Виктория Искра
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Дикие животные и их детеныши»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
создать условия для закрепления знаний детей о диких животных, их детенышах, о месте проживания и активизировать словарь по данной теме.
Задачи:
Образовательные:
- создать условия для приобщения к процессу познания и побуждения интереса к предлагаемой деятельности
Развивающие:
- создать условия для развития мелкой моторики пальцев (пальчиковая гимнастика, зрительной гимнастики глаз (электронная гимнастика).
Воспитательные:
- создать условия для продолжения формировать бережный интерес к живой природе;
Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности в средней группе „Дикие животные и их детеныши“» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2018
- создать условия для воспитания слушать друг друга.
Тип занятия: обобщающее
Форма занятия: групповое
Продолжительность занятия: 20 минут
Участники: воспитатель и дети
Возраст детей : 4-5
Оборудование: ноутбук с мультимедийной презентацией «Дикие животные», картинки с изображением диких животных и их детенышей.
Предварительная подготовка:
Рассматривание картин с изображением диких животных и их детенышей, чтение художественной литературы о диких животных, рассказ воспитателя, беседа, отгадывание загадок, дидактические игры «Дикие животные и их детеныши», «Отгадайка», «Кто лишний?», «Кто где живет?», «Мамы и их детеныши», «Звери спрятались в лесу», «Кто кем будет?», «Составь картинку».
Демонстрационный материал: презентация, картинки на тему: «Дикие животные», «Домашние животные» ,«Кто где живет?», «Назови детенышей».
Раздаточный материал: картинки диких животных, домашних животных.
Методы и приемы: словесный, наглядный, практический, игровой, сюрпризный момент, создание волшебной ситуации.
Ход занятия.
Структура занятия:
Этап занятия
Содержание
Время
1 Вводная часть
Организационный момент.
Создание проблемной ситуации.
2-3 мин.
2. Основная часть
Решение проблемной ситуации.
12-15мин.
3. Заключительная часть
Итог занятия.
2-3мин.
Ход занятия:
Вводная часть:
Дети входят, встают вокруг воспитателя.
Воспитатель: Здравствуйте ребята. (Дети здороваются)
Воспитатель: Ребята давайте улыбнемся и пожелаем хорошего настроения друг другу. (Дети передают друг другу мяч, желая хорошего настроения).
Воспитатель: Ребята, нам в группу сегодня пришла телеграмма.
Сейчас я вам прочитаю:
«Срочно приходите,
Срочно помогите!
Происходят чудеса,
Не поделим мы леса.
Нас волшебник напугал,
Нас он всех заколдовал.
Мы забыли, кто мы есть,
Что нам пить и что нам есть.
Выручайте, приходите
И нас срочно помирите!»
Жители леса.
Основная часть:
Воспитатель:-
-Ну что, отправимся на помощь к животным?
Чтобы отправиться на помощь, мы с вами должны вспомнить, какие животные живут в лесу.
(Воспитатель выставляет картинки на доске заяц, лиса, волк, медведь, белка, лось, еж.)
Воспитатель:
-Скажите, как называют животных, которые живут в лесу?
- Дикие животные
Воспитатель:
-А как вы думаете, почему их так называют?
- Потому, что эти животные живут в лесу, сами о себе заботятся, сами добывают себе еду.
Пальчиковая гимнастика
На лужок пришли зайчата,
Медвежата, барсучата,
Лягушата и енот:
На зелёный, на лужок,
Приходи и ты, дружок. (Сгибание пальчиков в ритм потешки)
Беседа и показ слайдов по теме «Дикие животные»
Воспитатель: Мы в волшебном лесу и пора познакомиться с лесными жителями – дикими животными.
Цель: расширение и уточнение словаря по теме, обогащение знаний, зрительных образов.
Воспитатель: Это ЛОСЬ – дикое животное. Тело покрыто коричневой шерстью. На голове – большие красивые рога. Ноги – длинные, сильные. Детёныша лосей называют ЛОСЁНОК.
Это МЕДВЕДЬ – тоже дикое животное, ХИЩНИК. Медвежья шерсть коричневого цвета, так же в природе живут медведи шерсть у которых белая, чёрная. Тело у медведя большое, мощное с маленьким хвостиком и маленькими ушками на голове. Лапы у медведя короткие и толстые. Всю зиму медведь спит в БЕРЛОГЕ. В медвежьей семье появляются детёныши – МЕДВЕЖАТА.
Это ВОЛК – дикое животное, ХИЩНИК. Волк похож на крупную собаку, Тело волка покрыто серой шерстью, но в природе встречаются и белые, и чёрные волки. Живут волки в логове, а детёныши волков – ВОЛЧАТА.
Это ЛИСА – дикое животное, ХИЩНИК. Лисья шерсть оранжевого цвета, а грудка и кончик пушистого длинного хвоста – белые. Живут лисы в норах. Детёнышей лисы называют – ЛИСЯТА.
Это – ЗАЯЦ – дикое животное. Уши у зайца длинные, а хвостик – короткий. Задние лапы длиннее и сильнее передних. Летом заячья шерсть серая. А зимой – белая. В семье зайцев тоже появляются детёныши – ЗАЙЧАТА.
Это ЁЖ – дикое животное. У ежа маленькая острая мордочка, маленькие ушки, короткие ножки. Тело ежа покрыто серыми иголками (колючками) – для защиты от хищников. Детёнышей ежа называют – ЕЖАТА.
Это БЕЛКА – дикое животное. Тело белки покрыто шерстью. На голове у белки ушки с кисточками на концах. Беличий хвост длинный, пушистый. Белка живёт в дупле дерева. Там же у неё появляются детёныши – БЕЛЬЧАТА.
Дидактическая игра «Отгадайка»
-Комочек пуха,
Длинное ухо,
Прыгает ловко,
Любит морковку. (заяц)
Лежала между ёлками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала. (еж)
Рыже-огненный комочек,
С хвостиком как парашют,
По деревьям быстро скачет,
Был он там…
Теперь уж тут.
Быстрый он как стрелочка.
Так ведь это… (белка)
Рыжая плутовка
Спряталась под ёлкой.
Зайца ждёт хитрюга та.
Как зовут её?. (лиса)
Все время по лесу он рыщет,
Он в кустах кого-то ищет.
Он из кустов зубами щелк,
Кто скажите это? (волк)
Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовет? (медведь)
Подвижная игра «Ребятки-зверятки»
Цель: развитие общей моторики, координации движений со словами, вызвать положительные эмоции.
Воспитатель: Медвежонок-топ-топ (топают)
А лосёнок – хлоп-хлоп (хлопают)
А волчонок щёлк-щёлк (руками изображают пасть волка)
А зайчонок – скок-скок (скачут)
А рысёнок – прыг-прыг (прыгают)
И бельчонок – прыг-прыг
А лосёнок – дрыг-дрыг (дрыгают ногами поочерёдно)
А ежонок шмыг-шмыг (шмыгают носиком)
Вот как весело играть с ребятками-зверятками.
Молодцы!
- А теперь отправимся в лес.
Воспитатель: Ребята, а мы с вами отправимся в лес с помощью волшебного заклинания. Подойдите ко мне, сейчас я вас накрою волшебным платком и произнесу заклинание: «Раз, два три - в лес ребят перенеси». Вот мы и в лесу. Закроем глазки и внимательно послушаем звуки леса (Звучит мелодия «Звуки леса»).
- Что же вы слышите? - Шум деревьев, щебетание птиц.
- Ребята, какой чудный запах! Вы были когда-нибудь в лесу?
- Так пахнет в хвойном лесу. Давайте ровненько встанем, опустим руки, сделаем спокойный вдох,
(пошлем воздух в животик) и скажем вместе на выдохе: Ах, как здесь пахнет! (Повторить 3 раза)
Д/игра «Кто лишний»
(выставляются картинки диких животных и картинка с домашним животным,
дети должны найти картинку лишнюю-с домашним животным и назвать ее.)
Пальчиковая гимнастика
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки.
(хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга)
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
(сгибают по одному пальчику начиная с большого)
Кому в платок,
Кому в зобок,
Кому в лапочку.
(хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга)
Д/и «Кто где живет?»
Воспитатель: Молодцы ребята, нашли всех животных. Но вот посмотрите, животные в телеграмме писали, что волшебник заколдовал их и все перепутал. Посмотрите, всё ли здесь в порядке?
-Давайте поможем животным найти свой домик (На слайде перепутаны картинки – медведь на дереве, лиса в дупле, заяц в берлоге, белка в норе).
-Где живет медведь? – Медведь живет в берлоге.
-Где живет волк? - В логове.
-Где живет белка? - В дупле.
-Где живет заяц? - Под кустом.
- Где живет лиса? - В норе.
Воспитатель: Молодцы ребята! Вот теперь животные довольны, что нашли свои домики.
-А, сейчас поиграем в игру Д/и «Мамы и детеныши»
Воспитатель: Послушайте, стихотворение:
Летним днем, простой тропой,
Звери шли на водопой:
За мамой зайчихой прыгал….
Дети: зайчонок.
Воспитатель: За мамой волчицей топал…
Дети: волчонок.
Воспитатель: За мамой лисицей крался….
Дети: лисенок.
Воспитатель: За мамой медведицей шел …
Дети: медвежонок.
Воспитатель: За мамой бельчихой скакал….
Дети: бельчонок.
Воспитатель: За мамой ежихой плелся ….
Дети: ежонок.
Воспитатель: Детеныши и их мамы очень обрадовались, что вы помогли им избавиться от колдовства злого волшебника и решили поиграть с вашими пальчиками.
Развивающее задание. Обведи в кружок диких животных – красным фломастером, а домашних животных - желтым.
Игра «Звери спрятались в лесу».
Цель: развитие зрительного внимания, памяти, мышления.
Воспитатель: Посмотрите внимательно, какие животные спрятались в этом лесу?
(Изображены фрагменты животных - заячьи уши из-за пенька, беличий хвост в ветвях и т. д.)
Пальчиковая гимнастика.
Кто в лесочке живет?
Кто в лесочке живет?
Под корягой – старый крот,
За горой – лисенок,
В ельнике – лосенок.
Под кустом – лисичка,
На сосне – синичка!
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальцы загибать.
Дидактическая развивающая игра «Кто кем будет?»
Воспитатель: Детёныши животных так разыгрались, что забыли – кто кем будет, когда вырастет. Мы им подскажем.
Дидактическая развивающая игра «Соствь картинку»
(лиса, медведь)
Молодцы! И с этим заданием справились.
Электронная гимнастика для глаз.
Сели правильно, выпрямили спинку, положили руки на коленочки.
Самостоятельная работа. Раскраски. «Найди диких животных которые спрятались за деревьями и раскрась их»
Заключительная часть:
Воспитатель:
- Молодцы ребята, наше путешествие в лес закончилось и нам пора возвращаться в группу. Сейчас я вас накрою волшебным платком и произнесу заклинание: «Раз, два, три – в группу нас перенеси!»
Вам понравилось наше приключение?
-Да
– А что мы делали в лесу? – Помогали диким животным.
– Кому мы сегодня помогли? - Диким животным и их детенышам. (Дети перечисляют)
-Как помогали?
- Ой, посмотрите, что это такое? Дикие животные прислали вам в благодарность за помощь наклейки.