Шевченко Марина
Конспект исследовательской деятельности по экологии «Капелька в гостях»
НОД «Капелька в гостях»
Предварительная работа: Беседа на тему: «Где живет вода», «Кому она необходима и зачем», «Кто живет в воде». Чтение рассказов о воде, сказок познавательного характера. Проведение опытов с водой (превращение снега в воду, воды в лёд, окрашивание воды).
Программные задачи: Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, уточнить значение воды для всего живого на земле. Развивать любознательность, мышление и речь детей, ввести в активный словарь детей слова: бесцветная, безвкусная, прозрачная.
Публикация «Конспект исследовательской деятельности по экологии „Капелька в гостях“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2021
Методы и приемы: Игровой: игровой персонаж «Капелька». Практический: опыты. Словесный: беседа с детьми, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера.
Оборудование: Пластмассовые стаканы 4 на каждого ребёнка, молоко, сок, вода, 2-е чайные ложки дольки лимона, цветные полоски из разноцветного картона (всё индивидуально для каждого ребенка). Иллюстрации с изображением животных и людей с водой и в воде.
Ход занятия: Игровая ситуация «К нам Капелька в гости пришла»
Воспитатель:
Доброе утро я вам говорю! Желаю вам узнать сегодня много нового и интересного. Слушать внимательно, быть наблюдательными! Сегодня ребята у нас гости, посмотрите на гостей, поздоровайтесь, и теперь всё внимание на воспитателя!
/Дети приветствуют взрослых.
А вот еще одна гостья, которая очень хотела прийти к вам ребята, это «Капелька». Но почему она такая печальная? Давайте послушаем ее историю: Капелька недавно родилась и совсем ничего не знает про себя. От этого ей очень грустно, ведь ничего о себе не знать-это совсем не весело. И вот поэтому она решила обратиться к вам за помощью, ведь вы умные ребята и наверняка что-то о ней знаете.
Ребята, а капелька – это? Где она живёт?- ответы детей (капелька это вода, живёт в облаках, реке, море, луже….)
Капелька это вода, а знаете ли вы кому и для чего нужна вода? – ответы детей (животным, птицам, людям, растениям. Вода нужна всему живому: пить, готовить пищу, в жару искупаться, быть чистыми….
Да, ребята, без воды всё живое на свете гибнет. Вода – это жизнь! Вы сказали всё правильно: растениям нужна вода, их нужно поливать водой, иначе они погибнут. А людям вода просто необходима, чтобы готовить пищу, мыться. Ни одно живое существо не может жить без воды.
(чтение стихотворения)
Вы слыхали о воде? Говорят, она везде! В луже, море, океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает, В лес туманом заползает. На плите у нас кипит.
Паром в чайнике шипит. Без нее нам не умыться, Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить: Без воды нам не прожить!
Вода не всегда бывает одинаковой, она умеет превращаться и быть разной. Отгадайте загадки о превращениях воды.
1. Меня ждут - не дождутся, А как завидят разбегутся. (Дождь)
2. Скатерть бела Всю землю одела (Снег)
3. Растёт она вниз головою Не летом растёт она - а зимою
Чуть солнце её припечёт- Растает она и умрёт. (Сосулька)
Вода бывает разной, вы со мной согласны?
«Экспериментирование с водой» Дети рассаживаются за столы.
Ребята, давайте капельке расскажем о её волшебных свойствах: с ней можно играть, провести эксперименты. ….Дети хотим поиграть и посмотреть.
Ребята! Посмотрите, что у нас на столах. Перед вами 4-ри стакана, в одном стакане вода, а в другом молочко. Определите, в каком стакане вода.
Дети :молоко белое, а вода прозрачная.
Как вы догадались и как определили? Что нам помогло?
А давайте с вами посмотрим, правда это или нет?
Положите в стаканчик с водой чайную ложку. Она видна в стакане с водой?
А теперь положите ложку в стаканчик с молоком. Видно её?
Теперь мы с вами убедились, что вода прозрачна. А вся ли вода прозрачна. А вся ли вода прозрачная ребята?. Дети : грязная вода не прозрачная. Это верно.
Но какой же всё-таки цвет имеет вода на самом деле?. Дети делают вывод. «Чистая, прозрачная.»
Другой опыт «Текучесть.»
Разные ёмкости стакан, графин,. вода переливается, перетекает из одного сосуда в другой.
Дети: Льётся, течёт, переливается.
Почему?. Дети : вода жидкая.
Ещё вода умеет шуметь (Аудиозапись «звуки и шум воды- море, река, капель тд.)
Из опыта детей. Потешка «Водичка, водичка, умой моё личико….» Вспомните какая вода течёт из крана, какая она на ощюпь? Дети теплая, холодная, прозрачная, мокрая….
Давайте ещё с вами поиграем. Опыт «На определение цвета воды»
У вас на столе лежат три полоски разноцветного картона.
Возьмите красную полоску. Опустите в стакан с водой. Какого цвета стала вода? Мы видим красную полоску, а вода цвет на поменяла., Синюю, Зелёную…. Вывод «Вода не имеет цвет, она бесцветная, прозрачная.
Капелька наша улыбнулась, она уже много интересного о себе узнала.
Физкультминутка.
Для чего нужна водица? Чтобы попить и чтоб умыться,
Детям,чтобы поплескаться, Маме, чтобы постираться,
Травке, чтобы зеленеть, Колоскам, чтобы созреть,
Всем деревьям чтоб расти, Всем цветам, чтобы цвести.
Проверим. Опыт № 2 «На определение вкуса воды»
А теперь давайте узнаем, есть ли вкус у воды? Возьмите трубочки и сначала попробуйте сок. Вкусный сок? А какой у него вкус?
Правильно, сок сладкий. А теперь попробуйте воду. Какая вода на вкус? Есть у нее вкус?
А вот теперь давайте посмотрим, что будет, если мы в чистую воду добавим лимон, соль, сахар. Попробуйте воду, какая она стала на вкус?
Дети: кислая, солёная, сладкая.
Правильно, вода стала кислой. Чистая вода безвкусная, а если в нее добавить какое-нибудь вещество, что произойдет ребята?
Дети : если добавить варенье клубничное будет вкус варенья. (черничное, абрикосовое и тд.)
Ребята, скажите пожалуйста, а вода чем-нибудь пахнет? Давайте сейчас понюхаем воду и узнаем, пахнет она или нет.
Правильно, вода ничем не пахнет! Проверим.
Опыт на определение запаха.
Добавим лимона, запах лимона, добавим апельсина запах апельсина у воды и тд.
Дети : вода не пахнет. Но если в неё добавить любой сироп, будет запах земляники и тд.
Молодцы! О воде вы знаете много, посмотрите на Капельку какая она довольная. На память о себе она хочет вам подарить маленькие «капельки.» У кого какого вкуса скажите позже.
Капелька: «Запомните о нашей встрече и берегите воду.
Чтение стих-я.
Догадайся, кто она?
Всех грязнуль она умоет, всю посуду перемоет. Всё бельё перестирает.
Никого не унывает. Удивительно скромна! Догадайтесь, кто она?.
Показ макета «Берегите Озеро. Реки и ручейки….»
Рассуждение детей …
Вывод: Вода волшебница, человек и вся природа без неё не выживут. Надо беречь воду и не засорять окружающий нас мир.