Сафия Литвинова
Конспект образовательной деятельности с детьми средней группы ОНР по ознакомлению с окружающим: «Свойства воздуха».
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия «Свойства воздуха»
Цель: формировать представления о свойствах воздуха, его необходимости для жизни; учить устанавливать причинно- следственные связи на основе эксперимента и делать выводы; развивать познавательную активность.
Публикация «Конспект образовательной деятельности с детьми средней группы ОНР по ознакомлению с окружающим: „Свойства воздуха“,» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Свойства материалов и веществ
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2016
Предварительная работа: беседы о свойствах воздуха, наблюдения за ветром и установление его направления и силы с помощью вертушек, научить детей надувать воздушные шарики.
Словарная работа: буря, ураган, эпидемия, вирус, кислород. Материалы и оборудование: тонкий лист бумаги, разрезанный на полоски; яблоко и лист бумаги; солнечные очки и прозрачные куски разноцветного пластика; детский дезодорант; воздушные шары; полиэтиленовые мешочки, расческа, карандаш, вертушка- флюгер и стаканчик; тазик с водой; камень, ключик; бумажные кораблики и трубочки; марлевая повязка; дидактические картинки.
Ход занятия
Восп: -Ребята, помните мы с вами проводили опыты с водой?
-Что мы тогда установили, чистая вода какая? (Дети читают таблицу, которую заполнили и перечисляют свойства воды : прозрачная, видимая, бесцветная, не имеет запаха, форму, вкуса).
-Мы пришли к выводу, что человек не сможет жить без воды. Подумайте, что ещё человеку, да и животным очень важен и необходим для жизни.
-Чем мы дышим? (воздухом).
-Правильно, воздух, без него не было бы жизни на земле. О нем и пойдет сегодня речь. Без воздуха не прожить нам даже несколько минут. Он нужен нам для дыхания: людям, животным и птицам.
-А, какой воздух нужен нам для дыхания? (Чистый).
-Давайте выясним, каким должен быть чистый воздух.
-Вот мы с вами, когда хотим пить то, что делаем? (Идём за водой и набираем в стакан).
-А, чтобы дышать где берём воздух, за ним нам надо куда-то идти?
-Почему? Где живёт воздух? (Везде).
-Мы это можем проверить.
Опыт1: -Сейчас, мы проверим есть ли он в нашей группе и в нас.
(Воспитатель берёт в руки и держит тонкий лист бумаги, разрезанный на полоски)
-Смотрите ребята, что происходит с полосками? (Колышутся).
-Мы не прикасаемся к ним. Что же их толкает? (Воздух).
-Но мы его видим? Почему? (Он невидим).
-А теперь давайте проверим есть ли он внутри нас. Подуйте на эти полоски. Что происходит? Кто-нибудь из вас видел воздух?
-Значит он какой? (Невидимый).
-Правильно, мы его не видим. Воздух- невидимка.
-Отмечаем это свойство воздуха в нашей таблице.
-Обычно мы даже забываем, что он повсюду вокруг нас, и внутри, и высоко в небе, дышим воздухом и не замечаем этого.
Опыт2: -Ребята, что вы видите за окном? (Дети перечисляют).
-А почему вы всё это видите? (Окна прозрачные).
(Воспитатель берет в одну руку яблоко, другой- листком прикрывает его)
- Ребята, а что я держу в левой руке? (Дети гадают, но не могут точно назвать)
- А разве вам не видно, что я держу? Почему? (Потому что лист бумаги не прозрачный и через него не видно).
(Воспитатель убирает лист бумаги, и дети называют предмет)
-Но, смотрите между нашими глазками и яблоком есть воздух, однако вы увидели яблоко, мы видим друг друга, видим гостей, и все что находится в нашей группе, т. е. в этом помещении. Хотя все окутано воздухом.
-Значит воздух какой? (Прозрачный).
-Давайте и это отметим в нашей таблице.
Опыт3: (Воспитатель приглашает детей к столу, где лежат предметы).
-Скажите ребята, какого цвета лист бумаги? (Белого).
-Карандаш какого цвета? (Красного)
-Лимон какого цвета? (Желтого)
-Значит, мы можем назвать все эти цвета и видим их без искажения.
-А если надеть солнечные очки, или посмотреть через эти цветные пластинки, то эти предмета какими становятся? (Они меняют цвет)
-Давайте посмотрим?
-Тогда скажите, если через воздух предметы не меняют цвета, то воздух имеет свой цвет? (Нет, он бесцветный).
-Давайте и этот вывод занесём в нашу таблицу. (Дети отмечают). Опыт4: - Ребята, а вы заметили, что в разных помещениях пахнет по-разному? -Кто был когда-нибудь в парикмахерской и чем там пахнет? (Шампунями, растворами, лаком для волос)
-А если мы зайдем на кухню? Или даже мимо проходим по коридору, чем там пахнет? (Аппетитной едой)
-А в больнице чем пахнет? (Лекарствами, спиртом)
-А в нашей группе пахнет кухней, парикмахерской, больницей? (Нет)
-Это говорит о том, что у нас сейчас воздух чистый. (Воспитатель опрыскивает дезодорантом)
-Что вы сейчас почувствовали? (Запах)
-Тогда, скажите, это запах чего? Воздуха или дезодоранта? (Дезодоранта).
-А воздух пахнет? (Нет. Он без запаха). -Давайте отметим это в таблице.
-Итак ребята, делаем вывод- воздух какой? Невидимый, прозрачный, бесцветный и без запаха.
Опыт5: - А поймать то, что не видимый, прозрачные, бесцветный и без запаха мы сможем? (Дети говорят свои версии)
-Давайте попробуем.
( Воспитатель раздает предметы: полиэтиленовые пакеты, расческу, вертушку, стаканчик. И с этими предметами дети бегают по группе и пытаются поймать воздух)
-Кто поймал? (Те. у кого были пакеты)
-А почему не поймали с расческой?
-А что в стакане? (Воздух)
-Сейчас мы это проверим.
(Дети проходят на стульчики. и воспитатель приклеивает пластилином полоску бумаги в стаканчик, и переворачивая его опускает в тазик с водой, и резко вытаскивает)
-Бумага осталась мокрая или сухая? Почему? (Потому что там остался воздух в сжатом виде).
Опыт6: -Ветер- это движение воздуха. Если кто-нибудь скажет, что ветер дует, потому что деревья качаются- не верьте. Это не правда. Все наоборот! Деревья качаются потому что дует ветер!
- А как мы устанавливаем направление и силу ветра на прогулке? (Смотрим на деревья, и в какую сторону гнуться ветки, в том направлении и дует ветер. А еще с помощью султанчиков и вертушек, если вертушка крутиться быстро, значит ветер сильный, и наоборот.)
Ветер бывает разной силы: слабый, сильный, но еще бывает разрушительной силы- это буря, ураган, шторм.
Игра: «Корабли на море».
(Дети запускают бумажные кораблики, а сами выполняют роль ветра, и своим дыханием подгоняют кораблики)
-Сначала дуем ровно, чтоб кораблики не перевернулись и не утонули. Делаем глубокий вдох носом складываем губы трубочкой и медленно выдыхаем. Так можно управлять кораблем не только на скорость, но и на точность, т. е. направить в нужную сторону.
-Что делают кораблики? (Плывут плавно, не торопливо)
-А давайте устроим настоящую бурю и узнаем, как поведут себя кораблики. Берем трубочки, опускаем в воду и начинаем дуть изо всех сил.
-То-то море забурлило. Что случилось с кораблями? (Утонули)
-А когда мы качали воду воздухом что происходило? Воздух остается на дне? (Нет, пузырьками выходит на поверхность.)
-Это происходит потому что воздух легче воды.
-Значит человек может долго находиться под водой? (Он захлебнется).
Вывод: Давайте ребята вернёмся к нашей таблице и скажем, что нам дали наши опыты- эксперименты. (Дети читают таблицу).
-А мы смогли бы жить без воздуха?
-И какой воздух нам нужен? (Чистый).
Сюрпризный момент: -Ребята, вы сегодня были очень внимательны и нашли ответы на все свои вопросы. Спасибо вам за старания! Предлагаю продолжить игры с воздухом и у меня есть для вас подарки – воздушные шары. Только их надо надуть. А воздух у нас есть? Будем разрабатывать наши легкие. Подходите за шарами.