Барабанова Наталья
Конспект ООД по валеологии в подготовительной группе «Зачем нам нос?»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание.
- Дать детям представления об органах дыхания – о функциях носа, особенностях его строения, отметить важное значение носа для человека.
- Подвести к пониманию значения бережного отношения к органам дыхания и правильного ухода за ними. Закрепить правила ухода за носом.
- Развивать интерес к познанию своего организма.
- Воспитывать у детей культуру здоровья.
Материалы и оборудование:
Темочки:
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нос, орган обоняния
- Органы чувств человека и их назначение
- Осанка. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Темочки
Иллюстрация строения носа; иллюстрации с изображением корабля, самолета, сапога, чайника, животного, птицы; иллюстрации с изображением сказочных героев, лист ватмана, фломастер; игрушка би-ба-бо Петрушка; непрозрачные стаканчики с лимоном, апельсином, огурцом, шоколадкой, запахом хвои, лук, чеснок; носовой платок, пульверизатор.
Ход ООД
Петрушка: - Привет, детишки! Вот и я! Меня вы рады видеть? А я к вам с загадкой пришел!
На лице у всех гора
Двухпещерная она.
Что же это за гора?
И зачем она нужна? (нос)
Петрушка:
- Точно, нос!
- Про нос мой дети расскажу, его везде всегда сую!
Как с носом лучше обращаться, я вас ребята научу!
Нет приятнее занятья, чем в носу поковырять,
Всем ужасно интересно, что там спрятано внутри!
А кому смотреть противно, тот пускай и не глядит!
Мы же в нос к нему не лезем, пусть и он не пристаёт! (Г. Остер)
В: - Петрушка! С таким отношением к своему носу, можно остаться и без него!
Петрушка: - А я его и не жалею! И зачем они только нам нужны, эти носы? Одни страдания с ними. То с горки упадешь - нос разобьешь. Подерусь-получаю по носу. То он чихает. От этого он у меня всегда красный и распухший и простуженный. Даже платок для него специальный придумали — носовой. Да с этим носом одна возня! Зачем его придумали?
В:- Без носа обойтись невозможно, поэтому он есть не только у человека. И сейчас я предлагаю всем вам ребята и тебе Петрушка, принять участие в исследовании. Давайте разберемся, кому и для чего нужен нос.
(Схема- плакат «У кого есть нос?»)
Дидактическая игра «Чей нос?» . (Нос корабля, животного, у птицы нос – клюв, нос самолета, носик чайника, нос у сапога, нос человека)
- У кого есть нос? У каких предметов бывают носы? (нос самолёту нужен, чтобы лететь, пароходу – рассекать волну и др. ,человеку-чтобы дышать)
Петрушка: - Вот ещё! Дышать можно ртом!
(Предложить зажать нос и подышать ртом - горло может заболеть).
-Дышать надо носом, а не ртом. Почему, сейчас расскажу.
-Давайте рассмотрим схему носа (схема).
- Попадая в нос, воздух проходит через два коридора – это ноздри, стенки их покрыты волосками. Вы сами можете их увидеть, если рассмотрите свой нос в зеркальце. Вы можете спросить, зачем они в носу. Волоски, выполняют роль охранников. Они не пропускают в нос пылинки. Далее воздух проходит через лабиринт - носовые ходы. Стенки лабиринта покрыты липкой жидкостью – слизью. К ней прилипают микробы, которые пытаются вместе с воздухом пробраться в наш организм. Когда слизи с налипшими в ней микробами становится слишком много, мы чихаем, и нос очищается. Кроме того, воздух, проходя по носовым ходам, согревается и попадает в наши лёгкие уже тёплым
- Ребята, что нужно делать, когда мы чихаем?
(прикрывать нос платком)
- Для чего это нужно?
(ответы детей)
Воспитатель - Давайте проведем небольшой опыт. Для этого нам
понадобится обыкновенный пульверизатор. Он будет выполнять роль простуженного носа. Раз он простужен, значит он полон слизи и микробов и поэтому ему постоянно хочется чихать. Что же будет, если мы не будем прикрываться платком во время чихания? (провожу опыт с грушей и водой).
- Посмотрите, ребята, без платочка микробы разлетаются на большое расстояние и заражают здоровых людей. А вот что произойдет, если мы будем прикрываться носовым платком. Все микробы остались на платке и никому не угрожают. Важно всегда иметь носовой платок. А еще очень важно каждое утро очищать и мыть нос во время умывания.
- Проведем небольшой эксперимент . Ребята, зажмите нос пальцами и скажите слово «нос». Что происходит со звуками? Правильно, они изменились. Речь стала нечеткой, голос гнусавым, глухим, неприятным. То же самое происходит, когда у нас насморк и заложен нос.
- А теперь зажмите нос и закройте глаза. Попробуйте угадать по запаху, что у меня под салфеткой (пронести разрезанный огурец перед детьми, закрытый салфеткой). Да, очень трудно без носа угадать запахи. Когда у нас насморк и заложен нос нарушается обоняние, т. е. человек не может определять запахи. Даже страшно подумать о том, что мы могли бы не почувствовать как аппетитно пахнет бабушкиными пирожками, вкусным борщом, апельсинчиком.
- А вот другая ситуация, когда начался пожар или произошла утечка газа, ведь именно наш нос первым придет на помощь и спасет от опасности.
-А чтобы не было насморка, нос не болел и не чихал, мы с ребятами научим тебя Петрушка, делать массаж носа (дети стоя).
(Вместе с детьми показываю точечный массаж носа: сверху вниз, указательными пальцами).
- После такого массажа носики у всех дышат хорошо и хорошо могут различать запахи. Значит поиграем в игру «Узнай по запаху».
– Какие запахи вам знакомы? (Дети вспоминают)
Запахи могут быть опасными, ядовитыми, отравляющими. Поэтому нельзя нюхать неизвестные предметы. Проверяя запахи во флаконе нужно рукой направить запах к носу, а не подносить флакон к носу.
(Определить по запаху :лук, чеснок, ,шоколадка, хвоя, лимон, апельсин)
- Запах лука, чеснока и хвои запахи полезные – убивают микробов.
- Запах дыма, газа, сигарет вреден.
-Ребята, а сейчас расскажите Петрушке, какие правила безопасности вы знаете про нос?
*Нельзя ковырять в носу пальцем и тем более острым предметом.
*Нельзя засовывать в нос посторонние предметы.
*Нельзя пользоваться чужим носовым платком. Носовой платок должен быть личным.
*Когда чихаешь, прикрывать нос и рот платком.
*Дышать только носом, а не ртом. (вдох носом, выдох через рот)
*Заниматься физкультурой и спортом, чтобы не болеть.
Петрушка (или воспитатель) А я знаю одну зарядку, хотите вас научу! (дети на ковре врассыпную)
Физминутка.
Головой кивает слон
Он ребятам шлёт поклон. (наклоны головы влево – вправо)
Аист делает зарядку,
То вприпрыжку, то вприсядку. (приседание с хлопками над головой)
Пеликан ныряет ловко,
Вот что значит тренировка. (наклоны вперёд, руки за спиной)
Утки плавали в канале
В результате три медали. (наклоны в стороны)
Юный заяц встал на лыжи,
Вот он финиш – ближе, ближе. (прыжки)
В: - Ребята, Петрушка принес с собой фотографии сказочных героев. Давайте посмотрим, кто это? (выставить на мольберт изображения Бабы Яги, Карлсона, Чебурашки, Буратино, Карандаша и др.)
Дидактическая игра «У кого, какой нос?»
У Бабы-Яги – нос орлиный у Карлсона – картошкой,у Буратино – длинный, у Чебурашки – короткий – пуговкой, у клоуна – круглый, у принцессы – курносый, у Карандаша – острый, и т. д.
(предложить нарисовать носы героев на ватмане)
- Носы бывают разной формы – курносые, прямые, длинные, горбатые, картошкой. Но все они нужны.
В: - Послушайте стихотворение Ю. Прокопович «Зачем носик малышам?»
Есть прямые носики,
Есть носики – курносики…
Очень нужен всякий нос,
Раз уж он к лицу прирос,
Жарким летом на лужочке
Носик нюхает цветочки.
На полянке – землянику,
В грядке – спелую клубнику,
В огороде чует нос,
Где чеснок и лук подрос.
В доме, может так случиться,
Носик тоже пригодится:
Он найдет в шкафу варенье,
Где конфеты и печенье,
Где в буфете шоколадки
Или сок в бутылке сладкий…
Апельсины кто принёс?
Всё пронюхает ваш нос!
Даже помнит он, каков
Запах маминых духов.
Нос не должен быть простужен,
Нос здоровым всем нам нужен,
Чтобы сон, когда придёт,
Тихо спать, закрывши рот.
Ещё можно пожелать:
Пальцем в нос не залезать,
День на солнце не сидеть –
Носик может обгореть!
А зимой в большой мороз
Не высовывать свой нос!
Ну, теперь понятно вам,
Зачем носик людям дан?
Игра «Найди нос» - дотронуться пальцем левой (правой)руки до кончика своего носа (с закрытыми глазами).
В: - А еще, про нос придумано много выражений. Например:
– Нос повесил. Что означает это выражение?
(загрустил, обиделся)
- Водить за нос (обманывать)
Про любопытных говорят – сует нос не в свое дело.
В: - Вот сколько интересного мы сегодня узнали о нашем замечательном носе.
- Ну что ж давайте попрощаемся с Петрушкой. Он теперь знает, для чего нужен нос и будет соблюдать все правила ухода за носом.