Наталья Александровна Трунина
Конспект образовательной деятельности «Забавы вокруг печи» по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Детский сад
комбинированного вида № 108»
г. Иваново
Воспитатели:
Трунина Наталья Александровна
Туманова Татьяна Леонидовна
«ЗАБАВЫ ВОКРУГ ПЕЧИ»
Конспект образовательной деятельности
по образовательной области
«Художественно-эстетическое развитие»
для детей старшего дошкольного возраста.
Публикация «Конспект образовательной деятельности „Забавы вокруг печи“ по образовательной области „Художественно-эстетическое развитие“» размещена в разделах
Цель НОД: познакомить детей с предметами русского быта, народной подвижной игрой; соблюдать правила безопасного поведения в подвижных играх; воспитывать внимательное отношение к сверстникам в игровых ситуациях, при коллективном рассматривании предметов; развивать интерес к отгадыванию загадок, народным играм, обычаям и традициям русского народа.
Задачи:
Социально-коммуникативное развитие : формирование основ безопасного поведения, усвоение норм и ценностей, принятых в обществе.
Познавательное развитие : формирование первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа.
Физическое развитие : овладение подвижными играми с правилами.
Речевое развитие : владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря.
Художественно – эстетическое развитие : учить создавать детей свой образ изделия, используя декоративные элементы - познакомить с образами растительного орнамента, закрепить знания детей о традиционных русских промыслах хохломы.
Предварительная работа: рассматривание и беседа по хохломской росписи, выполнение элементов росписи.
Демонстрационный материал: изба в группе (театр, иллюстрации и картинки с изображением предметами быта, хохломские изделия, хохломская посуда (к загадкам, мольберт, клубок ниток.
Для педагога – сарафан, платок или кокошник.
Раздаточный материал (по количеству детей) : шаблон посуды (ложек, кисточки №2, подставки для кисточек, непроливайки, влажные салфетки, гуашь (желтая, красная, зеленая, черная, папка-раскладка «Хохломская роспись».
Техническое оборудование: магнитофон с флешкой, аудиозапись русской народной мелодии «Гусли».
Планируемые результаты НОД: дети проявляют инициативу и самостоятельность в рисовании; активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, участвуют в совместной деятельности; способны договариваться, учитывать интересы и чувства других; дети обладают развитым воображением; у детей развита мелкая и крупная моторика; умеют подчиняться разным правилам и социальным нормам; дети проявляют любознательность, задают вопросы взрослым, интересуются причинно-следственными связями; дети подвижны, владеют основными движениями, могут контролировать свои действия и управлять ими.
Ход образовательной деятельности
I этап. Вводная часть: Мотивационный этап (3 минуты)
1.1. Создание мотивации детей к образовательной деятельности
Воспитатель 1:
Ребята, давайте мы с вами отправимся в путешествие в прошлое. Хотите? Мы с вами побываем в гостях в деревне. А покажет нам дорогу волшебный клубочек. Давайте все вместе скажем заветные слова:
Ты катись, катись, клубок,
С овражка на мосток.
Только сильно не спеши,
Путь-дорожку укажи.
(Клубочек катиться, а дети идут следом за ним и попадают в русскую избу - группа оформлена под русский быт).
В горнице детей встречает второй воспитатель, одетый в традиционный русский костюм.
Дети:
Здравствуйте хозяева!
Хозяйка:
Здравствуйте гости дорогие: красны девицы и добры молодцы! Рада видеть вас в своем дому. Зачем пожаловали?
Дети:
Мы пришли посмотреть, как жили люди много лет назад, какими предметами пользовались в старину и для чего они были нужны.
Хозяйка:
Много лет назад, люди жили в домах, которые назывались избами.
Раньше не было многоэтажных домов, и у каждого человека была своя изба. Это был дом деревянный, срубленный из бревен.
Кто из вас помнит, из какого дерева строили на Руси избу? ( Предполагаемый ответ детей: из сосны или ели). В избу вели деревянные ступеньки. Входя в избу, гости должны были поклониться хозяевам. Так люди здоровались раньше.
Что же было в каждой избе, отгадайте загадку:
В избе – изба,
На избе – труба,
Зашумело в избе,
Загудело в трубе.
Видит пламя народ,
А тушить не идёт. (Предполагаемый ответ детей – печь)
II этап. Основная часть (20 минут)
2.1. Беседа про печь
Хозяйка:
В каждой избе была печь. Печь не только обогревала избу, в ней пекли хлеб, готовили еду себе и домашним животным. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбёшку. Здесь можно было спать. Для этого на печи делалась специальная лежанка.
Ребята, как вы думаете, какие же были в избе полы?
Дети: предполагаемые ответы детей.
Хозяйка:
Полы в комнате были деревянные. Стол тоже изготавливался из дерева. На полу стелили дорожки. Наверху находились деревянные полки, на которых стояли глиняные кувшины, коробки с различными припасами. Центральное место в избе - занимала печь. Пространство между стеной и печью называется «запечье». Там хозяйка хранила приспособления, необходимые для работы: ухваты, большую лопату, кочергу.
Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки; ткали, вышивали, плели лапти, ткали кудель с помощью веретена. Хозяйки содержали свои избы в чистоте.
По диагонали от печи в избе находился красный угол. Это было святое место – в нем помещались иконы, поэтому его еще называют «святым». Красный угол – самое почетное место в доме. Согласно традиционному этикету, человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали.
Как вы думаете, ребята, что же значит название Красный угол?
Дети: дети отвечают.
Хозяйка:
Название «красный» означает «красивый», «хороший» и «светлый».
В красном углу находился и стол. Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу, вдоль стола стояли лавки и скамьи.
Вот так жили люди раньше!
2.2. Загадки про посуду
Хозяйка:
А сейчас давайте вспомним о предметах быта русской избы. И помогут нам в этом загадки (на правильный ответ на стол выставляется посуда) :
1) Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит –
Всем пить чай велит. /Самовар/
2) Черный конь
Скачет в огонь. /Кочерга/
3) Рогат, да не бык,
Хватает, да не сыт,
Людям отдает,
А сам на отдых идет. /Ухват/
4) То назад, то вперед,
Ходит-бродит пароход.
Остановишь – продырявит. /Утюг/
5) Был на базаре, очутился на пожаре. /Горшок/
6) Сам с вершок, голова с горшок. /Ковш/
7) Лежит волк – вырубленный бок. /Солоница/
8) Полно корыто голубок нарыто; голубки клевали, носки замарали, людей напитали. /Миска и ложки/
9) Захочешь чай – любую выбирай!
Вот они толстушки. Кто такие? /Кружки/
10) Всех кормлю с охотою, а сама безротая. /Ложка/
Посуда в избе была деревянная. А чтобы она лучше смотрелась, ее расписывали узорами, покрывали лаком и ставили в горячую печь. От жары лак желтел, и посуда становилась как золото.
А еще люди придумывали разные игры для своих детей. В одну игру мы сейчас с вами поиграем.
2.3. Физкультминутка «Золотые ворота» (игра на ковре)
Дети встают цепочкой (берутся за руки или кладут руки на плечи друг к другу) и проходят под воротами.
Игроки-ворота напевают:
Золотые ворота
Пропускают не всегда
Первый раз прощается
Второй запрещается
А на третий раз
Не пропустим вас!
На последних словах ворота резко опускают руки и ловят тех, кто оказался под ними. Пойманные образуют новые «ворота».
Игра заканчивается, когда всех игроков поймают.
2.4. История о Хохломской росписи
Хозяйка:
Очень давно в поселке Ковернино Нижегородской губернии зародился обычай украшать деревянную посуду росписью. В этом сельском краю почти все делалось из дерева.
Деревни, где точили и окрашивали деревянную посуду, находилась вокруг большого торгового села Хохлома. Именно оттуда разлетелись жар – птицами чашки да ложки по всей земле.
Когда у купца спрашивали, «Откуда такое диво?», он с радостью отвечал: «Из хохломы».
Вот и по сей день, расписную посуду зовут Хохломской.
2.5. Дидактическая игра «Ответь правильно»
Хозяйка:
Ребята, а сейчас давайте поиграем в игру «Ответь правильно» (хозяйка делит детей на две команды. Каждой команде задается по 5 вопросов, на которые нужно ответить правильно).
1. Как называется вся домашняя утварь, выточенная из дерева, которое отливается золотом, веселит глаз затейливым узором? /Хохлома/.
2. Что представляет собой Хохлома? /Старинный русский промысел/.
3. Из каких растительных элементов состоит хохломской узор? /Рябина, клубника, листочки, завиточки, трилистник/.
4. В каком селе зародилась хохломская роспись? /Поселок Ковернино в Нижегородской области/.
5. Почему Хохлому называют Золотой? /Потому что была легенда/.
6. Какие предметы расписывались хохломской росписью? /Чашки, тарелки, ложки, кувшины, плошки, миски/.
7. Какого цвета краски использовали в хохломской росписи? /Красный, золотой и черный/.
8. Из чего мастера делают свою посуду? (Из дерева, липы, березы).
9. Какие узоры были очень сложными в хохломской росписи? (Жар-птица, петушок, цветок).
10. Листочки, ягодки, цветочки, стебелек, завиток. Здесь хозяева три цвета, черный, красный, золотой. Кто привез товар такой?
Хозяйка:
Молодцы ребята. Вы все ответили правильно.
А сейчас я предлагаю вам превратиться в юных мастеров. А украшать мы с вами будем вот такую ложку (показывает шаблон ложки).
Проходите все к столу и присаживайтесь на места.
Перед тем как рисовать, давайте разомнем пальчики.
2.6. Пальчиковая гимнастика «Цветки»
Наши алые цветки распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые цветки закрывают лепестки,
Головой качают, тихо засыпают.
(Медленно разгибать пальцы из кулаков, покачивание кистями рук вправо, влево. Медленное сжимание пальцев в кулаки, покачивание кулачков вперед, назад).
2.7. Продуктивная деятельность детей. Рисование
(На столе лежат шаблоны посуды - ложек, кисточки №2, подставки для кисточек, непроливайки, влажные салфетки, гуашь (желтая, красная, зеленая, черная).
Хозяйка:
Теперь, юные мастера, можете смело приступать к работе! Берем кисточку и аккуратно набираем краску золотую. Рисуем трилистник, ставим точку и из этой точки вырастает средний листик, а потом боковые. А теперь рисуем завитки и травинки…. Украшаем ложки хохломскими узорами.
Дети самостоятельно выполняют работу. Проводится индивидуальная работа с детьми в случае затруднения. Во время работы, звучит музыкальное сопровождение: народная мелодия «Гусли».
III этап. Заключительная часть (2 минуты)
3.1. Сюрпризный момент
Хозяйка:
Мне очень интересно, что же у вас получилось? Вижу, все уже закончили. Какие вы молодцы!
Воспитатель:
Давайте возьмем работы в группу и устроим выставку. Ведь не зря же мы называемся «Золотая Хохлома».
Хозяйка:
А от меня вам угощение, из русской печи пирожки.
3.2. Подведение итогов занятия. Рефлексия
Воспитатель:
Ребята, давайте скажем спасибо хозяйке и заветные волшебные слова, чтобы вернуться в группу.
Дети говорят волшебные слова:
Ты катись, катись, клубок,
С овражка на мосток.
Только сильно не спеши,
Путь-дорожку в нашу группу укажи.
А теперь ребята, берите свои работы и выставляйте их на стенд в нашей группе (дети поочередно ставят свои работы на полочки).
Посмотрите, какая чудесная получилась посуда – яркая, красочная, праздничная. У каждого получился свой, неповторимый узор. Молодцы, ребята!
Где мы сегодня были? А что больше всего понравилось вам? Почему? (Дети отвечают на вопросы воспитателя).
Сегодня вы все постарались на славу, как настоящие мастера! Теперь наша группа с вашими работами стала еще краше.
Список литературы
1. Реализация содержания образовательной области «Речевое развитие» в форме игровых обучающихся ситуаций. Старшая группа (5-6 лет) / авторы-сост. : О. М. Ельцова, Л. В. Прокопьева, СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. – 160с.
2. Комплексные занятия по программе «Детство». Старшая группа/авт. -сост. З. А. Ефанова, О. В. Симонова, О. А. Фролова. - Волгоград: Учитель. – 331с.
3. Яндекс ресурсы https://yandex.ru (картинки посуды «Золотая хохлома, музыкальное сопровождение, физкультминутка, пальчиковая гимнастика).
4. Истоки русской народной культуры в детском саду; Детство-Пресс - Москва, 2010. - 160 c.