Татьяна Алексеева
Конспект ОД по подготовке к обучению грамоте «Звуки [З], [З’]. Буква «З». Путешествие в Звукоград»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ОД по подготовке к обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности на тему: «Звуки [з], [з’]. Буква З. Путешествие в Звукоград»
Разработал:
Учитель-логопед Алексеева Т. Н.
Елец
Цель: систематизация знаний детей о букве З и звуках З, Зь
Задачи:
Публикация «Конспект ОД по подготовке к обучению грамоте „Звуки [З], [З’], Буква „З“, Путешествие в Звукоград“» размещена в разделах
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2024
Коррекционно-образовательные:продолжать учить определению места звука при помощи цифрового ряда, коррекция звукобуквенного анализа, слухового внимания, продолжать работу над составлением и анализом предложения; развитие звукобуквенного синтеза, навыков плавного чтения, закрепление знаний по теме «Насекомые»
Коррекционно - развивающие:
развивать фонематическое восприятие (дифференцирование звуков[з], [з,] по артикуляторным и акустическим признакам).
Развить звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух, развитие логического мышления
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать положительную мотивацию к учению; развитие любознательности, старательности при выполнении заданий, внимательности.
Оборудование: картинки бабочки, пчелы, кузнечика, мухи, шмеля, саранчи; стилизованная буква З, печатная буква З; полоски бумаги для упражнения «Ветерок», зеркала, слова, написанные «по веревочке», шарики Су-Джок, цифровые ряды
Ход занятия
1. Организационный момент
Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Отдых наш кончается,
Работа начинается.
Усердно будем мы трудиться,
Чтобы чему-то научиться.
Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь, пожелайте друг другу хорошего настроения. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое.
Сегодня мы с вами отправимся в сказочный город Звукоград, где живут разные звуки и буквы, а помогать нам будут насекомые. Они приготовили много заданий и игр.
2. Артикуляционные и дыхательные упражнения
Первое задание от шустрой стрекозы.
Зеркала скорей возьмите,
Язычок свой разомните.
Выполним артикуляционные упражнения.
«Улыбка»
Рот до ушей, показываем зубы.
«Чистим зубки»
Чистим нижние зубки с внутренней стороны.
«Горка»
Улыбаемся, широким языком упираемся в нижние зубы. Ставим язычок горкой.
«Ветерок»
Отложили зеркала, приготовили полоски.
Широким кончиком языка упираемся в нижние зубы. Дуем на полоску бумаги так, чтобы холодный воздух шел посередине языка.
- молодцы! Стрекоза улетела и оставила нам конверт. Здесь слова, послушайте внимательно. Зной, ваза, гроза, Зоя, призы. Подумайте, какой звук есть во всех этих словах? (да, это звук З).
3. Чтение стихотворения с движением, представление звука З.
Я прочту стихотворение о звуке «З-з-з»
Какой волшебный этот звук!
Он может вам напомнить
Звенящий и гудящий луг
И стрекотание стрекозок!
Все насекомые жужжат, стрекочут и звенят.
И мы их песню подпоем,
Ну разве ты не рад?
Ты будешь, Игорь, комаром,
А ты, Алиса, будь стрекозкой.
Сейчас мы – насекомые,
Все зазвенели звонко: з- з – з!
Дети встают, «расправляют крылья» - руки в стороны, «машут ими» и произносят протяжно и звонко : з-з-з
4. Акустический и артикуляционный анализ звука (задания от комара и комарика)
Фонетическая зарядка.
Приготовили зеркала.
• Как звенит большой комар?- З-з-з.
• Какой звук произнесли? [з]
Артикуляционная характеристика.
• Что делают губы, когда произносим этот звук? (Улыбаются)
• Где находится кончик языка? (Внизу) Упирается в нижние зубы.
Боковые края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам.
Попробуйте ощутить струю выдыхаемого воздуха (З-з-з).
• Какая воздушная струя? Она прохладная, идёт посередине языка.
Характеристика по звучанию.
• Встречается ли во рту преграда, когда произносим этот звук? Что мешает произносить свободно? (зубы, язык). Так какой этот звук гласный или согласный? (Согласный).
• Проверим работу голосовых связок.
• Приложите тыльную сторону ладони к горлышку. Произнесите звук (З-з-з).
• Горлышко дрожит или нет? (Дрожит). Так какой же он? (Звонкий).
• Аналогичная работа со звуком [з,]
Фонетическая зарядка.
- Как звенит маленький комарик?
- З,-з,-з,.
- Какой звук произнесли?[з,]
5. Определение места звука З в словах при помощи цифрового ряда
Выставляется картинка с изображением бабочки.
Бабочка-красавица
Порхает над цветами
И заданье предлагает
Нам, ребята, с вами.
Разложите карточки
Цифрового ряда, место звука З в словах
Определить вам надо.
Слова: зонт, газон, ваза, приказы, зубы.
Зрительная гимнастика
Логопед перемещает картинку шмеля (под музыку). Дети следят за плавным перемещением глазами. В конце упражнения - частое моргание глазами (30 секунд)
6. Анализ написания буквы
Посмотрите, ребята, шмель оставил нам картинки (показ стилизованной буквы З)
- На какую букву похожа лужица? (На букву З)
- На что еще похожа буква З? (на цифру 3, на змею, на веревку)
Динамическая разминка
Зазвенела буква З
Озорная буква З, Показ печатной буквы З, дети подняли руки вверх, потряхивают кистями рук, как колокольчиками
И запела: з-з-з, Повороты туловища вправо-влево, рука в кулачке, в виде микрофона
Заревела: Зз-з-з
Звонко вдруг сказала: З. Наклоны вперед, кулачками тереть щёки
Завязала узел З Наклон вперед, «завязывание узелка»
Закружилась з-з-з, Покружиться вокруг своей оси
Заблудилась з-з-з Ходьба по кругу
Закричала з-з-з! Руки в виде рупора
Замолчала…
Вот какая буква З,
Озорная буква З. Танцевальные движения
Е. Рыбак
7. Игровое упражнение «Добавь звук», коррекция звукобуквенного анализа, слухового внимания.
Выставляется картинка с изображением саранчи. Это задание дает нам саранча – насекомое, которое может уничтожить огромные урожаи. А в нашем Звукограде саранча ест не урожай, а звуки в словах. Она съела звук З из каждого слова, вставьте его.
На месте пропущенного звука педагог хлопает в ладоши.
Слова: зонтик, коза, закат, музыка, забота, вазон, зайка, слеза, звезда
8. Упражнение для развития логики с применением шариков Су-Джок
Упражнение выполняется на ковре в позе «Сидя на коленях, с прямой спиной», в руках шарики Су- Джок
Пчелка трудится весь день,
И работать ей не лень.
От цветка летит к цветку,
Клеит на брюшко пыльцу.
Хоботком нектар сосет, за день много соберет. (Складываем шарики в корзину)
Трудилась пчелка умная,
Летала, размышляла.
Заданье очень трудное
Она вам сочиняла.
Игра «Кто лишний?»
- Надо в этой игре понять, кто же лишний и объяснить почему.
1) Ласточка, воробей, шмель
2) м-моль, м-муха, м-мотылек, бабочка
3)муха, пчела, комар (пчела – полезное насекомое)
9. Игра «увеличим количество слов в предложении» (составление и анализ предложения)
Игра выполняется в положении «Стоя с прямыми спинками»
Выставляется картинка мухи.
- Муха предлагает нам составить предложение со словом «МУХА». Мы будем постепенно увеличивать его и подсчитывать количество слов. Например: Муха жужжит– два слова.
Увеличим это предложение на одно слово: муха громко жужжит. (3 слова)
Теперь увеличим это предложение на два слова: Муха громко жужжит за окном. (5 слов)
А теперь - на три слова:
Большая муха громко жужжит за моим окном. (7 слов)
10. Занимательное чтение (развитие звукобуквенного синтеза, навыков плавного чтения)
Выставляется картинка кузнечика
К нам прискакал кузнечик,
Совсем как человечек.
Он загадал загадку и ждет теперь отгадку:
«Три миленьких подружки
Играли на опушке,
То в шахматы, то в салки,
То в прятки, то в скакалки.
Уж если трудно угадать,
То по веревочке читать
Никто не может запретить,
Ну ладно, так тому и быть»
Читаем «по веревочке» от буквы к букве слова коза, мышка, муха.
11. Итог занятия
Вот и закончилось наше с вами путешествие по Звукограду. Ребята, кто сегодня загадывал нам различные загадки и предлагал интересные игры?
- Каких насекомых мы встретили? О каких звуках мы сегодня говорили на занятии?
Что вы можете рассказать о звуке З (зь? О букве З?
Литература:
Волина В. В. Учимся инрая. М. : Новая школа, 1994
Дорофеева А. М. Уроки грамоты. М. : Мозаика-Синтез, 2000
Рыбак Е. В. Северное солнышко: песни, игры для дошкольников. Архангельск. АО ИППК, 1996
Шумаева Д. Г. Как хорошо уметь читать! Спб. : Детство- Пресс, 2000