Екатерина Шпарвассер
Конспект занятия по валеологии «Умное ухо» для подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по валеологии с использованием упражнений на развитие слухового внимания «Умное ухо» для подготовительной группы.
Подготовила : Воспитатель МАДОУ № 104 первой квалификационной категории
Шпарвассер Е. В
Цель:
- формировать элементарные представление детей об органах чувств – уши - орган слуха, их функциях;
Публикация «Конспект занятия по валеологии „Умное ухо“ для подготовительной группы» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осанка. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2019
- показать детям, какую роль играет слух в жизни человека;
- развивать способность рассматривать друг друга;
- развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы
- воспитывать стремление заботиться о своем здоровье
- обучить элементам самомассажа ушной раковины.
Задачи: 1. Закреплять знания детей о значении органов слуха в жизни человека, о правилах ухода за ушами.
2. Формировать представление о здоровье, как одной изглавных ценностей жизни.
3. Воспитывать гуманные чувства, доброжелательное отношение к окружающему миру, дружеские взаимоотношения между детьми.
Словарная работа: Активизация словаря: ушная раковина, среднее ухо, внутреннее ухо, барабанная перепонка, молоточек, наковальня, стремечко, глухие или слабослышащие люди, слух, звук, голосовые связки.
Материал: Гитара; схема-плакат строения уха; картинки ушей животных,; картинки: змея, бабочка,саранча, рыба,кошка; коллаж "Береги слух";лэпбук «Умное ухо».
Предварительная работа:
1. Пояснение слова Лаборатория – это место где что-то изучают; Учёные – это люди, которые много знают.
2. Рассматривание схемы-плаката «Строение уха».
3. Обучение элементам самомассажа ушной раковины.
4. Беседа «Телевизор: это хорошо или плохо?»
5. Дидактические подвижные игры «Птичьи песни», «Что это за звук?», «Испорченный телефон», «Кто позвал?», «Угадай, где можно услышать такие звуки?», «Угадай по звуку, что в баночке лежит?», «Определи по звуку» и др.
6. Сюжетно - ролевая игра «Больница» - принимает врач отоларинголог».
Ход занятия
1. Организационный момент.
Педагог: Ребята, мы сегодня с вами отправимся в необычное путешествие. Мы свами посетим «Институт здоровья».
- Как вы думаете, что изучают в этом институте?
- Кто может ответить, что такое здоровье? (Это сила, это красота, это когда всё получается и т. д.)
- Вы, хотите быть здоровыми? (Я хочу)
- Ребята, а вы знаете, что каждый человек может укрепить здоровье? Недаром говорят:
Я здоровья сберегу,
Сам себе я помогу.
- А как можно укрепить своё здоровье? (Заниматься физкультурой, спортом, принимать витамины и т. п.)
-Как много вы знаете! Молодцы!
Педагог: В «Институте здоровья», мы побываем в лаборатории, где происходит исследование наших органов чувств.
- Скажите, какие органы чувств вы знаете? (Ответы детей.)
- Да, глаза, уши, нос, язык, руки – это наши органы чувств. Они помогают нам познавать окружающей мир, и мы, поэтому, называем их - НАШИ ПОМОЩНИКИ.
«Путешествие в лабораторию - уши»
Педагог:
Отправляемся в путь. Вход в каждую лабораторию осуществляется путем разгадывания загадки на тот орган, который там исследуют.
Я загадаю вам загадку, отгадав её, поймёте, какой орган чувств исследуют в этой лаборатории.
Два брата на одной голове живут,
Всё слышат, а друг друга не видят.
- Да, в этой лаборатории изучают ухо.
Педагог тихо говорит: «Все сели на стульчики». (Дети сели.) А почему вы сели?»
Дети: Потому что услышали, что вы сказали.
Педагог: - чем вы это услышали? (Ответы детей.)
- Ребята, а вы знаете, для чего нужны уши?
Педагог:.
- Что можно услышать ушами? (различные звуки.)
Ответы детей….
Педагог: Правильно, мы слышим звуки. Они могут быть громкими и сильными, как волны во время штормы. А могут быть тихими, едва заметными, как следы от камня, упавшего в лужу. Звуковые волны проходят через воздух и воду через твердые предметы – двери, стены. Вот и сейчас вы слышите посторонние звуки.
2. Игра «Кто что слышит?» (развитие слухового внимания)
Педагог: Хотите узнать, что такое звук? Давайте проведем опыт. Будьте внимательны. Слушайте и смотрите. (Берет гитару и перебирает струны, а затем бросает одну струну, оттягивает и резко бросает.) Видите, как струна дрожит? Оттого, что дожит струна, появляется звук. Сейчас мы проверим, так ли это. Возьмите бумажный листок, сверните, в трубочку и подуйте в него. (Дети выполняют)! Что вы чувствуете? Бумажная трубочка дрожит, пальцам стало щекотно. Звук заставляет дрожать бумажную трубочку, а трубочка щекочет пальцы. Почувствовали?
Педагог: -Вы думаете у нас два уха? Нет, на самом деле не два, а шесть. Только два видимые, а четыре спрятаны внутри. Наружные уши-ушные раковины. Наружные ушные раковины лишь помогают мозгу понять, с какой стороны долетел звук. Посередине ушной раковины-маленькое отверстие. Отсюда начинается слуховой проход. Путь звуку преграждает барабанная перепонка. С другой стороны перепонки находится второе (среднее) ухо. В нем расположены три крохотные косточки - молоточек, наковаленка и стремечко. Они вздрагивают от любого колебания перепонки. Внутреннее ухо закручено. На что оно похоже? (на домик улитки) Вы видите, какой сложный механизм придумала природа? И мы должны его беречь, так как он очень нежный и ранимый.
3. Физкультминутка «Узнай по голосу».
Все встают в круг, водящий ребенок - в центре. Дети, взявшись за руки, идут по кругу и говорят:
Ты сейчас стоишь в кругу,
Мы зовем тебя: "Ау!".
Глаза крепко закрывай,
Кто позвал тебя, узнай!
Водящий закрывает глаза. Один из играющих называет его имя. Водящий должен определить по голосу, кто его позвал. Игра проводится несколько раз.
4. Игра «Кто как слышит?» Любопытные факты о братьях наших меньших.
Педагог:
***А знаете ли вы, кто лучше слышит: человек или кошка? (слух у кошки в три раза совершеннее слуха человека.)
*** Могут ли рыбы слышать? (уши у рыбы внутри, а не снаружи, как мы к этому привыкли.)
*** Как вы думаете, слышат ли нас насекомые? (для большинства насекомых мир беззвучен. Но у сверчков, кузнечиков, саранчи, ночных бабочек есть слуховые органы. Только они расположены не на голове, а на ногах или даже на брюшке. Барабанные перепонки у сверчков и кузнечиков помещены на передних ногах. Двигая ногами в разные стороны, они стараются уловить, от куда идёт звук.)
*** Змеи слышат…челюстями! У неё есть слуховая косточка, которая помогает ей улавливать звуки. Змеи хорошо видят, их глаза всегда открыты, нет подвижных век. Свою жертву замечает по движению – 6 – слайд
5. Гигиена слуха. Как сохранить наш хороший слух (Педагог выставляет коллаж "Береги слух")
зимой надевать шапку;
купаясь в бассейне или в воде, надевать шапочку резиновую, защищать уши от попадания воды;
не ковырять в ушах опасными предметами, не пихать ничего в уши;
не слушать громко музыку, не кричать;
чистить уши правильно (только взрослые)
А еще, для того, чтобы наши ушки были здоровы, делают массаж ушей. Давайте все вместе сделаем (ВСТАЕМ В КРУГ НА КОВЕР. (Самомассаж ушной раковины выполняется большим и указательными пальцами – большой палец находится сзади)
Взяли ушки за макушки (большим и указательным пальцами с обеих сторон)
Потянули… (несильно потянуть вверх)
Пощипали… (несильные нажимы пальцами, с постепенным
Вниз до мочек добежали. продвижением вниз)
Мочки надо пощипать: (пощипывание в такт речи)
Пальцами скорей размять… (приятным движением разминаем между пальцами)
Вверх по ушкам проведём (провести по краю уха, слегка сжимая большим и
И к макушкам вновь придём. указательным пальцами)
- Вот мы с вами и познакомились с помощником нашего тела – ухом
-Дети, время нашего путешествия в «Институте здоровья» заканчивается.
- Чтобы вы хотели пожелать, посоветовать друг другу, взрослым?
А теперь мы улыбнёмся,
Крепко за руки возьмёмся,
И какие же слова,
Говорим мы, уходя?. (Дети сами находят слова прощания.)
помощью родителей мы изготовили Методическое пособие «Лэпбук» «Умное ухо»,который содержит практический материал для проведения занятий с одним ребенком или подгруппой детей на основе «лэпбука» с целью закрепления ранее изученного материала. В процессе работы с лэпбуком ребенок усваивает навыки подбора и систематизации информации. Материал в лэпбуке можно менять, добавлять. Изучать эту важную тему в игровой форме проще и приятнее!
Пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста
Актуальность темы:
УХО– орган слуха человека. Служит для улавливания и различения звуков у человека.
Цель: расширение и обогащение знаний детей об органе слуха его строении, возможностях, особенностях.
Задачи:
1. Вызвать у детей интерес и желание познать свой организм.
2. Закрепить знания детей о внешнем и внутреннем строении уха.
3. Показать детям, что полезно, а что вредно для уха.
4. Воспитывать у детей бережное отношение к своему слуху и к слуху других
людей.
В моем лэпбуке «Умное ухо» 7 разделов:
• Фланелеграф со съёмными деталями изображения уха
• Стихи о ушах,
• Самомассаж ушных раковин»
• «Кто как слышит» - интересные факты о слухе животных
• Пословицы и поговорки о ушах
• Игра «Найди пару»
• Картинки «что вредно для уха»