зоя калинкина
Конспект НОД по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста «Рассматривание картины «Не боимся мы мороза»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности
с использованием элементов ТРИЗ с детьми старшего дошкольного возраста.
Рассматривание картины «Не боимся мороза» комплект развитие речи в ДУ.
(интеграция образовательных областей – «социализация», «коммуникация»)
Задачи:
Связная речь:
совершенствовать диалогическую форму речи;
Публикация «Конспект НОД по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста „Рассматривание картины „Не боимся мы мороза“» размещена в разделах
- Зима
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
формировать умение рассказывать о содержании сюжетной картины.
Словарь:
обогащать речь детей прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов;
упражнять в подборе слов с противоположным значением.
Грамматика:
упражнять в образовании однокоренных слов (заяц-заячий, лиса-лисий, волк-волчий, ворона-вороний, санки-санный).
ЗКР:
формировать умение различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: с – з, л – р.
Предварительная работа
Беседы о приметах зимы. Разгадывание загадок, чтение стихотворений, рассказов, рассматривание иллюстраций о зиме. Рисование зимних пейзажей.
Материалы:
Картины «Катаемся на санках, «Не боится мороза» (Комплект «Развитие речи в ДОУ»; игрушка Обезьянка; предметные картинки : ёлка, снег,, девочка, мальчик, перчатки, шляпа,, сапоги, шапка, варежки, куртка, сапожки, шарф, штаны, санки, мишка, ботинки, веревка, пуговица, воротник.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Дети сидят за столами.
Раздается стук. Вносится игрушка Обезьянка.
Обезьянка : Мои друзья прислали письмо.
СЛАЙД ПИСЬМО
В нем рассказывается о зиме, но я так ничего и не поняла. Может быть, мне ваши ребята помогут?
Воспитатель: Ребята, Обезьянка Анфиса живет в стране, где зима теплая, без снега, где круглый год светит солнце, и в этой стране очень жарко. Анфиса ни разу не видела снега, никогда не каталась на санках.
Воспитатель приглашает Обезьянку остаться.
Воспитатель: Какое сейчас время года?
Дети: Зима.
СЛАЙД ЗИМА
Воспитатель: Назовите приметы зимы.
Дети: Снег, холодно, голые кустарники, деревья, перелетные птицы улетели, день короткий, люди одеты тепло…
Проводится развивающая игра «Хорошо-плохо».
Воспитатель: Что хорошее вы знаете о зиме?
Ответы детей.
Воспитатель: Что зимой может быть плохо?
Ответы детей.
После игры выставляется картина «Не боимся мороза».
СЛАЙД КАРТИНА «НЕ БОИМСЯ МОРОЗА»
Воспитатель (обращается к Обезьянке) :
Сейчас ребята посмотрите на картину. Постарайтесь увидеть все, что изображено на этой картине,а могут только очень внимательные и зоркие ребята. Возьмите ваши «бинокли» (руки поднести к глазам, пальцы сложить вместе, скруглить).
Используем метод фокальных объектов.
Воспитатель: Что вы видите на картине?
Дети называют все, что увидят на картине в «бинокли». Воспитатель на магнитной доске выкладывает названные детьми предметные картинки, которые подготовлены заранее.
Воспитатель: Молодцы!
Обезьянка: Какие внимательные ребята…
Воспитатель: Да! Ребята у нас внимательные. И сейчас ты в этом ещё раз убедишься.
Вносится картина «КАТАНИЕ НА САНКАХ».
СЛАЙД КАРТИНЫ «КАТАНИЕ НА САНКАХ».
Воспитатель: Ребята, внимательно рассмотрите картины, сравните их и скажите, чем они отличаются и, чем они похожи. (Ответы детей)
Обезьянка: Я поняла. Зима – это, когда холодно, идет снег, все одеты тепло. … Но мне совсем не понятно, что же такое санки и для чего они нужны?
Ответы детей (санки нужны, чтобы кататься на них).
СЛАЙД САНКИ
Воспитатель: Как по-другому можно назвать санки? (салазки, саночки, каталочки). Давайте вспомним потешку, где упоминаются саночки.
Потешка.
Ты мороз, мороз, мороз,
Не показывай свой нос!
Уходи скорей домой,
Стужу уноси с собой.
А мы саночки возьмем,
Мы на улицу пойдем.
Сядем в саночки – самокаточки.
Физминутка:
П/и «Два Мороза»
Воспитатель: Видишь, Обезьянка, как много ребята знают и умеют. Давайте научим нашу гостью играть в игру «Наоборот». Наши саночки катились быстро, а как сказать наоборот? (назвать слово, противоположное по смыслу).
Быстро – медленно
Легко – тяжело
Весело – грустно
Упал – встал
Жарко – холодно
После игры обратить внимание детей на то, что на картине «КАТАНИЕ НА САНКАХ» изображены следы.
СЛАЙД САННЫЙ СЛЕД
Воспитатель: Поиграем в слова. Как назовем следы?
СЛАЙДЫ КАРТИНКИ ЖИВОТНЫХ
След зайца – заячий
След лисы – лисий
След волка – волчий
След тигра – тигриный
След лося – лосиный и т. д.
Игра «Подбери след»
СЛАЙД ИГРЫ
Воспитатель: Молодцы! А сейчас давайте, внимательно послушайте и скажите, какой одинаковый звук слышится в словах: санки, снеговик, след, съехал, снег, снежинка (с); горка, быстро, варежки, веревка (р).
МОЛОДЦЫ! Анфисе так понравилось, как вы занимались и она решила подарить вам медали!
Воспитатель подводит итог, хвалит детей, приглашает Анфису погостить в детском саду.