Татьяна Кыштымова
Творческая мастерская «Создание афиши — приглашения «Широкая Масленица» с детьми 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема: Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.
Цель: изучать и возрождать интерес и уважение у детей к русской культуре, обрядовым народным праздникам, традициям, обычаям.
Форма проведения: творческая мастерская.
Место проведения: мини-музей «Русская изба».
Участники: воспитанники в возрасте 6-7 лет.
Задачи:
- развивать у детей познавательный интерес к историческому наследию традиций русского народа;
- познакомить детей с символами праздника Масленица и их значением;
- вызвать интерес к художественной картине Б. М. Кустодиева;
- содействовать воспитанию патриотических чувств;
- воспитывать интерес к театрализации.
Оборудование и материалы: репродукция картины «Масленица» Б. М. Кустодиева; аудиозапись музыкального фрагмента «Февраль. Масленица» из альбома «Времена года» П. И. Чайковского; иллюстрации для афиши (Храм, береза, солнце, блины, чучело, люди, надпись: «Широкая масленица»); ножницы, клей, салфетки, лист ватмана.
Предварительная работа:
- подбор иллюстраций;
- беседа о празднике Масленица, о символах этого праздника;
- экскурсия по картинной галерее «Широкая Масленица».
Словарная работа: балаган, скоморохи, чучело.
План проведения:
7. Организационный момент.
7.1. Беседа с детьми «Что мы знаем о Масленице?».
7.2. Беседа «Символы Масленицы».
8. Теоретическая часть.
8.1. Рассматривание репродукции картины Б. М. Кустодиева «Масленица».
9. Пальчиковая игра.
10. Практическая часть.
11. Рефлексия.
12. Итог.
Ход проведения мероприятия
4. Организационный момент.
Звучит музыка П. И. Чайковского: аудиозапись музыкального фрагмента «Февраль. Масленица» из альбома «Времена года».
Педагог. Здравствуйте, ребята! Мы рады приветствовать Вас на нашей творческой мастерской. Сегодня нам хочется поговорить с вами, о старинном русском народном празднике. Послушайте стих и попробуйте угадать, что это за праздник.
Этот праздник к нам идет
Раннею весною,
Сколько радостей несет
Он всегда с собою!
Ледяные горы ждут,
И снежок сверкает,
Санки с горок вниз бегут,
Смех не умолкает.
Дома аромат блинов
Праздничный чудесный,
На блины друзей зовем,
Будем есть их вместе. (Масленица)
Педагог. Правильно, ребята. Это праздник Масленица. Праздник Масленицы с незапамятных времен был самым веселым и разгульным, потому что продолжался, целую неделю. Как правило, Масленица всегда происходит вначале весны, так как мы провожаем зиму и встречаем весну.
Педагог. (Беседа с детьми «Что мы знаем о Масленице?»).
1. Без чего не обходится праздник - Масленица? (без блинов)
2. Главным героем праздника – является –? (чучело)
3. Сколько длится праздник масленица? (семь дней)
4. Как называется последний день масленицы? (прощеное воскресенье, проводы зимы)
5. Ребята, а на что похожи наши блины? (на солнышко)
6. Конечно же, на солнышко, они тоже кругленькие, желтенькие и румяненькие.
Педагог. (Беседа с детьми «Символы Масленицы»).
Педагог. Ребята, а как вы думаете, какие символы праздника Масленица существуют? (Ответы детей).
Педагог. Существуют основные традиционные символы (атрибуты) народного праздника Масленица:
1. Медведь. Он стал одним из символов Масленицы и наступления весны, ведь зимой медведь спит в берлоге, а весной – просыпается. Проснулся медведь – значит, весна пришла.
2. Чучело. Оно олицетворяло собой холодную, злую и колючую зиму, проще говоря, вредную тётку, которая всем порядком надоела и которую давно пора прогнать с глаз долой. Чучело делалось из соломы и обряжено в яркую одежду.
3. Солнце. Люди верили, что в преддверии весны он борется с морозами. И по одной из версий именно в его честь люди пекли блинчики. Круглые угощения по форме напоминали солнце - вестник тепла.
4. Блины. Масленицу на Руси встречали с весельем, играми и блинами, которые символизировали круглое и румяное солнце. Этот славянский праздник с языческих времен олицетворяет начало весны. Люди верили, что красивые и вкусные блины помогут задобрить солнце, которое отогреет землю и подарит богатый урожай.
5. Костёр. В костер, в котором сжигалось чучело, обычно выкидывали и старые вещи, а пепел развеивали по полям. С новым урожаем наступала новая жизнь. Также люди считали, что с огнем уходят их беды и невзгоды. Именно поэтому это всегда сопровождалось песнями и плясками.
6. Петушок. Петух почитался как символ огня и символ Солнца. Такая особенность петухов, как кричать на самом рассвете, предупреждая всю округу о том, что близится светлое время суток, сделало их популярными в мифологии и верованиях славян.
2. Теоретическая часть.
Педагог. Россия богата своими традициями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси.
Педагог. Давайте рассмотрим репродукцию картины художника Бориса Михайловича Кустодиева «Масленица».
В картине отразились зрелищность и красота народного русского праздника, символизирующего проводы долгой зимы. Ярмарки, гулянья, балаганы увлекают художника как проявление творческой энергии народа. Изображение воспринимается одновременно и как реальная сцена, увиденная наяву, и как роспись лаковой шкатулки. Для воплощения красочности народного праздника мастер находит форму, близкую народному искусству. В сказочной заснеженной стране все пронизано движением: мчатся тройки, мелькают пятна ярких одежд, переливается множеством оттенков снег. Художнику одинаково дороги шатры церквей и шатры каруселей, все это - олицетворение стихии народной жизни. Энергия движения и радость бытия словно торопятся расколдовать холодное царство зимы. И все же праздничное ликование неотделимо от невольного ощущения призрачности этого мира, уходящего в прошлое.
Пальчиковая игра «Солнышко – ведрышко».
Солнышко-вёдрышко! Руки поднять и развести в стороны
Взойди поскорей, освети, обогрей Руки развести перед собой
Телят да ягнят, Пальчиками правой руки «пробежаться» по левой руке снизу вверх
Еще маленьких ребят. Пальчиками левой руки «пробежаться» по правой руке сверху вниз
3. Практическая часть.
Педагог. Масленица – массовый праздник, с участием людей независимо от возраста. Скоро и у нас в детском саду будет праздничное гулянье «Широкая Масленица». Чтобы о нашем празднике узнало и пришло как можно больше людей, нам необходимо создать афишу – приглашение.
Педагог. Афиша – это сообщение, которое должно привлечь, заинтересовать аудиторию. При создании афиши, а именно так мы привыкли называть анонс любого события, необходимо помнить о 3-х составляющих: что писать, как писать и чем иллюстрировать.
Рассмотрим одну из составляющих, которую мы будем использовать при составлении афиши «Чем иллюстрировать».
Подбор рисунка – сложный и ответственный этап, хотя многим может показаться иначе. Подходящая картинка – это не всегда первое, что приходит на ум. Интересные, варианты обращают на себя внимание больше, чем растиражированные символы. Конечно, хорошо, когда над афишей работает художник, но, если такой возможности нет, нужно более критично производить подбор материала и избегать формальных решений.
Педагог. Ребята, сегодня мы побудем с вами в роли художников по созданию афиши. Для начала давайте рассмотрим картинки, которые лежат на столе. Как вы думаете, они подойдут для приглашения на праздник Масленица? Почему? (Ответы детей).
Педагог. Итак, начнем. Для изготовления афиши - приглашения нам понадобится: ватман – 1 лист, ножницы, клей, салфетки (по количеству детей, иллюстрации (приложение).
Описание.
Сначала нужно выбрать картинку и вырезать ее по контуру. Когда все иллюстрации будут готовы, необходимо разложить их на листе ватмана для того чтобы увидеть всю композицию афиши. Затем взять клей и наклеить.
Рефлексия.
Педагог. Вот и готова наша афиша. Вам понравилось создавать ее? Почему блин символ Масленицы? Какой символ Масленицы вам еще запомнился? Какую афишу вы хотели бы еще создать?
Итог.
Педагог. Молодцы. Нам очень понравилось с вами создавать афишу-приглашение. Вы много знаете и умеете, и надеемся, что узнали еще больше.