляют связный рассказ из 6-10 предложений,
- отвечают на вопросы полным ответом, используя слова текста,
- дети распознают буквы и могут дать характеристику звуков обозначающих эти буквы,
- сравнивает, группирует и классифицирует все изученные буквы,
- дошкольники доказывают и аргументируют свой выбор.
Оборудование:
Картинки: больной мальчик в постели, окно с кусочком неба, красный шар в окне, весёлый красный шар в окне, мальчик и девочка с воздушными шарами;
карточки с изображением эмоций на каждого ребёнка,
карточки с буквами;
предметные картинки разнообразных предметов: игрушки, цветы, мебель, электроприборы овощи, фрукты, продукты.
Митта Александр Наумович. «Шар в окошке»
Коля заболел. Лежит он в постели. И никто к нему в гости не придет. Нельзя, заразиться могут. Лежит Коля, глядит в окно. А что с третьего этажа увидишь лежа? Только небо. И вдруг видит Коля: красный шарик поднялся! К самому окну. Постоял у стекла, стал дергаться. Вверх – вниз! Что такое?
Пригляделся Коля: на шарике рожица нарисована. Тогда Коля догадался, что это Миша придумал. Стало Коле хорошо. Лежит он и представляет себе, как Миша за веревочку дергает. А рядом Катя стоит и смеется. И все ребята стоят и советы дают.
Хорошо, когда о тебе друзья помнят!
Ход занятия
Выставляется картинка «Больной мальчик». У каждого ребёнка карточки с изображением эмоций.
Воспитатель: Посмотрите на картинку. Кто это? Что с ним случилось? Как вы думаете, какое настроение у него? Выберите и покажите соответствующую карточку. Почему вы так считаете? Почему сейчас к нему нельзя прийти в гости?
Словарная работа: «можно заразиться» (тоже заболеть).
Воспитатель: Сейчас я вам прочитаю рассказ Александра Наумовича Митты «Шар в окошке» вы внимательно послушаете, и скажите, в каком предложении этого рассказа говорится о самом главном?
Александр Наумович Митта известный писатель, сценарист и режиссер. Родился 28 марта 1933 года в Москве. Настоящая фамилия — Рабинович. Автор многих детских фильмов. Слушайте внимательно.
Первое чтение рассказа. После чтения воспитатель задаё т вопросы:
- Как называется рассказ?
- О чём говориться в рассказе?
- Какая главная мысль в рассказе?
- Как можно назвать детей, который принесли шарик?
- Какие они?
- А как по-другому можно назвать рассказ? («Хорошие друзья»).
Воспитатель обобщает ответы детей:
- Да, этих детей можно назвать добрыми и отзывчивыми товарищами, потому, что они позаботились о своём товарище.
Воспитатель проводит игру «Сложи слово» :
- Вы должны найти среди предложенных вам букв, буквы, которые спрятались в загадках. Слушайте внимательно.
1. Я нашел сучок в лесу, он похож на букву ….(у)
2. Соглашаешься когда,
С нею ставишь букву «а»,
А когда поставишь «о» ты,
Получаешь просто ноту! (Д)
3. На одной стоит ноге,
Любят гуси букву. (г)
4. Миксер, кондиционер –
Все с ракетной буквой… (Р)
Дети складывают слово «ДРУГ».
Пальчиковая гимнастика «Друзья» :
Дружат в нашей группе
(пальцы рук соединяют)
Девочки и мальчики.
(в замок несколько раз)
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять
(пальцы с мизинчика поочередно)
Начинаем мы считать.
(соединяют друг с другом)
Раз, два, три, четыре, пять
Мы закончили считать
(Руки вниз, встряхивают кистями)
Воспитатель проводит беседу по картинкам: «Мальчик в постели», «Окно с кусочком голубого неба», «Шарик в окошке», «Шарик с весёлой рожицей», «Дети с шариком», «Карточка с эмоцией радости».
Что случилось с Колей? (Почему Коля лежит в постели)
Почему к нему никто не идет в гости?
Что делает Коля, лежа в постели?
На каком этаже живет Коля?
Что было видно Коле в окно?
Что он вдруг увидел?
Какой был шарик?
Что ещё увидел на шарике мальчик, когда пригляделся?
Воспитатель объясняет слово «пригляделся».
Как сказать по-другому? («посмотрел внимательнее»)
Дыхательная гимнастика:
Цель: выработать более глубокий вдох, сильный и длительный выдох, активизировать мышцы губ.
Дети должны набирать воздух через нос, медленно выдыхать через рот.
Мой воздушный шарик.
Раз, два, три,
Лёгкий, как комарик, посмотри.
Носом я вдыхаю, не спешу,
Каждый день я в шарик дую
Над дыханием колдую.
(Выдыхаем воздух).
О чем догадался Коля?
Как себя он почувствовал?
Как об этом сказано в рассказе?
Что он себе представлял, лежа в постели?
Как сначала чувствовал себя больной мальчик?
Почему Коле стало хорошо?
Что было самое главное для Коли?
Что значит хороший друг? Какой он?
Почему Мишу и Катю можно назвать хорошими друзьями?
Воспитатель обобщает ответы детей:
Дети позаботились о товарище, принесли ему шарик и показали его в окно, чтобы развеселить, порадовать его. Поэтому их можно назвать чуткими.
Как вы думаете, приятно было Коле, что товарищи его не забыли?
Как в рассказе об этом говорит автор?
Выслушивает ответы детей?
Что такое чуткость?
Чуткость – это такое поведение, когда люди делают добро другим людям, заботятся о других и помогают другим, не ждут, когда их об этом попросят, а делают это сами.
Физкультминутка «Улыбнись» :
Вверх и вниз рывки руками
Будто машем мы флажками.
(Одна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются местами)
Разминаем наши плечи.
Руки движутся на встречу.
(Руки в стороны, рывками руки меняются местами)
Руки в боки. Улыбнись.
Вправо – влево наклонись.
(Наклоны в стороны)
Приседанья начинай.
Не спеши, не отставай.
(Приседания)
А в конце ходьба на месте.
Это всем давно известно.
(Ходьба на месте).
Воспитатель проводит игру «Подбери слово»
Воспитатель: Сейчас я вам буду называть слова характеризующие человека. А вы будете хлопать в ладоши, если эти слова хорошие:
Добрый, внимательный, злой, заботливый, жадный, честный, веселый, капризный, воспитанный, умный, драчливый, аккуратный, ленивый, скромный, вежливый, спокойный.
Воспитатель: Молодцы.
Воспитатель проводит игру «Что подарить другу»
Воспитатель: А теперь, давайте представим, что врач разрешил навестить Колю. Что (кого) принесут дети Коле, когда придут к нему в гости? Выберите из картинок, лежащих на столе.
Дети выбирают, и обосновывают свой выбор:
- машинку, конфету, книгу, щенка, котенка, игру.
Воспитатель: Послушайте ещё раз внимательно рассказ. После чтения вы будете пересказывать его.
Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ с демонстрацией картинок.
Текст рассказа (адаптированный)
Коля заболел. В постели лежит. Лежит Коля и смотрит в окно. Вдруг Коля видит в окне красный шарик. А на шарике веселая рожица. Это Миша придумал. Стоит Миша, и шарик за веревочку дергает. А рядом Катя стоит и смеется. Стало Коле хорошо. Хорошо, когда о тебе друзья помнят.
Дети рассказывают текст, своими словами с наглядной опорой.
После пересказывания рассказа, воспитатель предлагает детям нарисовать рисунок для своего друга.