наталия жохова
Конспект ОД логопеда с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи «Мой город. Ярославль»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
образовательной деятельности
учителя – логопеда
по развитию лексико-грамматического строя и связной речи
с детьми старшего дошкольного возраста.
тема «Мой город»
Подготовила:
Учитель-логопед
МДОУ д/с №140
Жохова Н. Н.
02.04.2019г.
Цель организованной образовательной деятельности:
активизировать словарь по лексической теме «Мой город»
Задачи образовательных областей:
Речевое развитие :
Публикация «Конспект ОД логопеда с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи „Мой город, Ярославль“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Мой родной город. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
• Обогащать словарный запас детей
• Развивать умение связно высказывать свое мнение
• Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими.
Познавательное развитие :
• Формировать устойчивый интерес к родному городу;
• Способствовать углублению и обобщению имеющихся представлений воспитанников о родном городе;
• Развивать логическое мышление.
• Развивать мелкую моторику.
Социально-коммуникативное развитие :
• Развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность;
• Побуждать умение включаться в совместную деятельность.
Физическое развитие :
• Совершенствовать двигательную активность, общую моторику
Коррекционные задачи:
• развивать навыки коммуникативной стороны речи;
• совершенствовать лексико-грамматический строй речи, качество произношения фонем русского языка, учить правильно образовывать однокоренные слова, согласовывать числительные с существительными, активизировать словарь антонимов, развивать связную речь.
Предполагаемый результат: формирование умения грамматически правильно выражать мысли о родном городе
Образовательная область: речевое развитие.
Виды деятельности: познавательно- исследовательская, коммуникативная,
Форма образовательной деятельности: совместная деятельность взрослых и детей в организованной-образовательной деятельности
Форма организации детей: групповая
Формы организации совместной деятельности: игровая мотивация, беседа, объяснение, вопросы к воспитанникам, рассказ, физкультминутка, показ слайдов, самоанализ воспитанников.
Интеграция областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Предварительная работа:
• Беседы с детьми о городе
Разучивание: тематической физкультминутки, пальчиковой гимнастики.
Оборудование: карта (картинка – схема, разноцветные фишки (кружочки, картинки для работы над родственными словами, картинки для составления описательного рассказа
Ход организованной образовательной деятельности:
1. Объявление темы.
Утром Солнышко встает, (Руки поднять вверх).
Всех на улицу зовет (Сгибать руки в локтях к груди).
Выхожу из дома я: (Показать рукой на себя).
«Здравствуй, улица моя!» (Выпрямить руки в стороны).
Здравствуй, Родина моя! (Взять друг друга за руки).
- Ребята, скажите, что такое Родина?
(ответы детей)
У каждого из вас есть своя малая Родина – город, в котором вы живёте.
Как называется наш город?
- Ярославль
- Сегодня мы с вами побеседуем о нашем городе. Это будет интересно!
В городе много различных зданий, чтобы их назвать загадки нужно отгадать.
Стоит дом, дети в нём,
Играют, веселятся,
Рисуют, поют,
И в целом чудесно,
В нём дети живут!
(Детский сад)
Тут на каждом этаже
Побывали мы уже.
Вот внизу - регистратура,
Врач лечебной физкультуры
И массажный кабинет.
А пройдёте коридор -
Там табличка "Доктор ЛОР".
(Поликлиника)
2. Зарядка для пальчиков.
Люблю по городу шагать, (шагают по кругу)
Люблю смотреть, (изобразить «бинокль»)
Люблю считать. (шевелят пальчиками)
Площадь – раз, (загибают пальчики по — одному, начиная с большого)
А «Дом торговли» — два,
Три – фонтан-удалец,
Четыре – Ледовый наш дворец.
Пять – по парку я гуляю,
Всякий уголок в нем знаю.
Шесть – на стадион хожу,
Там с коньками я дружу.
Семь – конечно, детский сад,
Сюда хожу пять дней подряд.
Восемь – детская площадка,
Здесь качели и лошадка.
Девять – «Фантик» магазин,
Много ярких там витрин.
Десять – это школа, дети!
Узнаешь там про все на свете!
Очень любим мы наш город (поочередно переставляем кулачки)
Он, красив, хорош и молод! (хлопки)
3. Дидактическая игра «Экскурсия по городу».
Возьмём карту и отправимся на экскурсию по городу, а если потеряемся, нас выручат слова-помощники: между, справа, слева. Двигаться будем по строчкам, направление подскажут стрелки.
- Ребята, назовите, что находится на первой строчке сверху.
(ответы детей)
- Закройте все картинки с изображением беседки синими кружочками,
Посчитайте их.
- одна беседка, две беседки…пять беседок.
- Внимание! потерялась! Я в беседке между театром и цирком (дети снимают кружок с картинки)
- Какое слово помогло объяснить, где я нахожусь.
Игра продолжается с использованием слов: справа, слева.
4. Физминутка.
Мы по городу шагаем (шаг на месте)
То, что видим, называем:
Светофоры и машины (поворот головы влево)
Ярмарки и магазины (поворот вправо)
Скверы, улицы, мосты
И деревья и кусты! (Потянулись вверх — присели)
Назови, что видишь
Я вижу театр
Я вижу больницу
Я вижу цирк…Как можно назвать одним словом всё, что вы перечислили…- здания. Все здания в городе расположены на улицах. Улиц в городе много, все они разные.
5. Игра с мячом “Скажи наоборот”.
Логопед начинает предложение, а дети заканчивают.
Одна улица новая, а другая улица старая.
Одна улица узкая, а другая улица широкая.
Одна улица ближняя, а другая улица дальняя
Одна улица длинная, а другая улица короткая.
Одна улица светлая, а другая улица темная.
Одна улица грязная, а другая улица чистая.
Одна улица «веселая», а другая улица «грустная».
Одна улица тихая, а другая улица шумная.
Одна улица большая, а другая улица маленькая.
–Знаете ли вы, почему место, где живет много людей, называется городом? Давайте мы произнесем слово «город» медленно, вслушаемся в это слово. В давние времена велись частые войны за землю. Чтобы защитить себя от врагов люди огораживались высокими заборами, а потом ставили крепости. Вы слышите в словах «огородить», «огораживались» знакомое слово? (Ответы детей) Да, это слово «город». С тех пор огороженное место называют городом. Так от старинного слова «град» образовалось современное слово «город».
6. Игра «Семейка слов» подбор родственных слов к слову «город».
Соберите родственную семейку слов к слову «город». Дети называют родственное слово, на доске появляются картинки (в центре получившейся из картинок фигуры - изображение-город Ярославль)
Большой город, а маленький ….(городок)
Житель города (горожанин)
Дом за городом …. (загородный)
Название старинной игры … (городки)
Полицейский в старые времена (городовой)
Огороженное место, где выращивают овощи (огород)
Ограда из жердей и прутьев (изгородь)
Территория за границей города (пригород)
Все эти слова образовались от слова «город».
Это слова родственники. Послушайте внимательно, если услышите родственное слово – кладите на гусеницу зелёный кружок, лишнее слово – кружок красный.
- город, загородный, грибной, городок, городовой, изгородь, грозовой. Для каких слов вы выбрали красные круги? Поясните, почему слова «грибной» и грозовой лишние.
7. Составление описательных рассказов о городе
– Ребята, расскажите, пожалуйста, о нашем городе. А чтобы при рассказе ничего не забыть, предлагаю из картинок-помощников составить схему этого рассказа.
Первая картинка будет обозначать название нашего города.
Вторая – герб города.
Третья – расскажет о достопримечательностях и поможет назвать их.
Четвёртая- назовёт ваше самое любимое место в городе.
Пример рассказа:
Мой город – Ярославль. На гербе города изображён медведь, стоящий на задних лапах. Мой город очень красив : много зелени, цветов и парков. В моём городе есть театр, цирк, зоопарк, колесо обозрения и много детских площадок. Больше всего я люблю парк развлечений, потому что там всегда весело, интересно, можно зайти в кафе и поесть мороженое.
Итог занятия.
О чем мы сегодня говорили? Что вам больше всего понравилось?