Приложение МААМ

Конспект ОД по подготовке к обучению грамоте «Звуки [З], [З’]. Буква «З». Путешествие в Звукоград»

Татьяна Алексеева
Конспект ОД по подготовке к обучению грамоте «Звуки [З], [З’]. Буква «З». Путешествие в Звукоград»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект ОД по подготовке к обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности на тему: «Звуки [з], [з’]. Буква З. Путешествие в Звукоград»

Разработал:

Учитель-логопед Алексеева Т. Н.

Елец

Цель: систематизация знаний детей о букве З и звуках З, Зь

Задачи:

Публикация «Конспект ОД по подготовке к обучению грамоте „Звуки [З], [З’], Буква „З“, Путешествие в Звукоград“» размещена в разделах

Коррекционно-образовательные:продолжать учить определению места звука при помощи цифрового ряда, коррекция звукобуквенного анализа, слухового внимания, продолжать работу над составлением и анализом предложения; развитие звукобуквенного синтеза, навыков плавного чтения, закрепление знаний по теме «Насекомые»

Коррекционно - развивающие:

развивать фонематическое восприятие (дифференцирование звуков[з], [з,] по артикуляторным и акустическим признакам).

Развить звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух, развитие логического мышления

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать положительную мотивацию к учению; развитие любознательности, старательности при выполнении заданий, внимательности.

Оборудование: картинки бабочки, пчелы, кузнечика, мухи, шмеля, саранчи; стилизованная буква З, печатная буква З; полоски бумаги для упражнения «Ветерок», зеркала, слова, написанные «по веревочке», шарики Су-Джок, цифровые ряды

Ход занятия

1. Организационный момент

Добрый день, добрый час!

Как я рада видеть вас.

Отдых наш кончается,

Работа начинается.

Усердно будем мы трудиться,

Чтобы чему-то научиться.

Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь, пожелайте друг другу хорошего настроения. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое.

Сегодня мы с вами отправимся в сказочный город Звукоград, где живут разные звуки и буквы, а помогать нам будут насекомые. Они приготовили много заданий и игр.

2. Артикуляционные и дыхательные упражнения

Первое задание от шустрой стрекозы.

Зеркала скорей возьмите,

Язычок свой разомните.

Выполним артикуляционные упражнения.

«Улыбка»

Рот до ушей, показываем зубы.

«Чистим зубки»

Чистим нижние зубки с внутренней стороны.

«Горка»

Улыбаемся, широким языком упираемся в нижние зубы. Ставим язычок горкой.

«Ветерок»

Отложили зеркала, приготовили полоски.

Широким кончиком языка упираемся в нижние зубы. Дуем на полоску бумаги так, чтобы холодный воздух шел посередине языка.

- молодцы! Стрекоза улетела и оставила нам конверт. Здесь слова, послушайте внимательно. Зной, ваза, гроза, Зоя, призы. Подумайте, какой звук есть во всех этих словах? (да, это звук З).

3. Чтение стихотворения с движением, представление звука З.

Я прочту стихотворение о звуке «З-з-з»

Какой волшебный этот звук!

Он может вам напомнить

Звенящий и гудящий луг

И стрекотание стрекозок!

Все насекомые жужжат, стрекочут и звенят.

И мы их песню подпоем,

Ну разве ты не рад?

Ты будешь, Игорь, комаром,

А ты, Алиса, будь стрекозкой.

Сейчас мы – насекомые,

Все зазвенели звонко: з- з – з!

Дети встают, «расправляют крылья» - руки в стороны, «машут ими» и произносят протяжно и звонко : з-з-з

4. Акустический и артикуляционный анализ звука (задания от комара и комарика)

Фонетическая зарядка.

Приготовили зеркала.

• Как звенит большой комар?- З-з-з.

• Какой звук произнесли? [з]

Артикуляционная характеристика.

• Что делают губы, когда произносим этот звук? (Улыбаются)

• Где находится кончик языка? (Внизу) Упирается в нижние зубы.

Боковые края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам.

Попробуйте ощутить струю выдыхаемого воздуха (З-з-з).

• Какая воздушная струя? Она прохладная, идёт посередине языка.

Характеристика по звучанию.

• Встречается ли во рту преграда, когда произносим этот звук? Что мешает произносить свободно? (зубы, язык). Так какой этот звук гласный или согласный? (Согласный).

• Проверим работу голосовых связок.

• Приложите тыльную сторону ладони к горлышку. Произнесите звук (З-з-з).

• Горлышко дрожит или нет? (Дрожит). Так какой же он? (Звонкий).

• Аналогичная работа со звуком [з,]

Фонетическая зарядка.

- Как звенит маленький комарик?

- З,-з,-з,.

- Какой звук произнесли?[з,]

5. Определение места звука З в словах при помощи цифрового ряда

Выставляется картинка с изображением бабочки.

Бабочка-красавица

Порхает над цветами

И заданье предлагает

Нам, ребята, с вами.

Разложите карточки

Цифрового ряда, место звука З в словах

Определить вам надо.

Слова: зонт, газон, ваза, приказы, зубы.

Зрительная гимнастика

Логопед перемещает картинку шмеля (под музыку). Дети следят за плавным перемещением глазами. В конце упражнения - частое моргание глазами (30 секунд)

6. Анализ написания буквы

Посмотрите, ребята, шмель оставил нам картинки (показ стилизованной буквы З)

- На какую букву похожа лужица? (На букву З)

- На что еще похожа буква З? (на цифру 3, на змею, на веревку)

Динамическая разминка

Зазвенела буква З

Озорная буква З, Показ печатной буквы З, дети подняли руки вверх, потряхивают кистями рук, как колокольчиками

И запела: з-з-з, Повороты туловища вправо-влево, рука в кулачке, в виде микрофона

Заревела: Зз-з-з

Звонко вдруг сказала: З. Наклоны вперед, кулачками тереть щёки

Завязала узел З Наклон вперед, «завязывание узелка»

Закружилась з-з-з, Покружиться вокруг своей оси

Заблудилась з-з-з Ходьба по кругу

Закричала з-з-з! Руки в виде рупора

Замолчала…

Вот какая буква З,

Озорная буква З. Танцевальные движения

Е. Рыбак

7. Игровое упражнение «Добавь звук», коррекция звукобуквенного анализа, слухового внимания.

Выставляется картинка с изображением саранчи. Это задание дает нам саранча – насекомое, которое может уничтожить огромные урожаи. А в нашем Звукограде саранча ест не урожай, а звуки в словах. Она съела звук З из каждого слова, вставьте его.

На месте пропущенного звука педагог хлопает в ладоши.

Слова: зонтик, коза, закат, музыка, забота, вазон, зайка, слеза, звезда

8. Упражнение для развития логики с применением шариков Су-Джок

Упражнение выполняется на ковре в позе «Сидя на коленях, с прямой спиной», в руках шарики Су- Джок

Пчелка трудится весь день,

И работать ей не лень.

От цветка летит к цветку,

Клеит на брюшко пыльцу.

Хоботком нектар сосет, за день много соберет. (Складываем шарики в корзину)

Трудилась пчелка умная,

Летала, размышляла.

Заданье очень трудное

Она вам сочиняла.

Игра «Кто лишний?»

- Надо в этой игре понять, кто же лишний и объяснить почему.

1) Ласточка, воробей, шмель

2) м-моль, м-муха, м-мотылек, бабочка

3)муха, пчела, комар (пчела – полезное насекомое)

9. Игра «увеличим количество слов в предложении» (составление и анализ предложения)

Игра выполняется в положении «Стоя с прямыми спинками»

Выставляется картинка мухи.

- Муха предлагает нам составить предложение со словом «МУХА». Мы будем постепенно увеличивать его и подсчитывать количество слов. Например: Муха жужжит– два слова.

Увеличим это предложение на одно слово: муха громко жужжит. (3 слова)

Теперь увеличим это предложение на два слова: Муха громко жужжит за окном. (5 слов)

А теперь - на три слова:

Большая муха громко жужжит за моим окном. (7 слов)

10. Занимательное чтение (развитие звукобуквенного синтеза, навыков плавного чтения)

Выставляется картинка кузнечика

К нам прискакал кузнечик,

Совсем как человечек.

Он загадал загадку и ждет теперь отгадку:

«Три миленьких подружки

Играли на опушке,

То в шахматы, то в салки,

То в прятки, то в скакалки.

Уж если трудно угадать,

То по веревочке читать

Никто не может запретить,

Ну ладно, так тому и быть»

Читаем «по веревочке» от буквы к букве слова коза, мышка, муха.

11. Итог занятия

Вот и закончилось наше с вами путешествие по Звукограду. Ребята, кто сегодня загадывал нам различные загадки и предлагал интересные игры?

- Каких насекомых мы встретили? О каких звуках мы сегодня говорили на занятии?

Что вы можете рассказать о звуке З (зь? О букве З?

Литература:

Волина В. В. Учимся инрая. М. : Новая школа, 1994

Дорофеева А. М. Уроки грамоты. М. : Мозаика-Синтез, 2000

Рыбак Е. В. Северное солнышко: песни, игры для дошкольников. Архангельск. АО ИППК, 1996

Шумаева Д. Г. Как хорошо уметь читать! Спб. : Детство- Пресс, 2000

Публикации по теме:

«Игры с Ёжиком. Согласные звуки [с], [с’], буква С». Конспект НОД по обучению грамоте (подготовительная группа)«Игры с Ёжиком. Согласные звуки [с], [с’], буква С». Конспект НОД по обучению грамоте (подготовительная группа) Образовательная область "Коммуникация".Тема НОД: Игры с Ёжиком (согласные звуки [с], [с'], буква С). Цель: ознакомление детей с согласными.

Конспект НОД по обучению грамоте «Буква Г. Звуки [Г], [Г’]» в подготовительной логопедической группеКонспект НОД по обучению грамоте «Буква Г. Звуки [Г], [Г’]» в подготовительной логопедической группе Цель: закрепить знание буквы Г, звуков "Г", "Гь". Задачи: коррекционно-образовательные: - научить давать акустико-артикуляционную характеристику.

Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звуки [П] и [П’], буква П» Цель: Закрепить знания детей о звуке П и ПЬ, о букве П. Образовательные задачи: - закреплять навык чтения слов; - закреплять тему «Транспорт»;.

Конспект НОД по обучению грамоте «Буква Б. Звуки [Б], [Б’]» (подготовительная группа)Конспект НОД по обучению грамоте «Буква Б. Звуки [Б], [Б’]» (подготовительная группа) Цель: знакомство с буквой Б, звуками Б, Бь. Задачи: Коррекционно-образовательные: - научить давать акустико-артикуляционнную характеристику.

Конспект НОД по обучению грамоте «Звуки [Б]-[Б’]. Буква Б, б» в подготовительной к школе группеКонспект НОД по обучению грамоте «Звуки [Б]-[Б’]. Буква Б, б» в подготовительной к школе группе Задачи: Образовательные: -Уточнить произношение звуков [б] и [бь]. -Дифференцировать звуки [б] и [бь]. -Упражнять детей в звуковом анализе.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [п] и [п’], буква П» (старшая группа)Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [п] и [п’], буква П» (старшая группа) Цель: познакомить детей с буквой П, и звуками [п] и [п’]. Задачи: формировать умение и желание активно участвовать во время занятия, отвечать,.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [В]-[В’]. Буква В» Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки В — Вь. Буква В» Образовательные задачи. Ознакомление со звуками.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе «Звуки [М], [М’]. Буква «М»Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе «Звуки [М], [М’]. Буква «М» Дети сидят полукругом на ковре. 1. Организационный момент: Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам в гости кто-то пришел. Отгадайте загадку:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ОД по подготовке к обучению грамоте «Звуки [З], [З’]. Буква «З». Путешествие в Звукоград»
Опубликовано: 6 июня 2024 в 13:18
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект ОД по подготовке к обучению грамоте «Звуки [З], [З’]. Буква «З». Путешествие в Звукоград»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Алексеева (УИ 430939) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД