Елена Коробко
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Свойство дерева»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Познакомить детей со свойствами дерева.
Задачи:
• Расширение представлений детей о дереве, его свойствах.
• Развитие умений определять существенные признаки и свойства
материала, его особенности в сравнении с другими материалами.
• Развивать умение делать выводы.
• Воспитывать в детях бережное отношение к предметам, сделанным
из дерева.
Материал и оборудование:
-письмо от Буратино;
-предметы из стекла, металла, пластмассы, дерева;
Публикация «Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе „Свойство дерева“» размещена в разделах
- Дерево. Свойства дерева
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Средняя группа
- Темочки
- деревянный брусок на каждого ребенка;
-камень;
-стаканчик с водой;
- спички на каждого ребенка;
- гвоздь на каждого ребенка;
-деревянная и металлическая ложка на каждого ребёнка;
-игрушки из дерева;
-пиктограммы-свойства дерева;
Предварительная работа:
- Отгадывание загадок, ребусов о деревьях и предметах из дерева;
-Наблюдение за деревьями;
Ход НОД:
- Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте дружно поздороваемся (Здравствуйте).
- А теперь давайте поприветствуем друг друга:
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!
- Ребята, сегодня утром, зайдя в группу, я увидела на столе письмо, оно адресовано вам.
- Как Вы думаете, от кого это письмо? (на письме наклеен Буратино).
-Правильно ребята, от Буратино. Вот, что он нам пишет: «Дорогие ребята! Я знаю, что вы маленькие исследователи-испытатели, вы изучаете разные свойства предметов. И я хочу, чтобы вы изучили волшебные свойства дерева, для меня это очень важно.
- Ребята, как вы думаете, почему Буратино так интересуют свойства дерева?
(Буратино сделан из дерева) Значит, он какой? (деревянный).
идактическая игра "Найди деревянные предметы"
- Посмотрите у меня на столе лежат разные предметы, вам нужно выбрать и положить в корзину только предметы, которые сделаны из дерева.
- А какие предметы из дерева вы видите в группе?
Дети называют деревянные предметы.
- Из чего делают деревянные предметы? (из деревьев)
- Хотите узнать, на самом ли деле дерево обладает волшебными свойствами?
(Да).
- Мы сейчас отправимся в лабораторию. В лаборатории проводят опыты и
эксперименты.
А на чем можно отправиться в лабораторию?
(ответы детей)
Давайте тогда представим, что мы с вами в поезде (дети встают по кругу друг за другом).
Приготовились, слушаем сигнал отправления (звучит гудок паровоза, поехали.
Физминутка
У меня есть паровозик. Ту-ту (рука на верх) Чух-чух! (локоть в бок)
Он меня по рельсам возит. Ту-ту! Чух-чух
А теперь нажму на кнопку, Ту-ту! Чух-чух!
Чтобы сделать остановку. Чух-чух-чух-чух! (медленно).
- Вот ребята мы очутились с вами в самой настоящей научной лаборатории.
Можно я на правах старшей по возрасту возьму на себя роль заведующей лабораторией? А вы будите научными исследователями.
Оденьте, пожалуйста, фартуки, пройдемте в лабораторию к нашим исследованиям.
Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать правила поведения в лаборатории, я вам их сейчас зачитаю:
Правило№1. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.
Правило№2. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.
Правило№3. Содержимое сосудов не пробовать на вкус.
Правило№4. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал- убери на место.
Правило№5. Помни — некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых.
Ну, что исследователи вы готовы к экспериментам? (ДА)
Садимся за стол.
Опыт «Тонет – не тонет»
- Как вы думаете, дерево тонет в воде или нет?
Давайте с вами проведём эксперимент и посмотрим – утонет оно или нет?
Возьмите камень и опустите его в воду.
- Что вы видите? (он утонул)
А теперь возьмите деревянный брусок и опустите его в воду.
Что можно сказать о деревянном бруске? Он тонет или нет?
(Проделав опыт, дети делают вывод: дерево лёгкое, плавает в воде.)
- Да, ребята, дерево в воде не тонет. Где человек использует это свойство?
(Люди строят из дерева лодки, корабли)
- Как вы думаете, Буратино утонет в воде или нет?
Опыт «Теплопроводность»
-Интересно, Буратино мерзнет зимой? (ответы детей)
Давайте это проверим.
У вас на столах деревянные и металлические ложки. Приложите
деревянную ложку к одной щеке, а металлическую - к другой. Что вы
почувствовали, где холоднее?
Значит, дерево удерживает тепло и не пропускает холод, поэтому из него
строят теплые деревянные дома.
Опыт «Ломается – не ломается»
- Потрогайте дерево. Оно мягкое или твердое? (Дерево на ощупь твердое.)
- Возьмите в руки гвоздь и попробуйте его сломать. (Не ломается)
Значит, он какой? (Прочный).
-Попробуйте сломать спичку (деревянную палочки). Что можно сказать? (Спичка хрупкая, значит, дерево можно сломать.)
Вывод: деревья и деревянные предметы могут сломаться, обращаться с
ними нужно аккуратно, не ломать.
Дерево мягче металла, оно легко поддаётся обработке.
Вот почему люди придумали и сделали так много различных деревянных
предметов. Из дерева можно вытачивать, выпиливать, вырезать различные
предметы.
- Какие игрушки из дерева вы знаете?
-Ребята, давайте мы с вами не много разомнемся, встаем возле своего стульчика.
Физминутка «Ветер дует нам в лицо.»
Ветер дует нам в лицо, (движения руками к себе)
Закачалось деревцо, (покачивания поднятыми руками)
Ветерок все тише-тише - (постепенное приседание)
Деревцо все выше-выше, (встать, потянуться на носочках)
-Ребята, как вы думаете, что будет с деревом, если оно долго пролежит в воде?
Опыт «Влагостойкость»
-Давайте достанем деревянный брусок из воды.
- Посмотрите, что с ним произошло. Оно потемнело и разбухло.
Почему это произошло? Дерево долго лежало в воде и впитало воду.
Вывод: дерево поглощает влагу и от этого портится.
Поэтому деревянными предметами лучше пользоваться в помещениях, чем на улице.
- Как помочь деревянным предметам не испортиться? (Их красят)
-Вот почему скамейки, песочница, машинка на нашем участке окрашены.
-Скажите, а зачем людям знать свойства дерева?
(Люди узнают свойства дерева для того, чтобы знать, как его обрабатывать и что из него делать.)
Да, ребята, людям необходимо знать свойства дерева, чтобы сделать вот
такие красивые предметы (показ). А чтобы они долго служили людям, надо
бережно относиться к ним. Я думаю, что вы все будете бережно относиться ко всему, что сделано из дерева.
- Ребята мы сегодня провели с вами опыты. Скажите вам понравилось проводить опыты? (ответы детей?
- Ну что ж ребята нам пора возвращаться в детский сад.
Физминутка
У меня есть паровозик. Ту-ту (рука на верх) Чух-чух! (локоть в бок)
Он меня по рельсам возит. Ту-ту! Чух-чух
А теперь нажму на кнопку, Ту-ту! Чух-чух!
Чтобы сделать остановку. Чух-чух-чух-чух! (медленно).
Вот мы и вернулись в наш любимый детский сад!
Рефлексия.
- Давайте расскажем Буратино, где мы с вами побывали? Что мы там делали? Какие же волшебные свойства дерева мы узнали, проделав опыты. Давайте ещё раз повторим их. (повторяют по пиктограммам свойства дерева).