Оксана Осипова
Опыт работы «Работа с детьми старшего дошкольного возраста по развитию грамматически правильной речи»
▼ Скачать + Заказать документы
В соответствии с планом работы МБДОУ детского сада №2 на 2018-2019 учебный год, с целью организации работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию грамматически правильной речи, мною были определены следующие задачи:
- исправление грамматических ошибок в устной речи детей;
- совершенствование синтаксической стороны речи детей;
Публикация «Опыт работы „Работа с детьми старшего дошкольного возраста по развитию грамматически правильной речи“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- ознакомление их с некоторыми общеупотребительными словосочетаниями; - обучение распространению предложений и составлению сложных предложений;
- предупреждение грамматических ошибок морфологического порядка - тренировка детей, в употреблении трудных морфологических категорий;
- использовать то или иное грамматическое средство в собственной речи, говорить так, как говорят другие;
- оценить грамматическую правильность речи, определить, можно или нельзя, так сказать.
Работу начала с изучения литературы по данной проблеме (О. С. Ушакова «Занятия по развитию речи в детском саду»; методическое пособие Т. Б. Филичева, А. В. Соболева «Развитие речи дошкольника»; игры с буквами и словами В. Волиной «Праздник букваря»; А. И. Максаков «Правильно ли говорит ваш ребенок»., составила план работы с детьми и родителями воспитанников, подготовила развивающую предметно-пространственную среду.
Для реализации поставленных задач использую самые разнообразные формы и методы работы : игры и упражнения с грамматическим содержанием организуются один раз в неделю, как часть занятия и ежедневно во второй половине дня в игровой форме. В процессе обучения даю детям сопоставление начальной и косвенной формы слова, подчеркиваю интонационную разницу в звучании окончаний слов (топор – топором, лети – летит – летят, соотнесения вопроса с существующей грамматической формой (какой – голубой, какая – голубая, какое – голубое).
Работая над пониманием предлогов, сначала направляю внимание детей на значение этих «маленьких слов» в словосочетаниях, на различное звучание этих слов в зависимости от их значения. В группе в игровой форме часто использую упражнение на распространение предложений, согласование подлежащего и сказуемого, постановку логического ударения, на составления предложения по слову, по структурной схеме. Так, например, это видно при проведении игры «Живые слова» - где ребенок в элементарной форме осознает словесный состав предложения и делает произвольный процесс его составления, т. е. ребенок понимает, что речь состоит из предложений, предложения – из слов, слова – из слогов и звуков, вырабатывается осознанное отношение к речи, создает основу для усвоения грамоты. Так же использую прием, как составление коллективного письма (ребенок диктует – взрослый записывает) помогает совершенствованию синтаксической структуры предложений, что является необходимой для развития связной речи.
Для активного употребления в речи детей прилагательных и глаголов провожу следующие игры, как с мячом, так и с применением предметных и сюжетных картинок: «Кто как разговаривает?» (корова – мычит, тигр -, ….); «Наоборот» - закрепление употребления в речи детей слов-антонимов; «Что происходит в природе?» - употребление в речи глаголов, согласование слов в предложении ( тема: «Весна» - солнце – что делает? – светит, греет; ручьи – бегут, журчат); «Кто чем занимается?» - закрепление знаний детей о профессии, обогащение глагольного словаря детей; «Из чего сделано?» - закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования; «Чья голова, чей хвост?» - расширение словаря за счет употребления притяжательных прилагательных; «Подбери слово близкое по значению» - закрепление употребление в речи детей слов - синонимов.
Использую игры и упражнения для образования существительных с увеличительными, уменьшительными, ласкательными суффиксами и улавливание оттенков в значениях слов: игра «Назови ласково» - закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Использую в своей работе по развитию грамматического строя речи игры : «Веселый счет» - закрепление в речи согласования существительных с числительными; «Кто кем был?» - образование имен существительных творительного падежа; «Чего ни стало?» - образование имен существительных родительного падежа ед. или мн. числа. «Один – много» - закрепление в речи детей различных типов окончаний имен существительных; «Лови да бросай – цвета называй» - согласование прилагательных с существительными мужского, женского и среднего рода; «Четвертый лишний» - закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.
С целью распространения педагогического опыта были проведены консультации для педагогов ДОО «Дидактические игры и упражнения по формированию грамматического строя речи в дошкольном возрасте», «Организация РППС для развития грамматической стороны речи детей дошкольного возраста», открытый показ НОД для детей подготовительной группы «Закрепление знаний детей по формированию грамматического строя речи».
В группе создана предметно-развивающая среда по данному направлению в доступном для детей месте. Для родителей оформлены памятки и буклеты на тему: «Развиваем речь детей», «Формируем речь»; папки-передвижки с консультациями: «Родителям о речи ребенка», «Почитай мне, мама», «Учим стихи», «Правильно говорит ли ваш ребенок?».
В процессе работы над годовой задачей были определены перспективы на будущее:
- активизировать работу с родителями по формированию грамматической правильности речи у старших дошкольников в процессе совместных бесед;
- создание благоприятной языковой среды, дающей образцы грамотной речи;
- повышение речевой культуры взрослых;
- специальное обучение детей трудным грамматическим формам, направленное на предупреждение ошибок;
- формирование грамматических навыков в практике речевого общения;
- исправление грамматических ошибок.