светлана батурина
Конспект образовательной деятельности «Путешествие в волшебный лес» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ОД
Образовательная область : познавательное развитие.
Тема: путешествие в волшебный лес.
Задачи:
Образовательные :
• Познакомить детей с разнообразием насекомых, выделив их отличительные общие признаки (наличие шести ног, разделенного на три части туловища и усиков).
Публикация «Конспект образовательной деятельности „Путешествие в волшебный лес“ в старшей группе» размещена в разделах
• Расширить представления детей о роли леса. Продолжать учить детей правильно называть деревья, уметь отличать их по форме листьев, ,учить образовывать относительные и притяжательные прилагательные, обогащать словарь. Актуализировать и дополнить знания детей о правилах поведения в лесу.
Развивающие:
• Развивать мыслительные процессы, познавательную активность, творческие способности. Развивать экологическое мышление, экологическую культуру.
Воспитательные:
• Воспитание доброго отношения к обитателям леса.
• Воспитывать навыки сотрудничества в игре, инициативность, усидчивость. Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование:
предметные картинки насекомых (бабочка, пчела, кузнечик, муравей, божья коровка, стрекоза, деревьев, диких животных, «письмо», игрушки насекомые – пчела, божья коровка, стрекоза, муравей, жук, муха.
Воспитатель
- (воспитатель стоит у окна) и звенит колокольчиком:
Мой звоночек звенит, заливается
И ребята вокруг собираются
Собрались все дети в круг
Ты мой друг и я твой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнёмся.
- А еще давайте улыбнемся нашим гостям и поприветствуем их.
Ребята, вы хотите отправиться в путешествие?
(Ответы детей)
Друзья, сегодня у нас необычное путешествие. Отгадайте загадку.
Загадка
Весной веселит,
Летом холодит.
Осенью питает
Зимой согревает. (Лес)
Воспитатель: Вы хотите пойти в лес?
Мы отправимся в лес, но не в обычный, а в волшебный. В этом лесу живёт фея. Она приглашает нас к себе в гости. Но прежде чем мы отправимся туда, давайте вспомним правила поведения в лесу.
(Ответы детей.)
Нельзя разводить костёр.
Нельзя разорять гнёзда и муравейники.
Нельзя шуметь в лесу – испугаешь зверей.
Нельзя ломать ветки деревьев.
Не надо ловить бабочек, приносить из леса зверей домой.
Воспитатель: Лес это хорошо. Почему?
(Ответы детей.)
В лесу чистый воздух.
В лесу люди отдыхают.
В лесу собирают грибы и ягоды.
Из деревьев делают мебель, бумагу, игрушки и т. д.
Воспитатель: Лес это опасно. Почему?
(Ответы детей)
Лес может гореть - это опасно.
В лесу может укусить змея.
Дерево во время сильного ветра может упасть.
Воспитатель: Наше путешествие начинается.
Под фонограмму (щебетание птиц)дети идут по «осенней тропинке».
Воспитатель. Ребята, вот мы и пришли в лес.
Здравствуй, лес,
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится –
Что за зверь?
Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь, – мы свои!
(С. Погореловский)
Воспитатель: Что такое лес?
Лес - это целый мир, в котором растет множество деревьев, растений, обитает много разных животных, птиц, жизнь которых тесно взаимосвязана.
- Посмотрите сколько много деревьев растёт в лесу. (картинки с изображением деревьев)
Вопрос. Как называются эти деревья?
Ответы. Берёза, осина, ель, сосна, дуб, липа, клён, рябина, тополь.
Д/игра «Какой ты лист?». Ответы детей. Я берёзовый лист. Я осиновый лист. Я сосновая иголка…
Вопрос. Чем сосна и ель отличаются от остальных деревьев?
Ответ. У сосны и ели вместо листочков иголки.
Вопрос. Как называются деревья, у которых на ветках растут листья (лиственные, а у которых иголки (хвойные?
Вопрос. Какие звери живут в лесу?
Ответ. (Волк, лиса, заяц, медведь, лось, кабан, еж, косуля, и т. д.)
Д/У «Кто, где живет?» (Лиса в норе, медведь в берлоге, белка в дупле, заяц под кустом, волк в логове)
Д/игра «Чья семья.» Ответы : медвежья семья, лисья семья, заячья семья, волчья семья.
Вопрос. Какие птицы живут в лесу?
Ответ. Синица, кукушка, ястреб, пеночка, сова, филин, дрозд, горихвостка, иволга, тетерев, глухарь, ворон и т. д.
Вопрос. Почему некоторые птицы улетают на юг?
Ответ. Потому что им нечем питаться, пропадают насекомые.
Дети идут за воспитателем.
Воспитатель:
«Мы к лесной полянке вышли,
поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
через ветви и пенечки.
Кто так ловко шагал,
не споткнулся, не упал?»
(Дети идут по группе вместе с воспитателем)
Воспитатель: Ребята, мы пришли к лесной полянке, давайте подойдем к ней и посмотрим, что там находится.
-Что вы видите на полянке?
(Ответы детей).
(Дети подходят к столу, накрытому зеленой скатертью, на котором спрятано письмо.)
Воспитатель:
- Посмотрите, на полянке никого нет, я никого не вижу.
-А вот письмо лежит, интересно от кого оно?
(Ответы детей).
Воспитатель:
-Давайте прочтем письмо.
(Воспитатель читает письмо)
Письмо:
- Дорогие ребята,
Однажды над насекомыми
Пронёсся злой паук
На полянке разноцветной
Он всех заколдовал.
Помогите, нам, пожалуйста!»
Воспитатель: - Ребята, с малышами- насекомыми что-то случилось, вы готовы помочь? (Ответы детей).
Воспитатель:
Чтоб бабочки порхали,
Вновь трудился муравей.
Что бы осы здесь жужжали,
Помоги им поскорей.
Возьми с собой ты знанья,
И доброту возьми,
И этим шестиногим
Малышкам помоги!
Воспитатель:
- А чтобы помочь нашим шестиногим малышам, мы должны справиться с заданиями, которые для нас приготовил паук. Вы готовы? (Ответы детей).
Воспитатель:
-А вот и первое задание от паука, чтобы спасти стрекозу и жука, нужно отгадать загадки и найти картинки – отгадки».
Загадки. Беседа по теме.
(Воспитатель читает загадки, дети отгадывают, находят картинку и выставляют на доску).
• У нее четыре крыла,
Тело тонкое, словно стрела.
И большие, большие глаза,
Называют ее (стрекоза).
Воспитатель:
- Как вы догадались, что это стрекоза, какие слова помогли найти отгадку?
(Ответы детей).
• Сок цветов душистых пьет,
Дарит нам и воск, и мед.
Людям всем она мила
А зовут ее. (пчела).
Воспитатель:
- Какие слова помогли вам догадаться, что это пчела?
(Ответы детей).
• Он работник настоящий
Очень, очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом. (Муравей).
Воспитатель:
- Какие слова помогли вам догадаться, что это муравей?
(Ответы детей).
• Она ярка, красива,
Изящна, легкокрыла.
Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок. (Бабочка).
Воспитатель:
- Какие слова вам подсказали, что это бабочка?
(Ответы детей.)
• Всех жучков она милей,
Спинка алая на ней.
А на ней кружочки
Черненькие точки. (Божья коровка).
Воспитатель:
- А в этой загадке, какие слова подсказали, что это божья коровка?
Ответы детей.
- Как можно назвать одним словом тех, кто изображен на картинках?
(Ответы детей).
Мы спасти стрекозу и жука
Воспитатель:
- Какой основной признак всех насекомых?
(Ответы детей)
Воспитатель: у насекомых по 6 лапок; тело разделено на 3 части: голова, грудь и брюшко: есть усики.
Воспитатель:
- А паук – это насекомое?
(Ответы детей.)
Воспитатель: - Паук имеет 4 пары ног, а насекомые 3 пары.
Физкультминутки:
Дети утром рано встали
Дети утром рано встали,
За грибами в лес пошли. (Ходьба на месте.)
Приседали, приседали,
Белый гриб в траве нашли. (Приседания.)
На пеньке растут опята,
Наклонитесь к ним, ребята,
Наклоняйся, раз-два-три,
И в лукошко набери! (Наклоны.)
Вон на дереве орех.
Кто подпрыгнет выше всех? (Прыжки.)
Если хочешь дотянуться,
Надо сильно потянуться. (Потягивания — руки вверх.)
Три часа в лесу бродили,
Все тропинки исходили. (Ходьба на месте.)
Утомил всех долгий путь —
Дети сели отдохнуть. (Дети садятся.)
Видишь, бабочка летает
Видишь, бабочка летает,
(Машем руками-крылышками.)
На лугу цветы считает.
(Считаем пальчиком.
)Раз, два, три, четыре, пять.
(Хлопки в ладоши.)
Ох, считать не сосчитать!
(Прыжки на месте.)
За день, за два и за месяц…
(Шагаем на месте.)
Шесть, семь, восемь, девять, десять!
(Хлопки в ладоши.)
Даже мудрая пчела
(Машем руками-крылышками.)
Сосчитать бы не смогла! (Считаем пальчиком.) Г. Виеру
Бабочка.
Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)
Воспитатель: Ребята, мы спасли стрекозу и жука,
чтобы спасти муравья и кузнечика, нам нужно справиться со следующим заданием: «Вам нужно разложить насекомых на группы».
Дети предлагают варианты ответов, на какие группы можно разделить насекомых в зависимости от того, чем они питаются (хищники и остальные).
Дети раскладывают картинки с изображенными насекомыми на 2 группы (на доске).
Воспитатель: Какие насекомые являются хищными?
(Ответы детей.)
Воспитатель: Стрекоза, кузнечик, божья коровка.
Воспитатель: Почему их называют хищниками?
(Ответы детей).
Воспитатель: Потому что они охотятся за другими насекомыми.
Воспитатель: Возьмите картинки хищных насекомых и прикрепите их на доску под картинкой с изображением волка.
Воспитатель: - Молодцы, вы справились и с этим заданием и спасли муравья и кузнечика. Пойдем дальше, еще другие насекомые ждут нашей помощи.
Игра «Четвертый лишний». Составление предложений с союзом «потому что».
Подойдите к столу, на котором расположены картинки. Внимательно посмотрите на картинки и скажите, какая картинка здесь лишняя и почему вы так думаете?
(Ответы детей).
Воспитатель:
• Лишний паук, потому что он не относится к насекомым.
• Лишняя бабочка, потому что остальные насекомые относятся к хищным.
Воспитатель: Теперь мы спасли Бабочку.
Воспитатель: Вот и подошло наше путешествие к концу, какие вы все молодцы, что помогли насекомым. Насекомые вас всех благодарят. Возьмите насекомых и поселите их на нашей лесной полянке.
(Дети берут насекомых-игрушки и размещают их на полянке возле цветов.)
Воспитатель: Посмотрите, какая полянка красивая стала. Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым! А нам пора возвращаться в детский сад.
8. Итог занятия.
Чем мы сегодня занимались? Что вам запомнилось? Что вы узнали нового?
- Какая игра вам больше всего понравилась? - Вам понравилось быть насекомыми?
(Ответы детей.)
- Вы все сегодня были молодцы!