оксана чирковская
Конспект образовательной деятельности по экологии в старшей группе «Удивительные свойства воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Образовательные :
1. Познакомить детей со свойствами воды : без цвета, прозрачная, без запаха, без вкуса.
2. Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека.
3. Обучать детей навыкам проведения лабораторных опытов:
- закреплять умения работать с посудой, соблюдать необходимые меры безопасности.
- учить пользоваться пипеткой.
Воспитательные:
Публикация «Конспект образовательной деятельности по экологии в старшей группе „Удивительные свойства воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
1. Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту, прививать бережное отношение к воде.
Развивающие:
1. Развивать у детей фонематический слух.
2. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.
3. Учить отгадывать загадки.
Предварительная работа:
1. Беседы о воде, ее роли в жизни человека.
2. Проведение экспериментов с водой.
3. Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».
4. Использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Четыре стихии», «Разрезные картинки».
5. Чтение художественной литературы по теме «Вода».
6. Наблюдение за водой на прогулке.
Материал для занятия: кроссворд, прозрачные стаканчики, пипетки, пуговицы, картинки, молоко, гуашь, ватные палочки, моющее средство, схемы.
Ход занятия.
Часть 1
Воспитатель: Дорогие ребята! Посмотрите, у нас сегодня гости!
Давайте мы поздороваемся с нашими гостями и всем, что нас окружает.
Здравствуй небо (руки вверх)
Здравствуй вода (разводят руки в стороны)
Здравствуй земля (приседают)
Здравствуйте мои друзья (руки в перед)
1,2,3,4,5 (загибаем пальцы рук)
Вместе мы в кругу опять (беремся за руки)
Будем дружно мы играть.
Ребята, только что пришло видеосообщение. Давайте посмотрим.
«Доброе утро! Уважаемая Оксана Николаевна и уважаемые дети, приглашаю вас в мою волшебную лабораторию. Мне очень нужна ваша помощь. Если вы в течение 30 минут правильно выполните все мои задания и опыты, то спасете нашу планету Земля от стихийного бедствия и дождетесь моего возвращения с Космоса на Землю. Но, чтобы попасть в мою лабораторию, вам надо разгадать кроссворд и прочитать ключевое слово, которое откроет вам двери моей волшебной лаборатории. Помогут вам в этом картинки-загадки.
С уважением профессор Знаток.»
Воспитатель: Что будем делать? Будем спасать планету и поможем вернуться профессору на Землю? (Да) Вы напомните пожалуйста, что делают в лаборатории? Правильно, проводят опыты. А вы справитесь с заданиями уважаемого Знатока? Тогда приступим к выполнению заданий, чтобы попасть в лабораторию.
На мольберте кроссворд.
Воспитатель подходит к ребенку и предлагает вытащить
любую одну картинку и загадать загадку остальным детям
Ребенок:
Он так бесстрашен и могуч,
Что не боится горных круч-
Привык он с них всю жизнь срываться
И головою вниз бросаться,
И, поднимая тучи брызг,
О камни разбиваться вдрызг! Что это?
(водопад)
Ребенок: Молодцы! Правильно, отгадали.
Показывает картинку и помещает на мольберте. Воспитатель пишет слово «ВОДОПАД» в кроссворде.
Ребенок:
Над лесами, городами,
Над просторами полей
Проплывают караваны
Небывалых кораблей.
Держат путь вокруг земли
Эти чудо корабли. Это что?
(облака)
Ребенок: Верно, ответ правильный.
Показывает картинку и помещает на мольберте. Воспитатель пишет слово «ОБЛАКА» в кроссворде.
Ребенок:
Меня ждали,
Меня звали,
Показался - убежали. Это что?
(дождь)
Ребенок: Да. Отгадали. Все правильно.
Показывает картинку и помещает на мольберте. Воспитатель пишет слово «ДОЖДЬ» в кроссворде.
Ребенок:
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днем
Ищем, ищем – не найдем.
(роса)
Ребенок: Молодцы! Все верно.
Показывает картинку и помещает на мольберте. Воспитатель пишет слово «РОСА» в кроссворде.
Какое ключевое слово у нас получилось? Правильно! Это слово «ВОДА».
Воспитатель: Друзья мои! Смотрите, лаборатория открылась. Проходите, пожалуйста. Кто догадался, какие опыты мы будем делать сегодня в лаборатории?
Ребенок: Я думаю, мы сегодня поговорим о воде.
Воспитатель: Верно, мы будем изучать в нашей волшебной лаборатории свойства воды, ее значение в природе и жизни человека. Наши знания
Скажите пожалуйста, какая бывает вода?
Ребенок: Вода бывает разная: теплая – холодная, горячая – ледяная, пресная – соленая, прозрачная – мутная, чистая – грязная, газированная и т. п.).
Воспитатель: Как вы думаете, что вода делает?
Ребенок: Я думаю, во-первых, вода течет, например, по реке, по трубе, по каналу; вода льется из ведра, чайника; вода переливается из банки в чашку; она журчит, если сильное течение и есть на пути преграды; вода растекается по поверхности - это может быть дорожка, поле, лужайка, стол и т. д. ; вода капает с крыши, с крана; вода бурлит при закипании и превращается в пар, вода замерзает на морозе и превращается в лед, но и в тепле вода тает и вновь становится жидкой.
Ребенок: Я знаю выражение – Вода камень точит.
Воспитатель: Что это значит? Объясните пожалуйста?
Ребенок: Сила воды так велика, что она может грубый, шершавый камень превратить в гладкий, блестящий. Только это происходит в течение долгого времени.
Ребенок: Под лежачий камень вода не течет. Я думаю, что если человек не будет трудиться, то он ничего не добьется, будет бедным, несчастным. Вода не потечет, если не сдвинуть камень.
Воспитатель: Как ты считаешь, для чего вода нужна человеку?
Ребенок: Я считаю, что без воды невозможно жить человеку. Она нужна нам пить, мыться, купаться, готовить еду, стирать, поливать растения, мыть посуду и т. п.
Воспитатель: Что ты хочешь добавить?
Ребенок: Я хочу добавить, что вода нужна не только человеку, но и животным, птицам, они тоже пьют воду, цветы, деревья, кусты растут при наличии воды.
Ребенок: Вода может представить также большую опасность для человека. Стихийные бедствия в виде штормов, разрушающих волн, наводнения. Чтобы это не случилось, ученые должны изучать свойства воды в природе и предупредить несчастья.
Воспитатель: Молодцы, много знаете о воде. Теперь мы сможем проводить опыты и узнаем еще больше о свойствах воды, т. е. какая она вода?
Дети надевают халаты, подходят к столам
Часть 2
Опыт 1 «Вода не имеет вкуса»
Ребята, вы наверное захотели пить. Попробуйте воду из стакана и скажите, какой у нее вкус?
Дети: Вода не имеет вкуса.
Воспитатель: Давайте мы это проверим? Что ты предлагаешь?
На столе стоят ваза с сахаром и блюдечко с кусочками лимона
Ребенок: Я предлагаю положить в стаканчик с водой кусочек сахара, попить и сказать, что изменилось?
Дети: Вода стала сладкая. Мы изменили вкус воды.
Ребенок: А я прошу вас добавить в стаканчик с водой кусочек лимона, попить и сказать, что изменилось?
Дети: Вода стала кислая.
Ребенок: Правильно, сама вода не имеет вкуса. У воды появляется вкус только после добавления в нее сахара, лимона и других фруктов.
Воспитатель: Итак, какой же вывод?
Дети: Вывод: вода не имеет вкуса.
На фланелераф выставляется схема.
Опыт 2 «Вода не имеет запаха»
Воспитатель: Ребята, теперь понюхайте воду в стаканчике. Как она пахнет? Дети: Вода не пахнет, вода не имеет запаха.
Воспитатель: Как ты думаешь, как это мы можем проверить?
На столе в вазочке нарезанный или тертый чеснок.
Ребенок: Я думаю, в стакан с водой нужно положить чеснок, перемешать ложечкой и опять понюхать. Чем пахнет вода?
Дети: Вода изменила запах, пахнет чесноком.
Ребенок: Правильно, сама вода не имеет запаха. Запах появляется только тогда, если добавить в воду лук, чеснок.
Воспитатель: Итак, какой же вывод?
Дети: Вывод: Вода не имеет запаха.
На фланелеграф выставляется схема.
Опыт 3 «Вода без цвета, прозрачная».
Воспитатель: Ребята, посмотрите, вода какая по цвету?
Дети: Вода прозрачная, без цвета.
Воспитатель: Давайте проверим? Что ты предлагаешь?
На столе стоят краски, кисти.
Ребенок: Я предлагаю добавить в воду краску, перемешать и сказать, что изменилось?
Дети: Вода изменила цвет, она стала красной, синей, зеленой и т. д. Воспитатель: Почему вода изменила цвет?
Дети: Краска растворилась и изменила цвет воды.
На столе стоят 1 стакан молока, 1 стакан чистой воды и
лежат 2 пуговицы
Воспитатель: Как вы думаете, для чего нам нужны молоко, вода и пуговицы?
Ребенок: Может быть пуговицы положить в стаканы и сравнить, в каком стакане мы их увидим? Давайте теперь сравним воду и молоко. В оба стакана положим пуговицы. В каком стакане мы видим пуговицу? (ответы детей).
Дети: Пуговица хорошо видна в стакане воды, ее не видно в стакане молока.
Воспитатель: Итак, какой же вывод?
Дети: Вывод: Вода не имеет цвета, она прозрачная.
Воспитатель: Вы хорошо поработали и можно отдохнуть.
Физкультминутка «Ходят капельки по кругу».
Воспитатель: Полина – ты будешь Солнышком, Даша ты будешь мама Тучка, а вы Дети –Капельки и им пора отправляться в путь.
Звучит музыка, напоминающая звуки дождя.
Дети-Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать.
Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками.
Дети-Капельки составляют маленькие ручейки, взявшись за руки по 3-4 человека.
Встретились ручейки и стали одной большой речкой.
Дети-Капельки соединяются в одну цепочку – ходят змейкой.
Плывут капельки в большой реке, путешествуют.
Текла-текла речка и попала в большой-пребольшой океан.
Дети-Капельки перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу.
Плавали-плавали Дети-Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз Солнышко пригрело. Появляется Солнышко, танцует. Стали Капельки легкими, потянулись вверх. Присевшие Капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх. Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, Капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротник не залезали, не брызгались. Теперь со мной побудьте, я без вас соскучилась.
Часть 3 Игра-эксперимент «Цветное молоко»
Воспитатель: Дети, нам теперь предстоит провести очень интересную игру-эксперимент. Я прошу вас выполнять мои задания.
1. Итак. налейте, пожалуйста молоко в тарелку.
2. Добавьте в него по несколько капель краски.
Старайтесь делать это аккуратно, пользуйтесь пипеткой, чтобы не двигать тарелку.
3. А теперь возьмите ватную палочку, окуните ее в моющее средство и дотроньтесь ею до центра тарелки с молоком. Посмотрите что произойдет!
Что происходит в тарелке?
Дети: Молоко начинает двигаться, а краска перемешиваться.
Воспитатель: Вам это нравится?
Дети: Очень нравится! Красиво! Настоящий салют в тарелке!
Часть 4 Рефлексия
Воспитатель: Получились наши опыты? (Да) Уложились во времени?
Дети: Да за 30 минут нам удалось выполнить все задания профессора. Ждем возвращения профессора Знатока на землю. Мы спасли планету от стихийных бедствий.
Воспитатель: Чем же мы помогли нашей планете?
Дети: Мы теперь знаем, если изучать свойства воды и значение воды в природе и жизни человека, то на земле будет больше радости и меньше беды. Мы должны знать, какую пользу мы получаем от воды и какую опасность может представить вода для жизни людей на земле.
Воспитатель: Какое у вас настроение? (хорошее, радостное)
Посмотрите, вот и профессор Знаток приземлился.
Профессор Знаток: Спасибо, мои юные друзья. Благодаря вам, я благополучно вернулся на землю. Вы с сегодняшнего дня являетесь юными исследователями. Вы достойны медали «Лучше всех». (вручает)
Дети с Оксаной Николаевной и профессором Знатоком подходят к компьютеру, смотрят видеоролик о воде.