Коннова Елена
Конспект НОД по звуковой культуре речи в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обобщить представления детей о временах года; показать правильную артикуляцию зв. [ж], упражнять в правильном произношении звука [ж], развивать фонематический слух, слуховое внимание, память, мышление.
Задачи:
-уточнить представление детей о смене времен года (помочь ёжику разобраться, где зима, где лето);
-выработка воздушной струи («Вертушки»)
-развитие артикуляционной моторики («Веселый язычок») - пальчиковый тренинг «Повстречал ежонка еж…»;
Публикация «Конспект НОД по звуковой культуре речи в средней группе» размещена в разделах
- обучение звуковой культуре речи: развивать умение правильно произносить зв. Ж, проговаривание чистоговорки со звуком [ж], использование игры «Доскажи словечко», «Чудесный мешочек».
Материал: игрушка ёжик, картинки с изображением летних и зимних пейзажей, вертушки, игрушки, в названии которых есть звук [ж] и др. звуки, зеркала.
Ход ООД
1. Оргмомент.
Педагог: Ребята сегодня к нам в гости пришел необычный гость, но, прежде чем он появится здесь, вы отгадайте мою загадку.
Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят. (Ответ: Ёж)
Педагог достает из-за ширмы ежа на руке и вешает его на штатив.
Педагог: Конечно это ЁЖ. Но что ёжик делает в такое время года у нас в саду. Почему ты ежик не спишь, ведь все ежи зимой спят?
Ёжик: Но я так долго ждал зиму, хотел посмотреть на неё, поэтому и не лег спать.
Педагог: Мы с ребятами поможем тебе узнать про зиму. У меня на столе есть картинки.
Ой, да они же все перемешались, как же нам теперь быть как ежу объяснить какой бывает зима? Давайте, каждый возьмите по одной картинке, если это зима, положите картинку туда, где лежит снежинка, а если лето, где солнышко.
Дети выполняют задание, картинки раздает педагог, затем педагог задает ребятам вопросы.
Педагог: Какая зима?
Дети: (Снежная, морозная, холодная, веселая)
Педагог: А какие игры любят играть зимой дети?
Дети: (Снежки, катание на санках, лепка снеговиков)
Педагог: А сейчас я предлагаю поиграть с Ежиком. А вы мне в этом поможете? Педагог подносит поднос с ватными дисками.
Педагог: Однажды ежик пошел в лес, но там поднялся сильный ветер (упражнение с ветрячками на выработку воздушной струи). Потом ветер стих, и стал дуть тише Педагог: собирает ветрячки и говорит. Давайте ребята представим, что мы гуси. И. п. - ноги на ширине плеч, руки опущены. Наклониться вперед с одновременным отведением рук в стороны - назад к спине прогнуться, смотреть вперед - медленный выдох на звуке «Ш -ш - ш». Выпрямиться - вдох - /4-5 раз - на выдохе.
Педагог: Ходил Ежик, ходил и встретил в лесу Веселого язычка и решил с ним поиграть (артикуляционная гимнастика).
1) Блинчик
Улыбнуться.
Приоткрыть рот.
Положить широкий язык на нижнюю губу.
Удерживать от 5 до 10.
2) Чашечка
Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков.
3) Вкусное варенье
Слегка приоткрыть рот.
Улыбнуться.
Широким языком облизать верхнюю губу (нижняя челюсть должна быть неподвижна).
4) Маляр
Показ, объяснение артикуляции звука.
Педагог: А теперь ребята послушаем, как поется песенка жука.
Педагог произносит Ж-Ж-Ж
Педагог: Да, «ж-ж-ж» - это песенка жука. Она поется также как и песенка гуся (ш-ш-ш, но только звонко, с голосом.
Ж как Ш мы произносим,
Только голос в гости просим.
Звонко Ж в словах жужжит,
Ж как жук большой гудит:
Жужелица, жук, жужжанье,
Жар, жемчужина, журчанье.
Педагог: Давайте поучимся петь вместе с ежиком песенку жука. Откройте рот. Вытяните губы дудочкой. Положите язычок на нижнюю губу. А теперь поднимите его кверху в форме чашечки и спрячьте за верхние зубы. Голос образуется, воздушная струя теплая, сильная. Произнесите звук ж медленно и четко. Отдохните немного. Давайте повторим. Как только спрячете язычок далеко за верхние зубы, сразу начинайте петь: «ж-ж-ж».Песню жука поет даже горлышко. Приложите ладонь к горлу и спойте: ж-ж-ж. Что вы слышите? (горлышко поет эту песню). А теперь приложите ладонь к горлу и спойте песенку гуся. Поет горло? Педагог: Дети, а наш Ёжик, любит, когда про него рассказывают чистоговорки. Давайте, расскажем Ёжику чистоговорку со звуком [ж].
Чистоговорка:
Жа-жа-жа - есть иголки у ежа, Жу-жу-жу – молочка дадим ежу,
Жу-жу-жу – я с ужами не дружу, Жи-жи-жи – в лесу живут ежи,
Жи-жи-жи – мне ежаток покажи
Педагог: Ребята, давайте предложим нашему ежу отдохнуть немного
I. Физминутка
Ёжик серенький бежит.
Видит палочка лежит.
Ёж нагнулся, палку взял
Да и дальше побежал.
Вот болото, а по ней
Ёжик с палочкой своей.
Прыг – скок, прыг – скок
Перебрался на песок.
Дальше ёжик наш бежит.
Птенчик жалобно пищит.
Ёжик птенчика берёт
И в гнездо его кладёт.
Лапкой птичкам помахал
И домою побежал.
Педагог: Ежик ты отдохнул? А теперь давай поиграем?
Д/И «Назови ласково»
ФЛАГ – ФЛАЖОК СТОГ – СТОЖОК
СНЕГ – СНЕЖОК РОГ – РОЖОК
БЕРЕГ – БЕРЕЖОК ДРУГ – ДРУЖОК
ПИРОГ – ПИРОЖОК
САПОГ – САПОЖОК
УТЮГ – УТЮЖОК
Д/и «Подскажи словечко»
Лежебока рыжий кот И бежит Айболит к бегемотикам,
Отлежал себе (живот) И хлопает их по ….(животикам)
Вяжет мама длинный шарф, А рядом бегемотики
Потому что сын….(жираф) Схватились за (животики)
Д/игра «Хлопни в ладоши»
Хлопни в ладоши: жук, клубок, желудь, очки, ёж, носки, жаба, подснежник, медвежонок, журнал, живот, ножницы, крыжовник, шапка, душ.
Педагог: Ежик нам очень благодарен за помощь и решил вам подарить картинки со своим изображением на память, а чего не хватает у ежика? (Ответ: иголок)
Педагог: Так давайте их дорисуем.
Дети простым карандашом дорисовывают иголки
Итог занятия:
Педагог: Ребята вот и закончилось наше занятие! Помогли мы сегодня с вами Ежику узнать, какой бывает зима? А с каким сегодня звуком мы познакомились? Что понравилось больше всего?