Анна Зыкова
Конспект образовательной деятельности «Нос — орган обоняния»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности
Цель:
Формирование культуры здоровья у детей дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательная :
1. Познакомить детей с анатомическим строением носа человека, его функциями, назначением и взаимосвязи с другими органами;
2. Познакомить детей с индивидуальными средствами защиты дыхательных органов.
Оздоровительная:
1. Научить детей методу точечного массажа носа и дыхательной гимнастики;
Публикация «Конспект образовательной деятельности „Нос — орган обоняния“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нос, орган обоняния
- Органы чувств человека и их назначение
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Темочки
2. Учить сохранять и укреплять свое здоровье.
Развивающая:
1. Развивать и обогащать словарный запас детей;
2. Учить высказывать свою точку зрения;
3. Развивать мышление, воображение.
Воспитательная:
1. Воспитывать доброжелательное отношение к высказываниям друг друга.
Предшествующая работа:
Рассмотреть с детьми познавательную литературу по теме «Человеческий организм»; обратить внимание на состояние своего здоровья.
Словарная работа:
Обоняние, орган, дегустатор, аромат, респиратор, противогаз, ядохимикаты, отоларинголог (лор).
Материал:
Картинка с изображением человеческого носа в разрезе; коробка с предметными картинками (роза, шишка, кубики, маска, машинка и др.); освежитель воздуха с ароматом «Лесных ягод» или «Пихты». Стаканчики (закрытые крышечками) с наполнителями: давленый чеснок, растворимый кофе, цедра апельсина, тертый огурец, давленый лук, ватки с ароматами духов; гигиенические палочки, противогаз, респиратор, медицинская повязка.
Ход образовательной деятельности.
До начала занятия воспитатель распыляет освежителем воздуха в группе (аромат земляники или пихты, для создания проблемной ситуации и вместе с детьми рассуждает о запахе, который присутствует в группе.
- Ребята, чем это у нас здесь пахнет? Что он вам напоминает?
- А с помощью какого органа вы это определили? (с помощью носа)
- Давайте я вам расскажу об этом удивительном органе – носе.
Воспитатель предлагает детям отправиться «в путешествие», в глубь человеческого организма, используя схему строения носа.
Краткая информация воспитателя детям.
- Посмотрите, как выглядит нос человека внутри (рассмотреть полость носа, носовые проходы, похожие на «лабиринты»).
- Это носовая полость и носовые проходы. Сам воздух проходит по нижнему проходу и попадает через глотку нам в легкие. А частицы различных запахов и ароматов, которые находятся в воздухе, попадают нам в нос и проходят по верхним проходам и оседают на обонятельные рецепторы – это клеточки с волосками. Они улавливаю эти запахи, и передают их в мозг. И мы с вами можем определить, какой это запах и откуда. Это и есть - обоняние. Повторите это слово (обоняние).
- Обоняние – это способность различать запахи. А нос – это орган обоняния. Лучше всех обоняние развито у животных. Для многих оно даже важнее, чем зрение. С помощью обоняния животные находят пищу, обнаруживают врагов, узнают друзей, свой дом. Например, собака помогает охотнику найти добычу, а вместе с пограничниками охраняет границы нашей Родины, ищет преступников и даже пропавших людей по следу, по вещам, предметам. Но есть люди, у которых обоняние лучше развито, чем у других. Они могут работать дегустаторами.
Дегустатор – такая профессия, а нос – их орудие труда. И простывать дегустаторам нельзя. Дегустатор определяет и создает различные ароматы для разной продукции: духов, кремов, зубной пасты. Так же создает ароматы для продуктов питания: мороженое со вкусом банана или конфеты со вкусом клубники и др. продукты.
Воспитатель предлагает детям поиграть в «дегустаторов», но
перед началом игры проводит обучение детей дыхательным упражнениям.
(Уточнить с детьми значимость этих упражнений.)
№ 1 Упражнение: «Ладошки»
И. п. : стоять ровно и прямо. Ноги чуть уже, чем на ширине плеч. Руки согнуты в локтях, локти опущены, ладошки раздвинуты к зрителю.
На счет: «Раз» - делаем хватательные движения ладошками (сжимаем их в кулачки) и одновременно с движением – шумно (на всю комнату) шмыгаем носом. Вдох делаем резкий, короткий, активный. Сразу же после шумного короткого вдоха – ладошки разжимаются, выдох уходит самостоятельно через нос или через рот (кому как удобно). (Повторить несколько раз.)
№ 2 Упражнение: «Обними плечи»
(Вдох на сжатие грудной клетки – «Соедини локти».)
И. п. : стоять ровно и прямо, ноги чуть уже, чем на ширине плеч, руки согнуты в локтях, подняты на уровень груди и разведены в стороны. При этом одна рука должна размещаться чуть ниже.
На счет: «Раз» - «Швырнули» руки на встречу, друг к другу до отказа – вдох (руки сойдясь локтями, образовали с телом треугольник). Сразу же после этого согнутые в локтях руки сами разошлись в стороны. Но не так широко, как в и. п., образуя как бы квадрат локтями. При этом - выдох уходит абсолютно пассивно через нос или через рот. (Повторить несколько ра. з)
№ 3 Упражнение: «Нос в бок»
Массаж носа в стороны, вверх-вниз.
№ 4 Упражнение:
«Пение носом» - глубокий вдох, на выдохе произносить звук: «М-м-м»
Воспитатель приглашает детей к игре «Дегустаторы». (На столе расставлены стаканчики с наполнителями и накрыты крышками, чтобы не улетучивался запах: сок чеснока, лука, огурца, кофе, цедра апельсина.)
Игра –эксперимент «Дегустатор».
- Ну, что уважаемые «дегустаторы», наденьте белые халаты, шапочки, бахилы на ноги. Не забудьте помыть руки (дети имитируют все движения).
- Готовы? Прошу вас пройти в «лабораторию». Предлагаю вам изучить «новые» ароматы.
(На столе расставлены стаканчики (закрытые крышечками) с наполнителями: сок чеснока, огурца, лука, цедра лимона, раствор кофе, ватки с ароматами духов. Также стоит баночка с гигиеническими палочками).
Дети окунают в стаканчик палочку и определяют аромат: какой он, что можно сделать с этим ароматом, где можно его использовать, полезен ли он человеческому организму и т. д. Затем другой палочкой определяют аромат из другого стаканчика и т. д.
Воспитатель с детьми обсуждает запахи их применение и назначение.
- Молодцы! Хорошо справились с заданием. Настоящие «дегустаторы» и обоняние хорошо у вас развито. Вам все эти запахи нравятся? (Дети обсуждают.)
Краткая информация воспитателя детям.
- В мире существует очень много различных запахов. Одни нам знакомы, другие нет; одни нам приятны, а другие не очень; одни нам полезны, а есть и другие – опасные для нашего здоровья. Это запахи различных газов, химикатов, красок, бензина, даже дыма. При работе с такими опасными запахами рекомендуется носить защитные маски и стараться, как можно меньше находиться в помещении с этими веществами.
- Что же могут вызвать у человека эти опасные запахи? (удушье, аллергию, воспаление слизистой носа и т. д.)
Знакомство с индивидуальными средствами защиты.
Воспитатель показывает на другом столе различные виды защитных масок: мед. повязка, респиратор, противогаз.
- Может кто-то из вас знает, что это такое? (дети говорят, воспитатель уточняет)
1. Это медицинская повязка – она защищает человеческий организм не только от микробов и вирусов, находящихся в воздухе, но и от неприятных запахов: гнили, химикатов, чистящих средств.
2. Это респиратор – им пользуются маляры, строители при работе с красками, растворителями, бензином и др. веществами.
3. Это противогаз – при загрязнении воздуха ядовитыми газами, а также во время пожара от едкого дыма, им пользуются пожарники. Зараженный воздух проходит через фильтр, там он очищается от ядовитых частиц, пыли, и чистым проходит через трубку к нам в легкие.
- Тяжело дышится в этих масках, но зато, какая это защита.
- Нос не только служит нам для обоняния, но и четкого произношения звуков, слов, фраз, речи.
Эксперимент.
- Если нос заложен, не дышит, то человек плохо говорит.
Зажмите свой нос рукой и произнесите фразу «Мама мыла раму».
- Что получилось? (обсуждение проведенного эксперимента)
Воспитатель помогает детям сделать вывод, по итогам эксперимента, что не только с помощью губ, рта, язычка, зубов, но и с помощью носа мы так четко и правильно говорим.
Расширение знаний о предмете (нос) в форме беседы.
(С помощью картинки с изображением носовой полости дети знакомятся с взаимосвязью с другими органами : глаза, уши, горло)
- Нос связан и с другими органами. Сколько различных ходов в носовой полости. Воздух попадает в легкие через глотку, и поэтому надо стараться дышать через нос, а не через рот, т. к. грязные частички, микробы, находятся в воздухе, застревают в начале носового отверстия и смазываются слизью. Накопившуюся слизь мы высмаркиваем в носовой платок, а еще воздух, проходящий через носовой проход, прогревается и попадает в легкие уже теплым.
Эксперимент.
- Попробуйте подышать, сделайте сначала несколько вдохов ртом, а потом носом. Когда воздух был теплым? (когда вдыхаем через нос)
- Посмотрите, как все связано. Если заболел нос: плохо дышит, все проходы забиты, то что получается? (мы не чувствуем вкус пищи, не ощущаем запахи, плохо говорим)
Обсуждение проведенного эксперимента.
- Если не лечить, то микробы, размножившись в носовой полости, попадают в горло, вызывая воспаление горла; и в ушную раковину вызывая болезнь – отит, а у глаз – конъюнктивит.
- Как решить проблему со здоровьем? (Придется обратиться к врачу – отоларингологу (к лору, чтобы вылечить ухо, горло и нос; и к врачу – окулисту, чтобы вылечить глаза.)
Обучение точечному массажу.
- Чтобы не болеть, я вам покажу один секрет. Есть на теле человека различные точки, при массаже этих точек человек может улучшить свое состояние здоровья.
(Воспитатель показывает зоны расположения точек для дыхания. Дети массируют у себя эти точки).
- После такого массажа дыхание у вас будет свободным, будет проходить насморк. Обязательно покажите эти точки своим родителям. Пусть они тоже помассируют свой носик.
- И в заключение нашего «путешествия», я хочу показать вам вот эту небольшую коробочку (в коробке лежат картинки с изображением различных предметов : роза, шишка, кубики, машина и др.)
- Давайте определим, может ли участвовать наш нос в общении с этими предметами (разбирая предметные картинки с детьми, воспитатель еще раз напоминает детям правила обращения со своим организмом, как заботиться о своем здоровье).
- Вот такой у нас с вами удивительный, любопытный и нужный орган – нос. И недаром в народе говорят:
«Береги нос в большой мороз»
«Держи нос по ветру»
«Всякая птица своим носом сыта»
«Нос задирает, а в голове ветер гуляет»
«Не видеть дальше своего носа» и т. д.
- Любите себя, свой организм, прислушивайтесь к нему, следите за своим здоровьем.
Список использованной литературы:
1. М. Н. Щитинин «Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей» ( издательство: АЙРИС ПРЕСС, Москва 2007г.)
2. Энциклопедия «Тело человека» Вкус и обоняние ( издательство: ООО «Де Агустини» 2007г.)
3. Энциклопедия «Все обо всем» Мое тело ( издательство: «АСТ», Москва 2002г.)
4. Энциклопедия для детей «Тело человека» ( издательство: «Махаон» Москва 2008г.)