Елена Николаевна Радыгина
НОД по познавательной деятельности «Ходит капелька по кругу» (подготовительная группа).
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Образовательная: уточнить представления детей о твёрдом, жидком и парообразном состоянии воды, о значении воды в нашей жизни, о круговороте воды в природе.
Развивающая: развивать умение анализировать, сравнивать, рассуждать и делать выводы.
Воспитательная: воспитывать любовь к природе в любое время года, бережное отношение к воде.
Материалы к занятию: картинки с изображением морей, рек, океанов, озёр; тарелка; бутылка с водой; чайник с горячей водой; зеркало; несколько разных пустых ёмкостей; схема круговорота воды в природе.
Публикация «НОД по познавательной деятельности „Ходит капелька по кругу“ (подготовительная группа),» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Круговорот воды в природе. Путешествие капельки
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2017
Ход НОД.
Воспитатель. Ребята, обратите внимание на эти картины (демонстрация картин с изображением морей, рек, озёр). Объясните, что изображено на картинах?
Дети. Это моря, реки и озёра.
Воспитатель. Правильно. Всё изображённое на картинах – это вода. Послушайте стихотворение (чтение стихотворения Н, Рыжовой).
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить!
Воспитатель. Что вы знаете про воду? Какая она?
Дети. Вода жидкая, прозрачная. У неё нет вкуса и запаха. Вода может быть тёплой и холодной. Вода может замерзать.
Воспитатель. Кому нужна вода?
Дети. Вода нужна человеку, животным, растениям.
Воспитатель. Ребята, подумайте, откуда берётся вода в кране? Мы каждый день пользуемся этой водой, а она всё течёт и течёт, не кончается.
Дети высказывают своё мнение.
Воспитатель. Вода в кран попадает из реки. Те капельки, которыми мы моем руки, проделали большой путь. Сначала они плавали в реке, потом человек направил их в трубы. К воде надо относиться бережно, не оставлять без надобности открытые краны. Сегодня мы с вами совершим необыкновенное путешествие. Почему необыкновенное? Потому что мы с вами будем путешествовать вместе с капелькой воды. Какая же она – наша капелька? Давайте с ней познакомимся.
Демонстрационный опыт «Капельки».
Воспитатель держит бутылочку с водой достаточно высоко от блюдца. Капает из неё несколько капель и обращает внимание детей на то, как капелька появляется из горлышка бутылки, на её форму и как она капает.
Воспитатель. Капелька очень красивая и очень любит путешествовать. Но капелька не только любит путешествовать, но и удивлять всех нас. Поэтому она всегда разная. Но мы её всё ровно узнаем. Отгадайте, куда мы сейчас отправимся вместе с капелькой.
Золотые, тихие рощи и сады.
Нивы урожайные, спелые плоды.
И не видно радуги,
И не слышен гром.
Спать ложится солнышко
Раньше с каждым днём.
Воспитатель. Куда мы попали?
Дети. Мы попали в осень.
Воспитатель. Где же мы сможем встретить нашу капельку осенью?
Дети. На небе в виде туч, в виде дождя, в луже.
Воспитатель. Верно. Ведь осенью часто начинают идти дожди. Давайте покажем, как капают капельки дождя. (Стихотворение с движениями «Капля раз, капля два)
Капля раз, капля два, (показываем один палец, потом два пальца)
Капли медленно сперва –
Кап, кап, кап. (хлопаем медленно в ритм)
Стали капли поспевать,
Капля каплю догонять (выставляем указательные и средние пальцы обеих рук,
шевелим ими, изображая передвижение)
Кап, кап, кап, кап. (щёлкаем пальцами в более быстром темпе)
Зонтик мы скорей раскроем,
От дождя себя укроем.
Воспитатель. Куда же дальше отправится в путешествие капелька? Отгадайте.
Придёт неслышными шагами,
Незримой стужею дохнёт
И, всё вокруг покрыв снегами,
Вдруг всем нам уши надерё т:
«Зачем, мол, вы в такой мороз
Из дома высунули нос?
Дети. Капля отправилась в зиму.
Воспитатель. Верно. Зима всё вокруг меняет. Капелька тоже становится другой. Догадайтесь, какой бывает капелька зимой?
Дети. Это снежинки, лёд, сосульки.
Воспитатель. А ещё мы можем встретить капельку в виде морозных узоров на стекле, в виде инея. Капелька умеет изменяться. Осенью наша капелька жидкая, а зимой…
Дети. Твёрдая.
Воспитатель. Вот закончилась зима, но путешествие капельки продолжается, и она отправляется в другое время года.
Пришла, улыбнулась – утихли метели.
Позванивать стал колокольчик капели.
Река пробудилась, растаяли льды,
Наряд белоснежный надели сады.
Взревев, за работу взялись трактора…
А птицы пропели: «Вить гнёзда пора!»
Воспитатель. В какое время года отправилась наша капелька?
Дети. В весну.
Воспитатель. Правильно. Какой она становится весной?
Дети. Опять жидкой.
Воспитатель. Догадайтесь, где теперь можно встретить каплю?
Дети. В ручейке, в реке, в пруду, в озере, в луже, в дожде.
Воспитатель. Какая необыкновенная наша капелька! Как вы думаете, почему?
Дети. Потому что вода имеет разные свойства.
Воспитатель. Правильно. А сейчас, мы узнаем ещё одно свойство воды. (Демонстрация опыта «Форма воды». Воспитатель переливает воду из одной ёмкости в другую).
Воспитатель. Что произошло с водой?
Дети. Она растеклась по всей форме.
Воспитатель. Какой можно сделать вывод?
Дети. Вода может принимать любую форму.
Воспитатель. Путешествие капельки продолжается, и она встречается с нами в другом времени года.
Песен полон лес и крика,
Брызжет соком земляника,
Дети плещутся в реке,
Пляшут пчёлки в цветнике…
Как зовётся время это?
Угадать не трудно…
Дети. Лето.
Воспитатель. И летом капелька может быть самой разнообразной. А именно какой – вы узнаете, отгадав мои загадки. Слушаем и отгадываем.
1. Поглядите, поглядите,
Потянулись с неба нити!
Что за тоненькая нить
Землю с небом хочет сшить?
Дети. Это дождь.
Воспитатель. Верно.
2. На дворе переполох –
С неба сыплется горох.
Дети. Это град.
Воспитатель. Правильно.
3. Жди подвоха и обмана
Утром ранним от…
Дети. Тумана.
Воспитатель. Верно.
4. Над лесами, городами.
Над просторами полей
Проплывают караваны
Небывалых кораблей.
Держат путь вокруг Земли.
Эти чудо корабли.
Дети. Это облака.
Воспитатель. Наша капелька в облака превращается. Как же образуются облака?
Ответы детей.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, как превращается вода в пар. (Демонстрация опыта «Пар – это вода»). Воспитатель держит зеркальце над чайником с горячей водой. Затем переворачивает его и показывает детям.
Воспитатель. Ребята, что вы видите?
Дети. Капельки воды.
Воспитатель. Откуда они появились здесь?
Дети. От пара из чайника.
Воспитатель. Правильно. Капелька очень любит изменяться. Она может быть жидкой, твёрдой, в виде пара. А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру. Она называется «Лёд – вода – пар». (Воспитатель читает стихотворение, дети подбирают подходящие по смыслу слова и имитируют руками состояние воды).
Лёд растает и тогда
Будет из него (вода). (Дети «плавают».)
Если сильный, сильный жар,
Из водички будет (пар). (Дети изображают пар движениями рук – поднимают
руки вверх и вращают кистями, произнося: «Ф-ф-ф!».)
Если пар вдруг охладится
Превратится пар в (в водицу). (Дети «плавают»)
Если холод вдруг придёт
Из водицы будет (лёд). (Дети сжимают кулачки, прижимают руки к груди,
съёживаются.)
Воспитатель. Молодцы! Очень хорошо поиграли! Наше путешествие с капелькой подходит к концу. Но путешествие самой капельки не заканчивается. Она продолжает своё путешествие по временам года. Пока она будет путешествовать, мы всегда с ней будем встречаться и наблюдать ещё одно чудо природы, о котором я вам сейчас расскажу. Послушайте стихотворение. (Воспитатель читает стихотворение А. Усачёва «Откуда берётся вода»)
Вода появляется из ручейка,
Ручьи по пути собирает река.
Река полноводно бежит на просторе,
Пока наконец не вливается в море.
Моря пополняют запас океана.
Сгущается влага над ним, как сметана.
Она поднимается выше… Пока
Не превращается в облака.
А облака, пролетая над нами,
Дождём проливаются, сыплют снегами.
Снега превратятся весной в ручейки,
Ручьи побегут до ближайшей реки.
Всё это и зовут в народе:
Круговорот воды в природе.
Воспитатель обращает внимание детей на схему круговорота воды в природе, задаёт вопросы на закрепление темы.
Воспитатель. Вот и подошло к концу наше занятие. Надеюсь, что вы хорошо усвоили, что такое круговорот воды в природе. Спасибо за внимание.