Щукина Ирина Владимировна
Конспект образовательной деятельности «Волшебная капелька»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Волшебная капелька»
Цель: уточнить и расширить знания детей о воде, её свойствах и значении воды для жизни человека.
Задачи:
Образовательные : 1. Познакомить с понятием «круговорот воды в природе» 2. Ввести активный словарь детей слова: пресный, круговорот, фильтр, гидроэлектростанция, турбина 3. Закрепить умение подбирать слова, отвечающие на вопрос «Какая?». Развивающие: 1. Развивать наблюдательность, умение выдвигать гипотезы и делать выводы из результатов. 2. Развивать слуховое и зрительное восприятие, мелкую моторику. 3. Развивать связную речь. Воспитательные: 1. Воспитывать познавательность. 2. Воспитывать бережное отношение к воде, природе. 3. Воспитывать аккуратность при проведении опытов, экспериментов.
Публикация «Конспект образовательной деятельности „Волшебная капелька“» размещена в разделах
Интеграция образовательных областей :
- познавательное развитие,
- социально- коммуникативное развитие,
- речевое развитие,
- физическое развитие.
Методы: словесные, игровые, наглядные.
Оборудование: сундук; тучка с дождиком и капельками; кувшины; глобус; яблоко, тарелка; ножницы; термос с кипятком, зеркало. Картинки: «Круговорот воды в природе», пароходы, корабли, рыболовецкое судно, рыбы, гидроэлектростанция, фильтры; водяная мельница; емкости с водой, емкости с песком. Аудиозаписи: «Ручей», «Море», «Водопад», «Дождь»;
Ход занятия
1. Организационный момент. Здравствуйте ребята, меня зовут Ирина Владимировна. А давайте с вами подружимся. Подходите ко мне и становитесь в круг. Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель: Вот мы и подружились.
Ребята, сегодня мы с вами совершим интересное путешествие в лабораторию. А, что такое лаборатория, вы знаете? (ответы детей) Какие вы умные ребятки, да, лаборатория это помещение, где много разных приборов для опытов, экспериментов, где работают ученые.
В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно.
Ребята, а вы хотите попасть в лабораторию? Тогда в путь! Закройте глазки, произносите слова: - Раз, два покружись и в лаборатории волшебной очутись! (музыка волшебства) Ну вот мы и в лаборатории, открывайте глазки.
2. Сюрпризный момент
Воспитатель. А что же это стоит? Воспитатель. Какой красивый сундук.
Воспитатель. А вам интересно посмотреть, что в этом сундучке? Интересно? Открываем? Ну, давайте посмотрим, что же в нем?
Воспитатель. А что же это такое? Дети: Облако.
Воспитатель. А из тёмных тучек что идет?
Дети. Дождь.
Воспитатель. А как она называется?
Дети. Тучка.
Воспитатель. Тучка эта не простая. Она волшебная и приготовила она вам загадку.
Послушайте внимательно.
Лужа, море, океан, Пруд, ручей, родник, туман, Озеро, река - всегда. В них отыщется (Вода)
Воспитатель. Давайте я загадаю ещё одну загадку.
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!
(Вода)
Воспитатель. Конечно вода. Молодцы! Отгадали загадку нашей тучке. Ребята вот эти волшебные капельки сегодня пришли с вами поиграть, рассказать много интересного и познавательного.
Каждый из вас будет срезать по одной капельке, и складывать вот в этот графинчик. Договорились?
Воспитатель. Ребята вы же знаете, как пользоваться ножницами? Аккуратно.
Воспитатель. Ну что срежем первую капельку? О чём же она будет нам рассказывать?
Милана срежь, пожалуйста, нам первую капельку. Срезай
Итак, первая капелька, капелька «Бережливая». Опусти её, пожалуйста, в графинчик
Воспитатель. И принесла она нам первая капелька вот такой предмет. Воспитатель. Посмотрите, а что же это такое?
Дети. Глобус
Воспитатель. Правильно, это глобус.
Воспитатель. - А что такое глобус? (ответы детей)
Воспитатель. Глобус- модель земли, только уменьшенная во много раз
Воспитатель. А как вы думаете, что на нем отмечено голубым и синим цветом? (спросить ребенка) т. е. одним словом вода.
Воспитатель. - А ещё, какой цвет вы видите на глобусе? (ответы детей)
Воспитатель. А как вы думаете, что отмечено желтым, зеленым, коричневым? (ответы детей)
Воспитатель. Жёлтым, зеленым, коричневым цветом отмечены те места, где нет воды. И это называется суша
Воспитатель. Ученые доказали, что четвертую часть нашей земли занимает суши, а остальную – вода.
Воспитатель. Хочу показать вам на примере. Возьмем целое яблоко и разделим его на равные 4 части.
Воспитатель. - Кто мне покажет одну часть этого яблока?
Воспитатель. Правильно. Одна часть земли занимает суша. А три остальные - вода.
Воспитатель. Т. е. так чего же больше на нашей земле? (ответы детей)
Дети. Воды
Воспитатель. Воды больше, чем суши.
Воспитатель. Больше всего воды находится в морях и океанах, но в них она соленая, а пьем мы только пресную воду. Она содержится в реках и озерах. Пресной воды на нашей земле не так много, не так много запасов, поэтому её надо беречь и попусту не тратить.
Воспитатель. Ребята срезаем вторую капельку?
Дети: ДА
Воспитатель. Давайте, это мы предоставим Сереже
Воспитатель. 2 капелька называется «Капелька ученая»
Воспитатель. Капелька ученая хочет вам рассказать, как же водичка путешествует. Вода из рек и озер по трубам попадает в наши дома и квартиры.
Воспитатель. Мы с вами, где используем воду, ребята? (ответы детей) (пьем, моем руки, купаемся, стираем, моем пол, поливаем цветы)
Воспитатель. Посмотрите, ребята как же много мы с вами используем воды, правда?
Воспитатель. А почему же она не заканчивается? Как же так происходит? Она до сих пор ещё не закончилась (ответы детей)
Воспитатель. А происходит это потому что водичка наша в реке во время того когда солнышко светит на воду, она нагревается и превращает в пар, пар поднимается вверх все выше и выше там пар остывает и превращает в капельки воды. Капельки воды собираются вместе и образуют облака и тучки, а из тучек идет дождь (а зимой снег) которая падает куда? На землю. По земле стекает в реки и озера.
Воспитатель. Проверим это? (ответы детей)
Воспитатель. Посмотрим, когда вода нагревается - испаряется ли она? И поднимается вверх?
Опыт с водой.
Воспитатель. Посмотрите, вот в этот термос я налила подогретую воду. Вы видите пар? Куда он поднимается?
Воспитатель. Правильно. ПАР поднимается вверх. Наверху температура воздуха на много ниже чем у нас на земле, пар там остывает и что с ним происходит? Интересно вам посмотреть?
Я сейчас приложу к выходящему пару зеркало. Дадим остыть. Вот у нас пар поднялся вверх на зеркальце, теперь я подниму зеркало, остывает у нас пар и во что он превращается? Посмотрите, во что превратился пар, попавший на зеркальце, после того, как остыл? В капельки воды.
Воспитатель. Вот так и происходит на небе. Капельки поднимаются вверх, остывают и собираются в облака. Облака превращаются в тучки. А из тучек идёт дождь. Капельки попадают на землю и стекают в реки и озера. И так водичка возобновляет свой путь, потом она опять нагревается солнышком и поднимается, вверх там пар остывает и превращает в капельки воды. Капельки воды собираются вместе и образуют облака и тучки, а из тучек идет дождь (а зимой снег) который падает на землю. По земле стекает в реки и озера.
Воспитатель. Такое явление называется круговорот воды в природе.
Воспитатель. Давайте, повторим все вместе: Круговорот воды в природе. Молодцы ребята.
Воспитатель. Ну что ж ребята пришло время срезать третью капельку с тучки
Кто же срежет следующую капельку?
Воспитатель. Срежет эту капельку Артём.
Третья капелька, капелька «Звучащая»
Ребята вода не молчит, она может издавать звуки. Давайте послушаем, как может звучать вода. Вот звучит море, вот так шумит водопад, ручеек, вот так шумит дождь
Воспитатель. Ну что ребята срезаем следующую капельку.
Следующая капелька, капелька «Труженица»
Воспитатель. Вода нас не только моет и поит. Вода умеет работать, приносить пользу. Она ещё является самой широкой и большой просторной дорогой. По которой, ходят корабли и теплоходы. Грузовые и пассажирские, которые перевозят тяжелые грузы и пассажиров.
Воспитатель. Также у нас в морях и океанах, водится бесчисленное количество рыб, которые добывают вот такие рыболовецкие суда, вот посмотрите, они трудятся и добывают для нас рыбу, т. е. вода нас ещё и кормит. Воду мы назвали труженицей.
Ещё вода трудится, на гидроэлектростанции она крутит, огромные турбины, которые превращают энергию в электричество. Благодаря этой энергии у нас дома есть электрический ток.
Воспитатель. Сейчас мы с вами попробуем, проведем, эксперимент как на гидроэлектростанции у нас вода крутит огромные турбины? Посмотрите, вот так водичка льется, что происходит с нашим колесиком? Он крутится (Показ картинки).
Воспитатель. - А как вращается колесико?
Дети. Быстро
Воспитатель. Вот это колесо вырабатывает энергию, которая превращается в ток.
Воспитатель. Вот по такому принципу и работает гидроэлектростанция.
Интересно. Давайте мы с вами попробуем
Воспитатель Срезаем следующую капельку? Интересно нам узнать, что же за следующая капелька окажется.
Срезай Саш.
Это оказалась капелька «Игривая».
Давайте с вами немного поиграем, отдохнем. (Музыка игра)
Как здорово.
И осталась у нас последняя капелька это капелька «Чистюля»
Воспитатель. Ребята, вода из рек и озёр попадает в трубы, но в трубу она попадает грязная, а водопроводе, у нас она уже из крана течет чистая. А чтобы стать такой чистой ей приходиться пройти вот такие сложные системы водоочистки. Вода попадает грязная в трубы, а когда пройдет через такие системы водоочистки вытекает из крана чистой, питьевой.
(воспитатель показывает картинки, какие бывают фильтры)
Опыт.
Ребята, а вы хотите попробовать сегодня очистить воду. Провести эксперимент. Тогда проходите к столам
Воспитатель. Перед каждым стоят два стаканчика. Один с водой, а другой с белой салфеткой. Посмотрите что там.
Дети. Вода
Какая она? Что ещё можно сказать, какая она?
Дети. Чистая, прозрачная.
Воспитатель. Дети, наберите с помощью ложечки немного песка, опустите его в воду и перемешайте.
Воспитатель. Перемешали.
Какая вода стала?
Дети. Грязная, мутная.
Воспитатель. И в роли нашего фильтра сегодня будет обыкновенная белая салфетка
Воспитатель. Берем стаканчик с водой и переливаем воду в другой стаканчик, через салфетку, что происходит? Воспитатель. – Дети, а где остается грязь?
Дети. На салфетке. В фильтре нашем.
Воспитатель: Вода стала чистая, а на водоочистительной станции там такие мощные фильтры, так воду очищает
Вот мы с вами сейчас сами очистили воду от грязи. Получилось у всех?
Воспитатель. Вам понравилось очищать воду?
Дети. Да.
Молодцы.
Дети посмотрите, в нашем кувшине капельки превратились в настоящую воду.
А кто хочет попить живительной воды.
Пойдемте, с вами к столу я вас угощу живительной водой. Ну а теперь возвращаемся с вами обратно, закройте глазки, произносите слова: - Раз, два покружись и в детском саду очутись! (музыка волшебства) Ну вот мы и в детском саду, открывайте глазки.
Итог занятия:
Ребята мне очень интересно понравилось ли вам путешествовать.
Что нового вы узнали?
Молодцы.
Все были активными, послушными и внимательные и я хочу подарить вам вот такие волшебные капельки.