Папки-передвижки

Формирование пространственных представлений на занятиях по физической культуре

Рычкова Ольга Германовна
Формирование пространственных представлений на занятиях по физической культуре
▼ Скачать + Заказать документы

В современных условиях проблема сохранения и укрепления здоровья детей приобретает глобальный характер. Наблюдается постоянный рост числа детей с отклонениями в развитии. Для детей с нарушением речи характерен низкий уровень ловкости и быстроты, а также низкая степень сформированности двигательных навыков, низкая моторная обучаемость. Эти особенности часто выражены и сопряжены с недостаточным развитием восприятия, внимания и памяти, а также речи. В человеческой деятельности практически нет областей, где не употреблялась бы речь. Она нужна везде, хотя бы на этапе обучения. А поскольку всем детям надо учиться, то от качества речи ребёнка зависит его обучение. Использование различных коррекционных упражнений в разных видах физкультурных занятий помогают детям преодолевать речевое нарушение - это является своеобразным дополнением в работе по коррекции речи.

Почти у 100% детей не сформированы пространственные представления. У детей наблюдаются трудности ориентировки во всех пространственных направлениях. Пространственная ориентировка включает в себя два вида ориентировок, тесно связанных между собой: ориентировку на собственном теле, дифференциацию правых и левых его частей; ориентировку в окружающем пространстве. Для решения проблемы решили использовать в своей работе на занятиях и вне занятий игры, игровые упражнения, направленные на формирование пространственных представлений.

В процессе работы были поставлены следующие задачи:

1. Создание условий для развития пространственных ориентировок у детей на занятиях по физической культуре.

• подбор игр и упражнений по данной теме;

• подбор методов и приемов в работе над формированием пространственных представлений (словесные, практические, наглядные);

• подготовка наглядности – схем ОВД, схем – предлогов;

• использование игр на занятии.

2. Формирование умений у детей анализировать пространственные отношения, применять их в повседневной жизни.

Работу начали с обучения детей определению направления положения предмета, ориентируясь от себя: «вверху» - где голова, «внизу» - где ноги, «впереди» - лицом ко мне и т. д. Конечно, у некоторых детей нужно сначала сформировать устойчивые представления и закрепить понятия о частях тела. Например, игра «Где твои руки?» проводили для выявления умения ориентироваться на собственном теле.

Для закрепления понятий «слева», «справа», в которых дети испытывают большие трудности, помогают такие упражнения:

-подними левую руку вверх;

- покажи правой рукой левое ухо;

-встань на правую ногу и подпрыгни;

- возьми мячик правой рукой и т. д.

При обучении детей умению ориентироваться в пространстве закрепляется умение пользоваться предлогами в речи: в, к; за, по, на, над, из-за, под, между, около и т. д. Именно предлоги указывают на взаимоположение предметов в пространстве, помогают выразить многообразие отношений между предметами окружающей действительности. Дети должны понять, что предлог- хотя и маленькое, но имеющее самостоятельное значение слово и замена одного предлога другим меняет смысл высказывания, меняет действие с предметом. Поэтому игровая деятельность должна быть организована таким образом, чтобы смысловой центр высказывания приходился на предмет, т. е. дети должны понимать предлоги,выражающие пространственные отношения.

Использовали в работе с детьми следующие игры: «Найди игрушку» (закрепление значения предлогов: НА, ЗА, ПОД, «Где спрятался грибок» (закрепление значения предлогов НА, ЗА, НАД, ПОД, «Кто ушел» (закрепление значения предлогов ОКОЛО, ВОЗЛЕ, МЕЖДУ,«Угадай, что изменилось?» (закрепление значения предлогов В, НАД, ПОД, «Скажи, куда мы положили» (закрепление значения предлогов НА, ЗА, ПОД, «Выполни действие» (закрепление значения предлогов В, НА, «Где мы были, что видели?» (закрепление значения предлогов В, НА,«Умей найти своё место»– дети встают друг за другом, уточняя своё место, по отношению друг к другу, к соседям, используя слова «сзади», «МЕЖДУ». «ЗА». Задаются вопросы: «За кем ты стоишь? Между кем? Кто перед тобой?», «Будь внимательным и шустрым, все команды выполняй!» (цель: закрепить значение предлогов НАД, ПОД, ЗА, МЕЖДУ, НА, «Воды немного - переходи!» (цель: закрепить значение предлога ЧЕРЕЗ) Таким образом, в играх в ненавязчивой, развлекательной форме закрепляются речевые навыки с применением предлогов.

Понятиям выше – ниже, дальше - ближе, вправо – влево, обучаем и закрепляем в разных построениях и перестроениях детей в вводной части на занятиях по физической культуре.

В основной части занятия используем специальные карточки, на которых схематично изображены основные виды движений. Например: ходьба по бревну; здесь же указана схема предлога. Дети, рассматривая карточку, проговаривают выполнение основных видов движений с использованием предлога. (1-ое препятствие – надо пройти ПО бревну приставным шагом, 2-ое препятствие – пролезть ПОД дугой, 3-е – бросить мяч В корзину) Карточки очень помогают при обучении основным видам движений и в закреплении предлогов.

Карточки-схемы применяются не только на занятиях по принципу круговой тренировки, но и как приём в сюжетных, игровых занятиях, занятиях - соревнованиях.

Формирование и закрепление пространственных представлений происходит и в подвижных играх. В подвижной игре закрепляются виды движений, знания и представления об окружающем мире, развитие дыхания, голоса, грамматический строй речи - употребление предлогов. Например:

Подвижная игра «Медведь» (тема «Дикие животные»)

Цель: развитие скорости во время бега, ловкости; закрепление знаний детей о диком животном; понимание и использование пространственного значения предлога ОТ, В, НА, ЗА с опорой на схемы.

Подвижная игра «Собери в корзину и в ведро» (тема «Фрукты – овощи»)

Цель: развитие скорости во время бега, ловкости; закрепление знаний детей о фруктах, овощах; понимание и использование пространственного значения предлога В, ИЗ с опорой на схемы.

Подвижная игра «Покорми птиц» (тема «Зимующие птицы»)

Цель: развитие скорости во время бега, ловкости; закрепление знаний детей о зимующих птицах; понимание и использование пространственного значения предлога ЗА,С, НА, ЧЕРЕЗ, К, ОТ с опорой на схемы.

По окончании игры дети отвечают на вопросы педагога предложениями с использованием предложно-падежных конструкций.

Подвижные игры с речевым сопровождением позволяют детям преодолевать трудности в координации слова и движения, развивают внимание и память, помогают детям выработать правильные речевые навыки.

В своей работе используем игры с мячом, которыерегулируют силу и точность движений; способствуют выработке у детей координированных движений во взаимодействии с речью; совершенствуют общую и мелкую моторику; развивают быстроту реакции на словесные инструкции; развивают слуховое внимание; помогают расширять, уточнять словарь детей по лексическим темам; закреплять знания по ознакомлению с окружающим; формируют грамматический строй речи, употребление предлогов. Например:

«Осень» (предлог – в, на, над)

• Игра «Вершки-корешки»

• «Где растет?» (в земле, над землей, на дереве)

«Грибы» (предлог – под)

• Назвать съедобные и несъедобные грибы

• Работа над словообразованием (под березой растет? – подберезовик, где растет подосиновик?– под осиной)

«Одежда. Обувь» (предлог – у)

• Какую одежду ты знаешь? Что есть у рубашки? (воротник, рукава, карманы, пуговицы, манжеты)

• Какую обувь ты знаешь? Что есть у ботинка? (подошва, шнурки)

«Продукты» (предлог – из)

• Назвать молочные продукты (аналогично мясные, хлебобулочные)

• Что можно приготовить из овощей? (фруктов, мяса)

• Какой сок получится из яблок? (винограда, персиков, груш и т. д.)

«Домашние животные»

«Домашние птицы» (предлог – у, в)

• Назвать домашних животных

• Назвать домашних животных, у которых есть копыта (рога)

• Кто где живет? (лошадь где живет? – в конюшне; собака – в конуре; корова – в коровнике и т. д.)

• Назвать домашних птиц

• Назвать детенышей домашних птиц (у курицы – цыпленок, у утки – утенок и т. д.)

«Посуда» (предлог – у)

• Назвать предметы посуды (Какую посуду ты знаешь)

• Расскажи про посуду (у чайника есть ручка, дно, крышка)

«Профессии» (предлог – в, на)

• Назвать профессии людей

• Кто, где работает? (учитель – в школе, строитель – на стройке, врач – в больнице и т. д.)

«Зима» (предлог – у, на, в)

• Назвать признаки зимы. Зимние месяцы

• Назвать предметы зимней одежды (У шубы рукава, воротник)

• Зимние развлечения (зимой можно: кататься НА лыжах, кататься НА санках, кататься НА коньках, играть В снежки, делать постройки ИЗ снега)

«Весна»

«Первоцветы»

«Перелетные птицы» (предлог – у, за)

• Назвать признаки весны. Весенние месяцы, что за чем идет (апрель за мартом)

• Назвать весенние первоцветы. Что есть у цветов?

• Назвать перелетных птиц. Что есть у птицы?

В этих заданиях решается сразу несколько речевых задач:

1. Закрепление лексической темы (обогащение и активизация словаря)

2. Употребление существительных с предлогами (грамматический строй речи)

Игры с мячом используем в заключительной части на занятиях по физической культуре, непродолжительной по времени, требующей от детей спокойных, непринужденных движений.

Начиная эту работу на занятиях, продолжаем ее в индивидуальной работе, и закрепляем в самостоятельной деятельности детей в играх. Дети постепенно осваивают «схемы собственного тела», учатся находить и выделять различные стороны предметов: переднюю, верхнюю, нижнюю, боковую; применять словесную систему отсчета по основным пространственным направлениям: вперед – назад, вверх – вниз, направо – налево; определять расположение предметов в пространстве «от себя», когда исходная точка отсчета фиксируется на самом объекте. Более активно дети стали употреблять словесные обозначения пространственных отношений, выраженных предлогами и наречиями. Приобретенные навыки и умения позволили детям легко ориентироваться на музыкальных и физкультурных занятиях.

Вывод: Осознанное употребление предложных конструкций помогает детям уточнить пространственные представления, понять сложные грамматические конструкции предложений. Использование коррекционных упражнений на физкультурных занятиях являются необходимыми предпосылками для лучшего функционирования речевых органов и оказывают положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков.

Публикации по теме:

Формирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТФормирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТ Одной из характерных особенностей детей с задержкой психического развития является нарушение ориентировки в пространстве, а, как известно,.

Фотоотчет «Детский тимбилдинг на занятиях по физической культуре»Фотоотчет «Детский тимбилдинг на занятиях по физической культуре» Сохранения и укрепления здоровья детей занимает ведущее место в образовательном пространстве, и поэтому инструктору по ф / к необходимо.

Интеграция физического воспитания и формирования элементарных математических представлений на занятиях по физической культуреИнтеграция физического воспитания и формирования элементарных математических представлений на занятиях по физической культуре ИНТЕГРАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В СТАРШЕЙ.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование пространственных представлений на занятиях по физической культуре
Опубликовано: 24 февраля 2025 в 09:13
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование пространственных представлений на занятиях по физической культуре» (включая файлы) размещена пользователем Рычкова Ольга Германовна (УИ 3266270) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
25 февраля 2025 вторник
26 февраля 2025 среда
Фисташковое творчество
Всемирный день неторопливости



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД