Анна Шестопалова
Консультация для педагогов «Формирование элементарных математических представлений в подготовительной группе»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
- Формировать элементарных математических представлений у дошкольников.
- Прививать интерес к математике, развивать математические способности.
Задачи:
- Формирование представления о количественных отношениях.
- Совершенствование навыки счета.
- Формирование представления об арифметических задачах.
- Формирование представления о числе.
- Обучение решению арифметических задач.
- Формирование представлений о временных отношениях.
- Формирование представлений о геометрических фигурах.
- Ориентировка в пространстве и на листе бумаги.
- Развитие психических процессов.
- Формирование навыков учебной деятельности.
Традиционные направления ФЭМП в дошкольном возрасте (математические эталоны):
- КОЛИЧЕСТВО И СЧЁТ:
1. Называть числа в прямом и обратном порядке (устный счет, последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число.
2. Знакомить с составом чисел в пределах 10.
3. Учить раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее (в пределах 10, на наглядной основе).
4. Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10.
5. Познакомить со счетом в пределах 20 без операций над числами.
6. Знакомить с числами второго десятка.
7. Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда (7 больше 6 на 1, а 6 меньше 7 на 1, умение увеличивать и уменьшать каждое число на 1 (в пределах 10).
8. Учить на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение (к большему прибавляется меньшее) и на вычитание (вычитаемое меньше остатка); при решении задач пользоваться знаками действий: плюс (+, минус (–) и знаком отношения равно (=).
- ОРИЕНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ:
1. Дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года.
2. Учить пользоваться в речи понятиями: «сначала», «потом», «до», «после», «раньше», «позже», «в одно и то же время».
3. Развивать «чувство времени», умение беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем; различать длительность отдельных временных интервалов (1 минута, 10 минут, 1 час).
4. Учить определять время по часам с точностью до 1 часа.
- ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ:
1. Учить ориентироваться на ограниченной территории (лист бумаги, учебная доска, страница тетради, книги и т. д.); располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение (вверху, внизу, выше, ниже, слева, справа, левее, правее, в левом верхнем (правом нижнем) углу, перед, за, между, рядом и др.).
2. Познакомить с планом, схемой, маршрутом, картой.
3. Развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы.
4. Учить «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз; самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы).
- ФОРМА:
1. Уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств.
2. Дать представление о многоугольнике (на примере треугольника и четырехугольника, о прямой линии, отрезке прямой.
3. Учить распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.
4. Моделировать геометрические фигуры; составлять из нескольких треугольников один многоугольник, из нескольких маленьких квадратов — один большой прямоугольник; из частей круга — круг, из четырех отрезков — четырехугольник, из двух коротких отрезков — один длинный и т. д. ; конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу.
5. Анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей; воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, представлению.
- ВЕЛИЧИНА:
1. Учить считать по заданной мере, когда за единицу счета принимается не один, а несколько предметов или часть предмета.
2. Делить предмет на 2–8 и более равных частей путем сгибания предмета (бумаги, ткани и др., а также используя условную меру; правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая, две части из четырех (две четвертых) и т. д.); устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям.
3. Формировать у детей первоначальные измерительные умения.
4. Учить измерять длину, ширину, высоту предметов (отрезки прямых линий).
5. Учить детей измерять объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры.
6. Дать представления о весе предметов и способах его измерения.
7. Сравнивать вес предметов (тяжелее — легче) путем взвешивания их на ладонях. Познакомить с весами.
- ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ФЭМП: -В подготовительной к школе группе образовательная деятельность по ФЭМП проводится 2 раза в неделю,
продолжительность образовательной деятельности – 30 мин.
- МАТЕМАТИЧЕСКИЙ УГОЛОК: Это специально отведённое, тематически оснащённое играми, пособиями, материалами место, художественно оформленное определённым образом, обеспечивает свободный доступ к находящимся там предметам, этим самым детям предоставляется возможность выбрать интересующую их игру или пособие математического содержания и играть индивидуально или совместно с друзьями.
Демонстрационный материал: раздаточный материал (счетный материал, дидактические игры, настольно-печатные и развивающие игры.