Алла Харченко
Конспект ООД по развитию речи в средней группе «В зимнем лесу» с использованием мнемотаблиц
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД по развитию речи в средней группе «В зимнем лесу» с использованием мнемотаблиц
Подготовила и провела: воспитатель МБДОУ (ясли - сад) №11 «Жемчужинка»
Харченко А. Л.
Тема: «В зимнем лесу» (с использованием мнемотаблиц)
Цель: Развивать связную речь через обучение рассказыванию при помощи мнемотаблиц.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект ООД по развитию речи в средней группе „В зимнем лесу“ с использованием мнемотаблиц» размещена в разделах
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимний лес. Прогулки, путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2017
- формировать умение составлять простые предложения, впоследствии рассказ, используя мнемотаблицы;
- обобщать имеющиеся у детей представления о зимнем лесе и его обитателях (зайце, медведе, снегире);
- закреплять знания детей о профессиях – «писатель», «художник», «иллюстратор»;
- расширять и активизировать словарь (иллюстратор).
Развивающие :
Развивать :
- речевую активность, связную речь;
- зрительное внимание, мышление, слуховую и зрительную память;
- обогащать представления детей об особенностях разных видов изобразительной деятельности (лепка, аппликация ватой)
Воспитательные:
- формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Словарь: писатель, художник, иллюстратор.
Материал: Стулья по количеству детей, на спинках которых приклеены круги разного цвета (красные, жёлтые, зелёные, синие); книжки-малышки, сделанные детьми совместно с родителями. Рабочие столы (4 стола для собирания пазлов и 4 стола для детского творчества) с такими же обозначениями, как на стульях (1 стол - красный круг, 2-ой стол - синий круг, 3-ий стол - жёлтый круг, 4-ый стол - зелёный круг). Данные обозначения нужны для организации ребёнка в данной образовательной деятельности. Четыре комплекта пазлов из четырёх деталей («снежинка», «заяц», «зимнее дерево», «снегирь», такие же, но целиковые картинки у воспитателя. Карточки для составления мнемотаблиц. На 2-х столах для детского творчества лежит пластилин для продуктивной деятельности. На 2-х столах для детского творчества лежит вата и сопутствующие материалы для аппликации; «Зимний лес» - деревья, ёлки, берлога с медведем, макет зайца, снегирь на рябине; колокольчик.
Предварительная работа: беседы о зиме, наблюдение за природой на прогулках, обсуждение увиденного, знание зимних месяцев, примет, беседа о том, как люди, лесные жители готовятся к зиме, подбор имен прилагательных; работа с мнемотаблицами, чтение стихов, рассказов о зиме, дидактические игры: «Времена года», «Ассоциации», «Вопросы и ответы», «Добавь словечко»; рисование, лепка, аппликация на зимнюю тематику, подвижные игры, хороводы, пальчиковая гимнастика.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Коммуникативная игра “3дравствуйте”.
- Здравствуйте, ладошки! Хлоп, хлоп, хлоп (3 раза хлопают в ладошки).
- Здравствуйте, ножки! Топ, топ, топ (3 раза топают ножками).
- Здравствуйте, щёчки! Плюх, плюх, плюх (3 раза слегка похлопывают по щекам)
- Здравствуйте, губки! Чмок, чмок, чмок (качают головой).
- Здравствуй, мой носик! Бип, бип, бип (гладят кончик носа).
- Здравствуйте, все! (протягивают руки вперед).
- Здравствуйте!
Мотивация.
Стух в дверь. Входит воспитатель младшей группы, ведет ребенка за руку. Обращает внимание на выставку книг, изготовленных детьми совместно с родителями.
- Здравствуйте, ребята, можно к вам в гости? Какие красивые у вас книги! Где вы такие взяли?
- Сделали вместе с родителями.
- Какие молодцы! А вот у моих малышей нет таких книг. Ну ладно, не буду вам мешать, занимайтесь, до свидания!
II. Вступительное слово воспитателя.
-Ребята, вы молодцы, вместе с родителями сделали очень красивые книги, а у наших соседей, у малышей, нет таких книг, а ведь мы должны помогать младшим, заботиться о них. Ребята, как вы думаете, чем мы можем им помочь? (Подвести их к тому, чтобы сделать малышам книгу).
III. Основная часть.
- Я предлагаю вам побыть писателями. А что делают писатели?
- Пишут рассказы, сказки, стихи.
- Вы уже взрослые и сегодня мы с вами сами придумаем рассказ и сделаем, издадим книгу.
- Для начала нужно определиться, на какую же тему будет наш рассказ. А помогут нам в этом пазлы. (Предлагаю детям занять столы согласно фишкам и собрат пазлы).
- Что получилось? (Спрашиваю детей за каждым столом отдельно). (Снегирь, снежинка, заяц, дерево).
- Присаживайтесь. У меня есть такие же картинки, давайте на них еще раз посмотрим и подумаем, что общего у этих картинок? К какому времени года они относятся?
- К зиме.
- Значит, рассказ у нас будет на зимнюю тему. А о чем именно будет наш рассказ – нам подскажет зимний лес. (Звенит колокольчик, дети отправляются в лес).
Беседа в зимнем лесу.
- Давайте вспомним, как надо вести себя в лесу?
- Не шуметь, не кричать.
- А почему?
- Чтобы не потревожить лесных жителей.
1. Рассматриваем берлогу. Из берлоги раздается храп.
- Что это за звук? Как вы думаете – кто это может быть?
- Медведь.
- А как называется жилище медведя зимой?
- Берлога медведя.
- А что сейчас делает медведь?
- Спит.
- Мы не будем его беспокоить и отправимся дальше.
2. Рассматриваем зайца.
- Кто это?
- Заяц.
- А как он подготовился к зиме?
- Заяц поменял шубку на белую.
- Что ест заяц зимой?
- Ест кору деревьев.
3. Рассматриваем снегирей.
- Что это за птицы?
- Снегири.
- Чем питаются снегири зимой?
- Клюют рябину.
- Ну что ж не будем мешать животным и птичкам и отправимся обратно к себе в группу. (Звенит колокольчик, дети возвращаются в группу)
Физминутка.
Снег сегодня шел с утра, («фонарики»)
Рада снегу детвора. (хлопают в ладоши)
Снег на ветках (руки вверх)
На дорожках, (присели)
На носу и на ладошках. (показали на нос и показали ладошки)
Повторяем 2 раза.
Физкультминутка «Зимой». Импровизация движений. Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем. По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем. И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим. На коньках по льду летим, мы летим, мы летим. И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы. Гостью-зиму любим мы, любим мы, любим мы.
Здравствуй зимушка-зима! (кланяемся)
Что в подарок принесла? (разводим руки в стороны)
Белый снег пушистый, (приседаем, проводим руками по воображаемому снегу)
Иней серебристый, (встаем, поднимаем руки вверх)
Лыжи, санки и коньки (имитируем движение лыжников и конькобежцев)
И на елке огоньки! (поднимаем руки вверх, крутим «фонарики»)
Физминутка.
Дружно, чётко мы шагаем, зиму весело встречаем.
Надо нам лопатки взять, снег с дорожек убирать.
Ну а снег метёт, метёт, отдохнуть нам не даёт.
А деревья за окном спят волшебным тихим сном.
Зайчик скачет на опушке, чтобы не замёрзли ушки.
А медведь в берлоге спит,
Сладко мишенька сопит.
Чтоб в мороз не замерзать, надо птичкам полетать.
-Итак, ребята, мы с вами выбрали, на какую же тему будет рассказ, напомните мне, на какую?
- На зимнюю.
- Побывали где?
- В зимнем лесу.
- И теперь мы придумаем рассказ, а помогут нам в этом карточки-схемы
Составление рассказа по мнемосхемам.
- Сначала мы должны дать название нашему рассказу.
- Что это? (снежинки). Значит, какое время года? (зима)
- Что это? (лес). Значит, какой лес? (зимний, а если я поставлю вопрос где? (В зимнем лесу). Название готово. (Спрашиваю несколько детей) (В зимнем лесу.)
- Составляем первое предложение. 1 карточка – кто это? (медведь) 2 карточка – что это? (закрытые глаза). Значит, что медведь делает с закрытыми глазами? (спит) 3 карточка – что это? (берлога). Значит, где медведь спит? (в берлоге). Читаем всё предложение (медведь спит в берлоге).
- А теперь я меняю слова местами. Давайте посмотрим – что получилось?
(Спрашиваю несколько человек).
- Спит медведь в берлоге. - Меняем еще раз (Спрашиваю несколько человек).
- В берлоге спит медведь.
- Для нашего рассказа мы оставим первое предложение.
- Составляем второе предложение.
1 карточка. - Кто это? (заяц)
2 карточка. Что это? (зубы). Что делает заяц зубами? (грызет)
3 карточка. Что это? (кора дерева)
- Какое предложение получается? (Заяц грызет кору деревьев)
- Как еще можно составить предложение с этими карточками? (Меняем местами карточки)
- Что получилось? (Грызет заяц кору деревьев)
- Меняем еще раз. Какое предложение получается?
(Кору деревьев грызет заяц)
- Составляем третье предложение.
1 карточка. – Кто это? (Снегирь)
2 карточка. – Что это? (клюв). Что делает клювом снегирь? (клюет) 3 карточка. – Что это? (рябина) - Значит, какое предложение получилось? (Снегирь клюет рябину) (Спрашиваю нескольких детей)
- Меняем местами слова
- Какое предложение получилось? (Клюет снегирь рябину)
(Спрашиваю несколько человек).
- А сейчас что получится?
(Спрашиваю несколько человек).
- Вот мы с вами и придумали рассказ. А как вы думаете, малышам будет интересен рассказ без картинок? (Не интересен) Поэтому я предлагаю вам сделать к нашему рассказу картинки. А кто знает, как называются картинки в книге? (иллюстрации). (Повторение нового слова несколько раз индивидуально).
- Я предлагаю вам побыть иллюстраторами. Посмотрите еще раз на свои фишки на стульях и займите столы с такими же фишками. Пальчиковая гимнастика «Снежок».
Раз, два, три, четыре, пять,
(Загибают пальчики по одному)
Мы во двор пошли гулять.
(«Идут» по столу указательными и средними пальчиками)
Бабу снежную лепили,
(Лепят комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили,
(Крошащие движения всеми пальчиками)
С горки мы потом катались,
(Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А еще в снегу валялись.
(Кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли.
(Отряхивают ладошки)
Съели суп, и спать легли.
(Движения воображаемой ложкой; руки – под щеку).
1 стол делает аппликацию из ваты «Берлога медведя».
2 стол делает аппликацию из ваты «Шубка зайца»
3 стол делает рябинку из пластилина.
Соединяем страницы.
4. Заключительная часть.
Рефлексия.
- Ребята, посмотрите, что это мы сделали? (книгу) А придумали что? (рассказ). Давайте его прочитаем. (Вызываю одного ребенка с указкой.) А для кого мы сделали эту книгу и написали рассказ? (для малышей) Да, мы сегодня сделали очень доброе дело, поступили, как настоящие друзья и теперь я предлагаю вам пойти к малышам и подарить им эту книгу.